Д.Медведев: Юрий Яковлевич, несколько дней назад я подписал закон о внесении изменений в закон об основных гарантиях прав ребёнка, который предполагает дополнительные меры, которые могут быть предприняты в смысле гарантирования этих прав как на федеральном, так и на региональном уровнях, в том числе по линии надзора.
С учетом специфики работы прокуратуры хотел бы, чтобы Вы доложили о том, какие меры Вы предполагаете принять по реализации этого закона и по надзору за его неукоснительным исполнением.
Ю.Чайка: Поправки, внесённые в Федеральный закон, абсолютно своевременные. Ежегодно выявляется более 500 тысяч нарушений закона в отношении несовершеннолетних. И те поправки, которые Вы внесли в Федеральный закон, об основных гарантиях [прав ребёнка] по исключению негативных факторов, влияющих на социальную защищённость, морально-нравственное воспитание, физическое состояние детей, абсолютно правильные.
Что мы уже сделали в организационном плане? Предполагается, что этот закон даёт возможность органам государственной власти субъектов Федерации принять соответствующие законы, которые тоже будут направлены на исключение негативных факторов. И я уже подписал позавчера поручение прокурорам субъектов Федерации, чтобы там, где прокурор обладает законодательной инициативой, а таких субъектов семьдесят, прокуроры сами подготовили эти законы и внесли в соответствующие законодательные органы, если нет этих законов.
Там, где прокуроры не обладают таким правом законодательной инициативы, чтобы они инициировали подготовку таких законов. А в тех субъектах Федерации, где есть такие законы, (по нашим данным, такие законы существуют не более чем в 2–3 субъектах Федерации), чтобы внесли соответствующие поправки с учётом действующего законодательства. Это первая позиция.
Вторая позиция. Я дал поручение подготовить координационное совещание правоохранительных органов, на котором поставить вопросы о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, потому что, как правило, следователи, когда расследуют то или иное уголовное дело, выявляют причины и условия, способствующие совершению правонарушения или преступления. И как раз мы на координационном совещании думаем проанализировать эти причины и условия, которые способствуют совершению преступлений несовершеннолетними, и дать соответствующие рекомендации правоохранительным органам. И не исключено, что мы даже привлечём к координационному совещанию и руководителей субъектов Федерации.
Несколько дней назад я подписал закон о внесении изменений в закон об основных гарантиях прав ребёнка, который предполагает дополнительные меры, которые могут быть предприняты в смысле гарантирования этих прав как на федеральном, так и на региональном уровнях, в том числе по линии надзора.
Д.Медведев: Конечно, нужно обязательно привлечь руководителей субъектов Федерации, потому что на них‑то как раз и лежит основная ответственность за исполнение этого закона. Поэтому Вы их привлеките к участию в реализации этого закона.
Ю.Чайка: Ваше поручение будет исполнено. Для нас это очень важно.
Третий момент. Мы уже начали (ещё до принятия этого закона) проверку исполнения законодательства в отношении как раз несовершеннолетних в целом по Российской Федерации.
По определённым направлениям мы уже приняли меры прокурорского реагирования, в частности, недавно, буквально неделю назад, мы внесли информацию в Правительство о несоблюдении гарантий по обеспечению жильём детей-сирот. Катастрофическая ситуация! Мы внесли информацию в Правительство, попросили Председателя Правительства, чтобы он принял меры через соответствующие министерства и ведомства.
В целом комплексная проверка ещё не завершена, я Вас проинформирую по результатам этой проверки. Мы постоянно мониторим ситуацию в отношении несовершеннолетних и в целом положение дел в отношении реализации законодательства, связанного с соблюдением прав и законных интересов граждан.
Д.Медведев: Юрий Яковлевич, хотел бы обратить внимание на этот закон – об изменениях в закон о гарантиях прав ребёнка. Это не самая простая тема. Общественность в целом выступила за то, чтобы мы такого рода полномочия субъектам Федерации передали, в том числе, по сути, и по контролю за действиями детей на улицах в определённый период времени.
И действительно: в тех субъектах Федерации, где имелась практика применения этого закона, в целом она себя неплохо зарекомендовала, потому что произошло снижение преступности среди несовершеннолетних, с другой стороны, дети просто были в лучшей степени защищены от тех проблем, которые могут возникнуть на улице.
В то же время – это задача прокуратуры – мы не должны допускать никаких перегибов в этой сфере. Мы должны понимать, что, естественно, здесь должны применяться нормальные правила, касающиеся несовершеннолетних как обычных людей, которые появляются на улице. То есть здесь должно быть всё сделано максимально строго и аккуратно, чтобы нам не создать какие‑то другие проблемы, которые могут быть связаны с некорректным применением этого законодательства. И это задача прокуратуры.
Ю.Чайка: Понял. Действительно, могут быть такие перекосы, потому что практики нет в абсолютном большинстве субъектов Федерации.
Д.Медведев: Чтобы не получилось, что всех будут хватать и таскать. Это тоже не та модель поведения, к которой нужно стремиться. Должна быть норма, которая исполняется, причём, естественно, желательно, чтобы она исполнялась на добровольных началах, как, собственно, и большинство других норм. Под страхом, конечно, принуждения, но чтобы это не превращалось в кампании.
Ю.Чайка: Так и будем действовать, Дмитрий Анатольевич.
Д.Медведев: Хорошо.
И ещё одна тема, которую я хотел упомянуть в разговоре с Вами. Не так давно, несколько дней назад, наши военные моряки [большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев»] задержали пиратов. Считаю, что нам нужно посмотреть на эту проблему как с точки зрения нашего уголовного права и уголовного процесса, так и с точки зрения создания, может быть, отдельной международной практики по этим делам.
Думаю, что можно было бы Вам вместе с МИДом, другими заинтересованными ведомствами вступить в контакт по этому поводу со своими иностранными коллегами, с тем чтобы посмотреть различные варианты привлечения к ответственности лиц, виновных в пиратстве. Потому как зачастую государства, откуда происходят эти пираты, никаких действий не предпринимают, а очень часто, по сути, способствуют такого рода преступлениям. От этого страдает огромное количество людей и значительное число судоходных компаний, просто интересы государств страдают.
Думаю, нужно посмотреть все возможности, включая, может быть, и создание какого‑то международного суда по этой тематике. Мы захватили этих пиратов, теперь нужно понимать, как действовать. Их же можно судить по разным законам.
И это на самом деле такая международная коллизия, которая, может быть, потребует или проведения конференции, или, ещё раз повторяю, может быть, даже выхода на создание какой‑то самостоятельной международной судебной инстанции.
Мы готовы к тому, чтобы делать это вместе с нашими иностранными коллегами. Я об этом говорил и своим зарубежным партнёрам, и наши военные моряки находятся в координации с военными моряками других стран. Но нам нужны не только собственно военные действия, потому что надавать им, что называется, «по мозгам» мы всегда сможем, но и нужны юридическая квалификация всего того, что происходит, и привлечение лиц, виновных в этих преступлениях, к ответственности. Подумайте над этим.
Ю.Чайка: Дмитрий Анатольевич, наш закон позволяет: если преступление совершается негражданами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации вне пределов Российской Федерации, то эти лица могут быть подвергнуты уголовному преследованию на территории Российской Федерации в соответствии с нашим законодательством. В Уголовном кодексе есть статья 227 «Пиратство», в которой в принципе и объективная сторона, и состав преступления налицо.
Вопрос в другом. Действительно, Вы правы абсолютно, могут быть сложности с точки зрения привлечения, установления личности и так далее, процессуальные нормы.
Д.Медведев: Конечно, тем более что с учётом того, что страдает довольно значительное количество государств от деятельности этих пиратов, считаю, что не только, подчёркиваю, силовой ответ, но и правовой ответ на то, что происходит, должен быть консолидированный, то есть совместный. Подумайте и переговорите с иностранными коллегами.
Ю.Чайка: Хорошо, мы сейчас и с Советом Европы, и со всеми проговариваем, всё сделаем.
Д.Медведев: Договорились.