Д.Медведев: Уважаемые коллеги! Мы с вами продолжаем практику проведения выездных заседаний президиума Государственного совета. Сегодня темой нашего разговора является один вопрос, но сложный и, естественно, очень важный для нашей страны – вопрос о задачах и состоянии допризывной подготовки, совершенствование системы допризывной подготовки молодёжи.
Я только что был в Воздушно-десантном командном училище, на областном призывном пункте. В общем и целом там всё, естественно, выглядит прилично. Училище вообще прекрасно выглядит, и на призывном пункте тоже всё хорошо. Но понятно, что подготовка к армии начинается задолго до попадания на призывной пункт и до поступления в училище. Эта подготовка начинается, собственно, в школе. И, естественно, она касается и сферы образования, и сферы здоровья, причём как физического, так и нравственного здоровья.
Нам нужно создавать действенную современную систему допризывной подготовки молодёжи.
Известно, что есть проблема с наличием подготовленных к военной службе молодых людей. Их становится не больше, а, к сожалению, меньше. За последние 20 лет число годных к военной службе людей сократилось практически на треть. Причём у более чем 40 процентов допризывников здоровье и уровень физического развития не соответствует требованиям армейской службы.
Напомню, что согласно утверждённой военной стратегии комплектование армии и флота на период 2020 года остаётся смешанным, причём трое из четырёх военнослужащих подлежат набору на основании призыва. И именно от их физической выносливости, от уровня ответственности, уровня образования будет зависеть, смогут ли они работать на современной технике, достойно переносить трудности воинской службы и, соответственно, быть готовыми к тем угрозам, с которыми сталкивается наша страна и на которые должна отвечать армия.
Нам нужно создавать действенную современную систему допризывной подготовки молодёжи. Чтобы её создать, нужны комплексные многоплановые решения. Необходима нормальная координация деятельности федеральных ведомств, регионов, муниципалитетов, учебных заведений и общественных организаций.
Знаю, что рабочая группа Госсовета тщательно проанализировала эти вопросы. С соответствующим докладом выступит Николай Кириллович Максюта, глава администрации Волгоградской области. Но я сейчас обозначу как бы рамку, цели и основные позиции.
Что нужно делать? Во‑первых, необходимо серьёзно модернизировать системы спортивной и технической подготовки допризывной молодёжи. Вы знаете, что у нас здесь есть свой собственный опыт, уникальный опыт. Он не идеальный, но он уникальный, и он действительно создавался в нашей стране.
Ещё не так давно миллионы людей занимались в секциях ДОСААФ, получая в том числе знания и навыки по военно-учётным специальностям. Именно в кружках авиамоделей и автомоделистов делали свои первые шаги многие наши прославленные лётчики, конструкторы, инженеры.
К сожалению, за последние 10 лет число молодых людей, которые занимаются спортом в РОСТО, как правопреемнике ДОСААФ, сократилось почти в 25 раз. То есть, иными словами, можно считать, эта работа вообще и не ведётся в нормальных объёмах, хотя для подготовки призывников эта организация имеет и технику, и учебные площадки. Конечно, не хватает современных средств обучения, не хватает нового оборудования, не хватает тренажёров. Но очень многое зависит и от активности тех, кто работает в этих организациях.
На грани развала оказалась спортивная авиация. Не так давно я даже на эту тему разговаривал, когда встречался с нашими женщинами, занимающимися совсем не женским трудом. В упадке находится и планёрный, и парашютный спорт. И это, конечно, упущенные возможности для страны, для нашего подрастающего поколения.
Я хотел бы обратить на это внимание Министерства обороны и Министерства по делам спорта. Ведь для многих молодых людей возможность бесплатно заниматься военно-спортивными и техническими видами спорта может стать и базой, и стимулом для занятий допризывной подготовки.
Понятно и то, что в условиях текущего финансового кризиса этими проблемами заниматься непросто, но делать это надо, нам деваться некуда. И поэтому я поручаю подготовить перечень необходимых мер государственной поддержки авиационных, технических, военно-прикладных видов спорта, который должен быть утверждён Правительством Российской Федерации.
Второе, что необходимо делать, на чём необходимо сконцентрироваться. Грамотных и продуманных действий требуют также вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодёжи. Эта тема вечная, но очень сложная. Не секрет, что у многих школьников уже сложилось негативное представление о военной службе. Они просто зачастую боятся идти служить в армию, на флот. Конечно, такое отношение необходимо менять как, собственно, в ходе службы, что и должны делать в Вооружённых Силах, так и до неё, в том числе с использованием возможностей средств массовой информации и других возможностей. Но самое главное, конечно, мы должны менять реальную ситуацию, чтобы она не была пугающей.
Я знаю, что во многих субъектах нашей страны накоплен интересный и полезный опыт работы в этой сфере. Предлагаю разработать и принять региональные программы допризывной подготовки молодёжи с финансированием в том числе и за счёт региональных бюджетов. А эффективность деятельности исполнительной власти (мы её оцениваем, есть набор критериев) оценивать в том числе и по показателям подготовленности молодёжи к военной службе. Потому что в конечном счёте, это такой синтетический показатель, который, по сути, отражает и здоровье молодых людей.
Третья тема, на которую хотел обратить внимание, ключевой элемент допризывной подготовки, – это обучение молодёжи основам военной службы и военно-учётным специальностям. Тем более что из‑за сокращения сроков срочной службы не всегда хватает времени на подготовку специалистов непосредственно в самой армии. Базовым курсом школьной программы в текущей ситуации сегодня на это отводится всего лишь 70 часов. Опыт ряда регионов показал, что даже в столь скромных временных рамках можно достичь довольно неплохих успехов. Необходимо использовать и такой резерв, как факультативные занятия, и действовать в соответствии с учебными программами, дополняя их вот этими факультативами.
В этой связи хотел бы также сказать, что я поручаю разработать нормативы по материально-техническому оснащению образовательных учреждений, которые участвуют в допризывной подготовке молодёжи, и включить их в федеральный образовательный стандарт общего образования, который существует в нашей стране.
Я обозначил общие вопросы, вопросы предстоящей работы. Конечно, создание эффективной системы военно-патриотического воспитания – это дело не нескольких дней, даже не месяцев, тем не менее надо этим заниматься. Мы все видим, как такого рода работа не формально, а, надо признаться, весьма и весьма эффективно ведётся в других странах. Мы тоже когда‑то такой опыт имели. Да, у него была, может быть, несколько иная идеологическая основа, но этот опыт был очень в целом позитивный. А служба в армии, защита Отечества, безусловно, относится к числу наших фундаментальных ценностей, которые мы должны отстаивать и защищать.
Думаю, нам нужно обсудить и вопрос концепции федеральной системы подготовки молодёжи к военной службе на период до 20-го года и, наверное, подумать о создании специальной межведомственной комиссии для координации такого рода деятельности и такого рода работы.
Предложений много. Не все они, наверное, сегодня окончательно проработаны. Давайте обсудим их целесообразность. Я готов выслушать и новые идеи, а также тот региональный опыт, который имеется в целой части наших субъектов Федерации.
* * *
Я только две вещи хотел бы сказать, которые нас всех волнуют сейчас.
Во‑первых, состояние здоровья призывников. Конечно, нужно разбираться, что происходило. Мы понимаем, в какой ситуации была наша страна и, собственно, люди в 90-е годы, когда просто и качество жизни существенно ухудшилось, и рацион питания изменился. Сейчас немножко другое время, но при этом мы должны посмотреть на проблему комплексно. Почему такие цифры пугающие? Казалось бы, сейчас должна ситуация меняться в лучшую сторону, однако, этого не происходит. Наверное, есть и какие‑то другие проблемы.
Мы понимаем на самом деле, как проходили медицинские обследования, скажем, выпускников в советские годы. Формально проходили, абсолютно формально. Сейчас это делается иначе. И если раньше с государством никто не связывался, то сейчас спорят. И, в общем‑то, это неплохо.
Есть ещё одна тема, на которую не нужно закрывать глаза, – коррупция на теме здоровья. Справки покупают, мы знаем это прекрасно. Я даже сейчас говорю не о том, чтобы сделать какие‑то специальные оргвыводы, но это те факторы, которые тоже влияют на эту статистику.
И ещё одна тема по подготовке наших допризывников в рамках той деятельности, которая ведется РОСТО. Я об этом уже говорил. Ну вот, например, могу привести данные по Рязанской региональной общественной организации. Тоже пока без оргвыводов, просто информация. Административное здание, улица Электрозаводская, дом 63, – помещение сдано в аренду коммерческим организациям. Рязанская автошкола, улица Новая, дом 92, – сдана в аренду коммерческим организациям. Внутренняя территория между рязанской автошколой и административным зданием используется под платную стоянку. Часть помещений тира рязанской автошколы сданы в аренду коммерческим организациям. Здание, предназначенное для морской школы, улица Есенина, дом 2б, – вместе с земельным участком продано. Часть объектов, расположенных на аэродроме «Протасово», посёлок Листвянка, – сдано в аренду коммерческим организациям. Понятно, если всё это распродать, то и готовить [специалистов] негде будет.
Я ещё раз подчеркиваю: это не значит, что всё это было нужно обязательно сохранить, но здесь должна быть какая‑то разумная государственная программа, а не усмотрение тех или иных уважаемых граждан, распоряжающихся общественной собственностью. Это в конце концов когда‑то на народные деньги создавалось.
* * *
У нас зачастую идут разговоры на заседании президиума Госсовета по таким вроде бы более глобальным вопросам, но, ещё раз повторяю, сегодняшняя тема очень важная, и хорошо, что мы специально сконцентрировались на ней.
Что я хотел бы сказать. Начну с некоторых комментариев к тому, что прозвучало. Идеи, которые высказывались, часть из них, во всяком случае, мне представляются разумными.
Что, в частности, я хотел бы поддержать? В отношении президентских кадетских корпусов. Я считаю, что, конечно, кадетские корпуса должны быть разные, в том числе и в субъектах Федерации должны быть свои кадетские корпуса, и очень хорошо, что это так. Но мы можем подумать о создании, скажем, в каждом федеральном округе по одному президентскому кадетскому корпусу, который тоже будет аккумулировать такого рода работу уже на окружном уровне, и, наверное, это может быть в плюс для той задачи, которая нас с вами сегодня объединила. Я такое поручение – проработать идею – дам.
Много интересных вещей было сказано Минтимером Шариповичем [Шаймиевым]. Во всяком случае, опыт сбора на военную службу, включая возможности телефона, ещё чего‑то, – это хороший опыт, который заслуживает и внимательного отношения, и тиражирования. Он и выпускников настраивает определённым образом, и призывники будут чувствовать себя, может быть, комфортнее, и родители, может быть, будут тоже к этому относиться более внимательно. Поэтому мне кажется, что было бы неплохо это проработать.
В отношении телеканала «Звезда». У нас, в принципе, действительно сейчас этот телеканал распространяется далеко не везде, хотя нельзя сказать, что он совсем уж обижен вниманием. Тем не менее если говорить о будущем, то практически решён вопрос о том, чтобы у нас «Звезда» распространялась в качестве одного из общефедеральных каналов в рамках того цифрового пакета, на который мы должны выйти в ближайшие годы. То есть она попадёт в каналы так называемого общего доступа, которые будут распространяться через новое цифровое телевидение.
<…>
В отношении РОСТО. Я думаю, что мы можем принять к сведению то, что было сказано и руководителем организации. Совершенно очевидно, эта организация требует своей модернизации и в силу того, что прошло уже много лет с момента её создания, воссоздания в новом качестве, и в силу того, что никто из нас не может быть доволен успехами в её деятельности. Поэтому я полагаю правильным начать, собственно, саму работу по её реорганизации в структуру общественно-государственного образования и провести эту работу за короткий период, чтобы мы потом не возвращались ещё раз к тому, что этот процесс реорганизации в общественно-государственное объединение затянулся на годы. Я соответствующие поручения, естественно, дам. И хотел бы обратить на это внимание всех присутствующих. Или мы это всё сделаем разумным образом за короткое время, за короткие сроки, или судьбой этой организации будут заниматься уже другие органы, в том числе правоохранительные.
Я подпишу поручение, касающееся темы нашего сегодняшнего разговора, я имею в виду и концепцию федеральной системы подготовки молодёжи к военной службе на период до 2020 года, как поручение Правительству, и разработку нормативов по материально-техническому оснащению образовательных учреждений, участвующих в допризывной подготовке молодёжи, и меры господдержки, включая бюджетное финансирование авиационных, технических, военно-прикладных видов спорта по перечню, который утверждается Правительством. Это касается и единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности призывников, проработки вопроса о введении электронного паспорта призывника, предусматривающего учёт его физического и морально-психологического состояния. Министерство обороны должно будет внести предложения по образованию межведомственной комиссии по вопросам допризывной подготовки молодёжи к военной службе. И ряд других поручений.
С учётом того, что эта тема политическая, я хотел бы, чтобы общий контроль за всеми мероприятиями, в том числе и касающимися судьбы РОСТО и другими мероприятиями, осуществляла Администрация Президента.
Уважаемые коллеги, если будем работать, то решим и эту задачу.
Спасибо вам за участие.