Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы сегодня с вами собрались для того, чтобы обсудить перспективы развития нашей пенсионной системы – то, собственно, чем Правительство занимается регулярно. Тем не менее в эту работу были внесены определённые коррективы, связанные с глобальным финансовым кризисом. Но тем не менее основные решения уже, по сути, приняты, ряд позиций нам ещё необходимо согласовать.
В любом случае завершается подготовка проектов соответствующих федеральных законов. С 1 января следующего года изменяются принципы формирования доходов нашей пенсионной системы. Вместо единого социального налога будут введены страховые взносы – то, собственно говоря, что мы и обсуждали последние годы. Заработает страховая модель пенсионной системы. Работа в этом направлении была начата довольно давно, ещё, по сути, в 2002 году. Однако на свою полную мощность, на полную эффективность эта система должна выйти ещё относительно нескоро, не менее чем через десятилетие.
В любом случае, и это я хотел бы прямо сказать присутствующим здесь членам Правительства, в результате этих изменений действия наших пенсионных властей и наша пенсионная система в целом должны стать лучше, эффективнее и надёжней. Этого требуют от нас граждане, и в этом смысл деятельности Правительства.
Уже с 1 января следующего года трудовые пенсии старшему поколению будут повышены с учётом так называемого советского стажа работы, денежная оценка пенсионных прав, приобретённых до 1 января 2002 года, будет проиндексирована на 10 процентов плюс одинпроцент за каждый год общего трудового стажа до 1 января 1991 года. В результате средний размер прибавки к пенсии составит для тех, кто старше 70 лет, порядка 1650–1700 рублей, для тех, кто в возрасте от 65 до 70 лет, эти доплаты составят около 1300 рублей, и для более молодых пенсионеров – до 950 рублей.
Что же касается долгосрочных целей на период до 2020 года, нужно создать все условия для того, чтобы на пенсии человек получал не менее 40 процентов своего прежнего заработка.
Повышение пенсий старшему поколению позволит сократить число тех, чья пенсия ниже прожиточного минимума, до 3,2 миллиона человек, им будет установлена социальная доплата из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. В результате в 2010 году выплат пенсионерам ниже прожиточного минимума в нашей стране больше не останется – это, конечно, важный результат работы.
Далее. Чтобы избежать в условиях кризиса увеличения финансовой нагрузки на бизнес, было принято решение не увеличивать в следующем году тарифы страховых взносов. Об этом действительно и бизнес просил. Они останутся на уровне действующей в последние годы 26-процентной ставки единого социального налога, и их рост в целях балансировки пенсионной системы начнётся с января 2011 года, а не 2010-го. Но последствия этого необходимо окончательно просчитать и в случае необходимости дополнительно предложить компенсирующие меры снижения налоговой нагрузки.
Для страхователей, которые применяют так называемые специальные и льготные налоговые режимы, будет установлен переходный период с пониженными ставками страховых взносов. Вот об этом мы ещё сегодня должны договориться. Шкала начисления страховых взносов по тем решениям, которые приняты, станет не трёх-, а двухступенчатой. Страховые взносы будут взиматься с предельной суммы ежегодных выплат работнику до 415 тысяч рублей.
Одновременно будет изменён порядок начисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребёнком. Причём для значительной части лиц, получающих эти пособия, это приведёт к повышению размера пособия. Это тоже важное решение.
Что же касается долгосрочных целей на период до 2020 года, нужно создать все условия для того, чтобы на пенсии человек получал не менее 40 процентов своего прежнего заработка. Отмечу, что этих целей мы планируем достичь с использованием всех возможностей, включая, естественно, использование средств добровольных пенсионных накоплений, в том числе через систему негосударственных пенсионных фондов, которые нуждаются в поддержке и развитии.