Д.Медведев: Добрый день, коллеги! Сегодня мы в формате окружного совещания обсудим здесь, на Дальнем Востоке, две крупные и, безусловно, связанные друг с другом темы: развитие в целом восточных регионов России и перспективы приграничного сотрудничества с нашими ближайшими соседями, с Китайской Народной Республикой и с Монголией.
Сначала несколько слов по общей проблематике развития восточных регионов. Конечно, мы исходим из того, что развитие восточных регионов нашей страны является для нашего государства безусловным приоритетом, я только что со студентами общался, как раз на эту тему мы говорили. Это внимание к развитию должно проявляться в самых разных формах, не только в форме посещения Дальнего Востока, Восточной Сибири руководителями государства, хотя это необходимо делать – и делать регулярно: посещения руководителями ведомств, руководителями крупнейших компаний – для того, чтобы решения, которые принимаются по тем или иным вопросам, принимались с учётом специфики жизни, а не исходя из московских представлений о том, как устроена жизнь на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также потому, что необходимо всё время держать руку на пульсе.
Мы старались в последнее время развивать самые разные инвестиционные программы, мы занимались социальными программами, я имею в виду и образование, и медицинскую помощь, и комфортное жильё. И считаю, продвинулись в этом направлении достаточно неплохо. Вы сами знаете, что было сделано.
Только что в рамках посещения Хабаровского края я посмотрел строящийся Центр сердечно-сосудистой хирургии, Тихоокеанский университет. Это те программы, которыми мы должны заниматься и в будущем. Но мы понимаем и то, что успех развития Дальнего Востока зависит, конечно, от развития транспортной и энергетической инфраструктуры: при развитии инфраструктуры будут создаваться новые рабочие места.
Мы должны заниматься сменой наших приоритетов, переходить от примитивного экспорта сырья к его переработке, созданию современных мощностей по переработке и получать максимальные выгоды от сотрудничества с другими государствами. Причём, конечно, речь идёт о всей линейке тех продуктов, которые выпускаются, создаются здесь.
В Правительстве сейчас завершается разработка Стратегии развития Дальнего Востока и ряда регионов Сибири; реализуются проекты в рамках соответствующих федеральных целевых программ; принят целый ряд оперативных решений. Часть из них являются исключительно резонансными, я имею в виду такие решения, как снижение стоимости авиаперелётов между городами Дальнего Востока и Центральной частью России. Эта программа уже работает. Но её нужно развивать.
Потенциал Дальнего Востока безусловно огромен. Он связан с природными ресурсами, с преимуществами географической близости к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Мы должны, конечно, заниматься сменой наших приоритетов, переходить от примитивного экспорта сырья к его переработке, созданию современных мощностей по переработке – и соответственно получать максимальные выгоды от сотрудничества с другими государствами. Причём, конечно, речь идёт о всей линейке тех продуктов, которые выпускаются, создаются здесь. Я имею в виду и нефть, и газ, и лесные ресурсы, и металл, и всё, чем богата наша земля.
Сегодня тяжёлая ситуация – кризис, но мы не должны останавливать те проекты, которые создавали так долго и с таким трудом. Мы не должны останавливать работу, даже если по каким‑то из этих проектов сейчас нет прямого движения. Тем более что в 2007 и 2008 годах на Дальнем Востоке, в Сибири наметилась положительная динамика, экономический рост был обеспечен масштабными проектами, крупными проектами, такими как «Сахалин-2», нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан и некоторые другие. Мы понимаем, что есть и другие крупные проекты, перспективные проекты, такие как строительство одного из самых больших в мире Восточного НПЗ, газоперерабатывающего завода, завода по производству минеральных удобрений. Будем заниматься и другими проектами в этой сфере. В любом случае это то, что относится, может быть, к самому главному и самому ответственному сегодня участку нашей совместной работы.
Теперь несколько слов уже собственно о приграничном сотрудничестве с Китаем и Монголией. Уже сегодня немалую часть нашей внешней торговли обеспечивают приграничные и соседние с нами регионы. К сожалению, в текущем году масштабы взаимной торговли начали сокращаться. Практически по всем государствам, по всем нашим торговым партнёрам идёт сокращение за этот период, который пройден, где‑то на одну треть, где‑то чуть меньше, где‑то чуть больше. Эта статистика нас не радует. Где‑то мы, я считаю, можем отыграть за счёт изменения отдельных товарных позиций, где‑то, наверное, отыграть не сможем. Но в любом случае нужно стараться выходить на те контрольные цифры, которые мы сами для себя ставили, в том числе и по объёму внешней торговли. И конечно, для нас принципиально важно формировать инвестиционную среду для взаимовыгодных проектов не только в сырьевых, конечно, отраслях, но и в высокотехнологичных.
Нужно формировать и другие вещи. Для нас крайне важно, с одной стороны, сформировать уважительное отношение к приезжим из‑за рубежа, без этого не может быть нормальной работы, а у иностранных рабочих, у иностранных бизнесменов – уважение к нашим законам и нашей культуре.
Теперь о конкретных приоритетах взаимодействия. Один из наших наиболее серьёзных и экономически перспективных партнёров – это, конечно, Китай. Он обладает не только ёмким для нашей промышленности рынком, но Китай, естественно, обладает и значительными финансовыми ресурсами, которые могут быть инвестированы в нашу экономику. Мы должны заниматься определением приоритетов сотрудничества с ним, думать о том, каким образом в нынешних условиях правильно структурировать финансовые отношения. Я считаю, что, кстати сказать, целесообразно проанализировать и опыт Китая по переводу торговли на расчёты в национальных валютах. Этот вопрос прорабатывался, мы обсуждали его с руководством Китая, и мы должны действовать в таком ключе.
Кроме того, мы исходили из того, что задачи подъёма Дальнего Востока, Забайкалья должны быть на рабочем уровне скоординированы с программами развития Северо-Востока Китайской Народной Республики. Вы знаете, что наши китайские партнёры позитивно отреагировали на это предложение, я лично обсуждал этот вопрос с Председателем КНР Ху Цзиньтао. Был подготовлен специальный проект программы сотрудничества, нами тоже выдвинуты специальные встречные предложения, которые в настоящий момент согласовывают эксперты. Эта работа должна быть продолжена.
У нас есть неплохое движение по целому ряду отраслевых и комплексных программ. В апреле этого года в Пекине подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, тем самым созданы условия для строительства ветки магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан в сторону Китая, а также для реализации очень крупного кредитного соглашения на сумму в 25 миллиардов долларов, которое было заключено между «Роснефтью», «Транснефтью» и Государственным банком развития Китая. Это большие серьёзные проекты.
У нас есть немало и других договорённостей в сфере энергетики. Надо привлекать китайские инвестиции в строительство объектов нефтепереработки, в нефтехимию, в угледобычу, в перевалку в дальневосточных портах, в создание генерирующих мощностей на территории Забайкалья и Дальнего Востока. Перед нами достаточно широкий спектр возможностей, касающихся ТЭЦ в Находке, Владивостоке, Уссурийске, в ряде других мест.
Серьёзные возможности также открываются с ещё одним нашим давним партнёром и союзником – Монголией. У нас есть немалый совместный опыт работы по таким крупным объектам российско-монгольского (когда‑то советско-монгольского сотрудничества), как «Эрдэнэт», «Монголросцветмет», УБЖД [Улан-Баторская железная дорога]. Это такие системообразующие проекты, системообразующие компании. Для монгольского государства это бюджетообразующие компании. И на этой теме, на этих проектах мы должны развивать и новые формы сотрудничества.
Со своими инициативами обратились к нам и монгольские партнёры. В частности, одна из них – это проект «Алтайское развитие». Его цель – это развитие сотрудничества Монголии, России, Казахстана и Китая в освоении полезных ископаемых, в совершенствовании транспортной и энергетической инфраструктуры, в развитии туризма, охраны окружающей среды. Эту идею мы должны продолжить изучать на экспертном уровне и выйти уже на конкретные программы.
Важная задача также состоит в освоении природных ресурсов. В повестке дня ряд проектов, в частности, касающихся участия компании «Ренова» и «Базовый элемент» в разработке монгольского угля. Надеюсь, что это позволит и нам кое‑какие задачи решить по загрузке наших предприятий работой и открыть новые перспективы сотрудничества.
Ещё одна совместная сфера работы – транспорт. Для эффективного развития регионов нам необходимы полноценные транспортные коридоры для транзита китайских грузов через порты Дальнего Востока и по Транссибу; мы должны совершенствовать железнодорожную структуру Монголии, помогать оптимизировать маршруты и грузопотоки при перевозке полезных ископаемых. Мы должны заниматься поставкой оборудования и подвижного состава, его последующим ремонтом, обеспечивать запчастями. Всё это относится к сфере наших интересов, и здесь, я считаю, мы могли бы правильно выстроить отношения с нашими партнёрами.
В завершение вступительного слова хотел бы отметить одну вещь. Конечно, в отдельных областях Россия, с одной стороны, Китай, Монголия, другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона выступают в качестве прямых конкурентов. Но это нормально в условиях рыночной экономики, ничего в этом нет удивительного. Главное, что, несмотря на конкуренцию по отдельным направлениям, мы являемся близкими, как принято говорить, стратегическими партнёрами – и из этого должны исходить при развитии базы наших отношений для взаимной и взаимовыгодной координации, развития партнёрства по всем направлениям. Я думаю, что именно этими вопросами мы сегодня и займёмся.
В.Басаргин: Спасибо, уважаемый Дмитрий Анатольевич.
Уважаемые коллеги!
Развитие Сибири и Дальнего Востока, безусловно, занимает особое место среди территориальных приоритетов России. Анализ текущего положения в экономике и социальной сфере в этих территориях сегодня показывает следующее. В Сибирском федеральном округе отмечен спад промышленного производства на 8 процентов к соответствующему периоду прошлого года, в Дальневосточном федеральном округе идёт рост на 3,4 процента. На Дальнем Востоке повысились темпы роста сельхозпроизводства, в меньшей степени снизился ввод жилых домов (14,9 процента против 25 в Сибирском федеральном округе), отмечается двухпроцентный рост инвестиций в основной капитал в отличие от Сибири, где отмечается спад на 14 процентов. Если в Сибирском федеральном округе доходы консолидированных бюджетов субъектов снизились на 9 процентов, то в Дальневосточном округе они возросли на 29 процентов.
В то же время различная ситуация в экономике несущественно сказалась на социальных показателях. К сожалению, доля уволенных и предполагаемых к увольнению от общей численности занятых превысила среднероссийский уровень в 10 из 12 субъектов Сибирского федерального округа и в 7 из 9 субъектов Дальневосточного округа. Задолженность по заработной плате на одного занятого в экономике в обеих территориях существенно выше среднероссийского. Все эти показатели есть в тех слайдах, которые сегодня представлены к этому совещанию.
К сожалению, нельзя сказать, что более благоприятные показатели развития экономики Дальнего Востока связаны с более эффективными антикризисными мерами. Инструментарий снижения влияния кризисных явлений субъектов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов практически идентичен. Здесь реализуются как представленные на федеральном уровне возможности поддержки занятости при взаимодействии с Минздравсоцразвития – содействие развитию ЖКХ за счёт средств фонда, снижение налоговой нагрузки на бизнес, – так и собственные мероприятия: это субсидирование процентной ставки по привлечённым кредитам, предоставление государственных гарантий на уровне субъектов, а также различные механизмы налоговых преференций.
Сложившаяся ситуация предопределила необходимость подхода к планированию развития Дальнего Востока и Байкальского региона как части общенациональной программы достижения долгосрочных стратегических целей. В соответствии с Вашим поручением, Дмитрий Анатольевич, Министерством регионального развития подготовлен проект «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года». Этот документ разрабатывался в тесном взаимодействии с наукой, с аппаратами полномочных представителей в Сибирском и Дальневосточном федеральном округах, с субъектами, входящими в эти округа, а также с бизнесом, который работает на данной территории. И направлен этот документ на развитие экономики территории в соответствии с инновационным сценарием Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Проект Стратегии был рассмотрен на заседании Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Шувалова Игоря Ивановича в феврале текущего года.
В Стратегии определены приоритетные направления развития указанных территорий. Основные из них (это уже было отмечено) инфраструктурные сектора: это транспорт и энергетика. В рамках реализации Стратегии предусмотрено создание эффективно действующей транспортной системы. Ею предусмотрено завершение строительства мостового перехода через Амур и реконструкция тоннеля под Амуром у Хабаровска, что позволит увеличить пропускную способность Транссибирской магистрали.
Для устранения узких мест намечено усиление пропускной способности станций Тайшет, Иркутск, Сковородино. Будут построены обходы Иркутского и Читинского транспортных узлов; введены в эксплуатацию либо реконструированы новые железнодорожные линии. Объём перевозок железнодорожным транспортом увеличится к 2025 году в 1,7 раза. Завершится строительство автодороги Чита–Хабаровск, что свяжет дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны. Реконструкция дороги Хабаровск–Владивосток увеличит возможность внешней торговли. Завершится строительство автодороги Вилюй до Якутска – решающая задача экономического развития вновь осваиваемых территорий.
Развитие энергосистем будет направлено на обеспечение энергетической безопасности территории и устранение инфраструктурных ограничений экономического развития региона. Предстоит решить проблему «запертых» мощностей юга Бурятии, юга Хабаровского края, а также изолированного Южно-Якутского энергорайона. Запланирован ввод Уссурийской ТЭЦ, Сахалинской ГРЭС-2. В целях энергообеспечения объектов трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан будет обеспечено энергоснабжение на участке Тайшет–Сковородино. Результатом станет полное и надёжное удовлетворение потребностей объектов хозяйственной деятельности и социальной сферы, которая в результате роста экономики возрастет к 2025 году более чем в два раза.
Другим важным направлением развития территории станет машиностроение, прежде всего судостроение. Здесь выделяются проекты по реконструкции и строительству предприятий в порту Восточный совместного российско-корейского судостроительного объединения, Дальневосточной судостроительной лизинговой компании в Приморском крае, Дальневосточного инновационно-технологического центра морских технологий. Не менее важным представляется строительство платформ добычи и нефти и газа на шельфе, а также гражданское авиастроение с ориентацией на экспорт, в первую очередь это производство самолётов «Суперджет-100» в Хабаровском крае. Есть хорошие перспективы производства оборудования для добывающих отраслей, малой энергетики, высокотехнологичной продукции и материалов, используемых для создания космической техники.
Также необходимо выделить химическую промышленность. На базе создаваемой газотранспортной системы будут построены газохимические и газоперерабатывающие производства на юге Приморского края. Строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан позволит создать там же нефтехимические производства. Значительное развитие получит углехимия и производство удобрений, нефтехимическое производство, развитие фармацевтики и бытовой химии в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Амурской, Сахалинской и Иркутской областях.
Добыча и увеличение глубины переработки полезных ископаемых будет развиваться во всех субъектах Дальнего Востока и Байкальского региона. В основном это добыча и обогащение угля, железных руд, руд цветных металлов и урана. В Иркутской области планируется создание международного центра по его обогащению.
Более эффективно будет расходоваться один из главных ресурсов территории – это лесной комплекс. Произойдёт расширение использования доступных лесных ресурсов и увеличение глубины переработки древесины в Амурской, Иркутской, Сахалинской областях, Еврейской автономной области, Хабаровском, Приморском краях и Якутии.
В агропромышленном комплексе приоритетом будет обеспечение продовольственными ресурсами местного населения и производство пшеницы для азиатско-тихоокеанского рынка в южной части территории Дальнего Востока и Байкальского региона.
Задача рыбохозяйственного комплекса – создание условий для приложения труда при формировании комфортной среды жизнедеятельности в поселениях побережья.
В результате реализации Стратегии к 2025 году резко возрастёт инновационная активность, объём инвестиций в расчёте на душу населения будет превышать среднероссийский показатель в 2,2 раза. Это крайне важно для реализации инфраструктурных проектов. Также реализация Стратегии обеспечит темпы роста валового регионального продукта Дальнего Востока и Байкальского региона, на 0,5 процентных пункта превышающие среднероссийские показатели, уже к 2011 году. В приграничных территориях обеспечены более высокие темпы роста душевого валового регионального продукта при одновременном увеличении в целом по территории Дальнего Востока и Байкальского региона численности населения, составляющей в настоящее время около 11,5 миллиона человек, на 2,5 – 3 миллиона.
Основным инструментом реализации Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона является федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». В настоящее время ведётся её корректировка в рамках антикризисных мер, и в перспективе планируется продление срока действия программы до 2018 года с увеличением объёмов финансирования из федерального бюджета, а также включение в состав субъектов, в которых реализуется программа, Иркутской области.
Одним из важнейших инструментов обеспечения социально-экономического подъёма восточных регионов России, использование которого должно быть чётко увязано с приоритетами развития соответствующих субъектов Российской Федерации, является приграничное сотрудничество. Крупнейшим партнёром на этом направлении является Китай, с ним заключено более 70 соглашений по линии субъектов Российской Федерации. Особенно сильны связи приграничных районов. Например, в торговле с Приморским краем доля Китая составляет 37 процентов (2,6 миллиарда долларов США), экспорт Еврейской автономной области на 97 процентов приходится на Китай, импорт – на 80 процентов. Его быстрорастущая экономика создаёт возможности формирования рынков сбыта для российских предприятий, активное стимулирование внутреннего спроса китайскими властями, которые заявляют о намерении потратить на эти цели до 1 триллиона долларов, формируют дополнительные благоприятные условия для продвижения российской продукции не только в сырьевой сфере, но и в промышленности, сельском хозяйстве и на рынке услуг. Это требует согласованных действий всех приграничных субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в том числе для стимулирования участия Китая в создании на российской территории производств, направленных на удовлетворение потребностей государств Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, речь могла бы идти об увеличении объёмов производства сои и продукции животноводства в Амурском и Еврейском автономных округах, инвестициях в деревообработку в Приморском и в Хабаровском краях. Сотрудничество в сфере повышения глубины переработки древесины может развивать положительный эффект, обеспеченный введением запретительных пошлин на экспорт круглого леса. То есть значительно, примерно на 30 процентов, снижение объёма экспорта кругляка, выручка от торговли лесом осталась практически неизменной за счёт повышения её доли в пиловочнике.
Вместе с тем по отдельным вопросам остаются проблемы. Так, в настоящий момент российский Дальний Восток и Сибирь интересны Китаю в первую очередь как рынок сбыта и ресурсная база. Остаётся сложным вопрос привлечения китайского капитала в экономику России. К примеру, в Амурской области работает около сотни предприятий с его участием, а доля капиталовложений Китая в объём иностранных инвестиций в этом субъекте едва достигает трёх процентов, в Приморском крае – всего 0,6 процента. Низкая заинтересованность китайского бизнеса объясняется ориентацией на вывоз сырья, а не на его переработку в России по причине более низких издержек в Китае.
Другой важный вопрос. Китай сегодня абсолютно доминирует в торговле с регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири, потеснив Японию и Южную Корею. Китайскими властями стимулируется приток товаров на российский рынок посредством организованной челночной торговли. Активно поддерживается идея создания зон приграничной торговли с льготным таможенным и пограничным режимом. Однако, по нашему мнению, российским интересам, как и в случае с привлечением инвестиций с Китаем, отвечает создание в первую очередь зон, нацеленных на развитие производства продукции с высокой степенью переработки на территории Российской Федерации.
Вызывает озабоченность миграционная обстановка. Ситуация характеризуется оттоком местных, в основном квалифицированных, высокообразованных кадров и интенсивным замещением собственных трудовых ресурсов эмигрантами из Китая и ряда стран СНГ. В связи с этим представляется целесообразным активнее применять региональные меры стимулирования закрепления местного населения, а также задействовать механизм Государственной программы по оказанию содействия добровольного переселения соотечественников, в том числе за счёт укрепления системы реальных стимулов к переезду на Дальний Восток.
Ещё один важный вопрос – это обустройство пунктов пропуска на китайской и монгольской границах. По нашему мнению, решение данного вопроса, в том числе в рамках готовящейся ФЦП «Государственная граница Российской Федерации. 2011–2016 годы», должно быть увязано с основными проектами программы развития. А пока складывается впечатление, что ясность в отношении перспективных пунктов пропуска есть только у Китая.
Все вышеуказанные факторы учитывались нами при подготовке российских предложений, разрабатываемых в соответствии с достигнутыми в 2007 году на высшем уровне договорённостями в программе сотрудничества между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири, Российской Федерации и северо-востока Китайской Народной Республики.
На наш взгляд, для эффективного приграничного сотрудничества необходима гарантия единой и системной работы на этом направлении. В связи с этим хотелось бы поддержать предложения о разработке основ комплексной политики Российской Федерации в отношении Китайской Народной Республики.
Что касается Монголии, здесь необходимо отметить определённый резерв в выстраивании приграничных отношений с данной страной, который пока используется не в полной мере. С этой страной заключено лишь 30 соглашений по линии субъектов Российской Федерации. Выделить можно только Республику Тыва, прорабатывающую совместно с Монголией девять проектов в сфере реконструкции автодорог, строительства энергетических мощностей, предприятий стройиндустрии, таможенно-логистических терминалов, предприятий по добыче и переработке полиметаллических руд. Всё чаще звучат предложения о сокращении числа пунктов пропуска на российско-монгольской границе. Существующие транспортные потоки в большей степени связаны с продукцией агропромышленного комплекса. Мы слабо продвигаем свою высокотехнологичную продукцию на монгольский рынок, что ведет к её вытеснению по ряду позиций аналогичной китайской продукцией.
Между тем Россия имеет весьма благоприятные возможности для продвижения своих интересов на территорию этого дружественного нам государства путём развития инвестиций, в том числе по линии среднего бизнеса; расширения присутствия на внутреннем монгольском рынке; усиления взаимодействия по линии различных органов власти, включая региональный уровень. Россия может вести эффективную политику в части использования экономики Монголии как важной сырьевой базы и рынка сбыта. Большим подспорьем в этой работе может стать повышение интенсивности сотрудничества в таких традиционных направлениях, как добыча меди, угля, золота.
В завершение выступления отмечу, что возможность эффективного приграничного взаимодействия подтверждают успешные примеры российско-китайского и российско-монгольского сотрудничества. Это проект по добыче облицовочного камня и рудного золота в Тугуро-Чумиканском и Аяно-Майском районах Хабаровского края, совместного предприятия горнорудной компании «Лантарская» и Хэйлунцзянской инвестиционной горнопромышленной компании, а также проект развития международного туризма «Алтай – Золотые горы», реализуемого на территории России, Китая, Монголии и Казахстана.
Реализация наших предложений по развитию приграничного сотрудничества в увязке с документами стратегического развития территории позволит расширить число таких примеров, снизить издержки при решении задач социально-экономического подъёма регионов Дальнего Востока и Сибири, обеспечить максимальное использование преимуществ этих территорий. Предложения о развитии приграничного сотрудничества, включая те, что прозвучат в ходе сегодняшнего совещания, мы предлагаем рассмотреть на заседании Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области в ближайшее время.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо.
<…>