Д.Медведев: Алексей Леонидович, у нас впервые Правительство в этот понедельник отчиталось перед Государственной Думой. Расскажите, каковы Ваши впечатления.
У нас также уже прошёл первый квартал. Каковы итоги исполнения бюджета за этот период?
И сейчас Вы работаете над окончательной версией антикризисного плана. Будут ли в него внесены какие‑то корректировки по итогам общения Правительства Российской Федерации с депутатами Государственной Думы? И вообще, обсуждение этого документа в экспертных средах, с представителями бизнеса – есть ли какие‑то дополнительные идеи и что нужно сделать?
А.Кудрин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В понедельник в Госдуме прошло обсуждение антикризисной программы и обсуждение поправок в бюджет 2009 года в первом чтении. По сути, весь день был этому посвящён. И где‑то ближе к восьми часам уже завершалось обсуждение бюджета и трёх государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. Эти изменения связаны с изменениями как по дополнительной индексации пенсий, уточнением доходной базы этих фондов с учётом новых прогнозов и также уточнением бюджета.
К сожалению, мы всё время первый квартал неудачно начинаем. Это не в этом году произошло: и в прошлом году так было, и в позапрошлом. Эту инерцию надо ломать. Особенно она опасна, конечно, в период кризиса, потому что если в обычный год всё действительно легко навёрстывается, то сегодня то, что у нас ряд предприятий, например, оборонно-промышленного комплекса до сих пор не имеет контрактов в рамках государственных заказов, – это печальное событие.
В первом чтении Государственная Дума поддержала параметры нового бюджета и тем самым учла дефицит федерального бюджета на этот год – 7,4 процента ВВП в рамках прогнозируемого развития нашей экономики. Уже сейчас идёт работа над поправками к бюджету. И поправки поступают из субъектов Российской Федерации, из комитетов и от фракций.
Должен сказать, что некоторые поправки представляют собой интерес, и мы готовы уточнить и нашу антикризисную программу, и бюджет с учётом этих предложений. Если говорить о депутатских поправках, то, на наш взгляд, интересное предложение заключается в уточнении направления кредита, который мы хотим предоставить субъектам Российской Федерации по льготной ставке в размере 150 миллиардов рублей. Одна из поправок, которую мы готовы поддержать, специально предполагает выделение в этом кредите 25 миллиардов рублей исключительно на дороги в субъектах Российской Федерации. Это позволит сохранить на запланированном первоначально очень высоком уровне финансирование субъектов Российской Федерации по дорогам. И в данном случае министры профильных министерств поддержали это предложение.
Одна из поправок, которая прозвучала в выступлении Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина, заключается в увеличении поддержки ипотеки в стране. И мы дополнительно решили за счёт первоначально спланированного увеличения капитализации банков направить часть средств на капитализацию АИЖК [Агентства по ипотечному жилищному кредитованию] в размере 20 миллиардов рублей, и ещё 40 миллиардов Агентство получит в виде кредита из Фонда национального благосостояния. Суммарно на жилищное строительство тем самым в бюджете будет предусмотрено более 500 миллиардов рублей, что более чем в два раза превышает расходы на эти цели в 2008 году.
Д.Медведев: Как Вы считаете, эти деньги есть шансы использовать?
А.Кудрин: Да, думаю, что есть хорошие шансы использовать средства в этом году. Но даже эта величина действительно потребует потрудиться, чтобы реализовать с целевым назначением все эти средства, поскольку они пойдут и в городах, и по отраслям, и по сельскому хозяйству, по молодым специалистам в науке, по поддержке ипотеки, то есть по различным направлениям и каналам, которые позволят реализовать поддержку строительства жилья для населения.
Должен сказать, что мы в антикризисной программе учли Ваше поручение по инвалидам. И в настоящий момент в антикризисную программу вошли все поручения, которые Вы дали на заседании Совета по делам инвалидов, – соответственно и по центрам, которые сейчас бы специально уделили дополнительное внимание по работе с инвалидами, и по обустройству ряда социальных объектов, предназначенных для инвалидов.
Д.Медведев: Как я понимаю, в этом проекте изменений в Закон «О государственном бюджете» учтены и мои предложения в рамках ранее данного обещания обеспечить участников Великой Отечественной войны квартирами, потому что мы нормы некоторым образом корректировали. Так я понимаю?
А.Кудрин: Да, мы учли Ваше поручение, связанное с расширением метража для тех граждан, которые являются участниками Великой Отечественной войны: они сегодня все пенсионеры, и с учётом предложения на рынке жилья…
Д.Медведев: И реального размера квартир, скажем так.
А.Кудрин: Реального размера квартир, которые сегодня есть на рынке, которые рациональны с точки зрения дополнительного жилья для обеспечения ещё не обеспеченных граждан. Мы увеличили дополнительно и сам метраж из средств на сумму 35 миллиардов рублей в этом году. Соответственно такое же увеличение пропорционально произойдет в 2010 году с учётом завершения той программы, которая запланирована по обеспечению всех нуждающихся пенсионеров – участников Великой Отечественной войны.
Д.Медведев: Эти 35 миллиардов у нас входят в общий пакет поддержки жилищного сектора, который Вы определили в 500 миллиардов, или же это отдельно?
А.Кудрин: Да, входят.
Д.Медведев: Это уже входит.
А.Кудрин: Мы имеем в виду 500 миллиардов – это за счёт всех источников: включая военнослужащих, чернобыльцев, переселение граждан с Севера, там, где закрываются посёлки, и по поддержке молодых специалистов в различных областях и сферах, на выделение и субсидирование соответствующих кредитов по ипотеке в ряде отраслей и так далее, то есть это все направления. У нас в антикризисную программу добавлены меры поддержки медицины, добавлен специальный раздел «Культура» в антикризисную программу.
Д.Медведев: Вы с удивлением на меня смотрите, думаете, начну осуждать Вас за то, что Вы культурой занялись? Это как раз хорошо, Алексей Леонидович.
А.Кудрин: Нет, должен сказать, что во время выступления Владимира Владимировича Путина в Государственной Думе было справедливо отмечено, что в антикризисной программе этому недостаточно уделено внимания. Это касается соответственно и сохранения льгот на посещение учреждений культуры, и дополнительных выплат специалистам, артистам, художникам и творческим работникам в этой сфере.
Д.Медведев: Да, это на самом деле важно. Я недавно с Вашим коллегой разговаривал. У нас проблема в том, что ряд музеев, в которые ходят широкие слои населения, резко взвинтили цены на билеты, причём абсолютно немотивированно, вне какой‑либо связи с изменением курса, инфляцией и так далее. Я попросил в этом разобраться. Они разобрались – цены снизили, но, конечно, всё равно учреждения культуры нуждаются в поддержке, для того чтобы выстоять в условиях кризиса.
А.Кудрин: Да, конечно, мы знаем об этих фактах. Это связано с тем, что в субъектах Российской Федерации, к которым относится основная масса учреждений культуры, тоже прошли оптимизации бюджетов, и где‑то, конечно, срезаны расходы, которые пытались компенсировать увеличением оплаты. Конечно, здесь, наверное, ещё и в субъектах Российской Федерации тоже нужно будет провести очередные меры не только по тем федеральным учреждениям, которые мы контролируем.
Д.Медведев: Да, это очевидно абсолютно. Речь идёт не только о федеральных музеях – речь идёт и о музеях субъектов Федерации.
А.Кудрин: Учтены меры по образованию в части замещения бюджетных мест учащимися, которые имеют затруднения в оплате своей учёбы.
Целый ряд других поправок учтён, добавлен в части социальной помощи, контроля качества продукции, поскольку сегодня с учётом кризиса мы можем и в продовольственных магазинах получать некачественные товары.
Д.Медведев: Можем, но не хотелось бы получать некачественные товары.
А.Кудрин: Да, речь идёт о недопущении.
Д.Медведев: В отношении образования Вы упомянули: я как раз вышел с этой инициативой о том, чтобы студенты, которые нормальным образом учатся на платных местах, могли бы переводиться на бюджетные места, и чтобы им оказывалась поддержка. Так понимаю, что это в том числе и эти меры, которые Вы называли?
А.Кудрин: Да. И есть целый ряд добавок, которые связаны с развитием ряда перспективных отраслей, которые в условиях кризиса могут получить новые возможности: соответственно начиная от строительства жилья, пищевой, лёгкой промышленности, фармацевтики, автомобилестроения, внутреннего туризма, здравоохранения, образования как отраслей.
Хотел также сказать, что в целом у нас сейчас подводятся итоги первого квартала уже в условиях кризисного года. Это даёт серьёзные основания оценивать дальнейшие перспективы. Ситуация непростая. Могу сказать, что, по сравнению с первым кварталом прошлого года у нас доходы уменьшились на 202 миллиарда рублей. Если не учитывать доходы от размещения фондов (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), которые теперь в своей массе приносят дополнительные доходы, а в сопоставимом выражении сравнивать доходы первого квартала прошлого года, то доходы уменьшились на 473 миллиарда, или на 24,5 процента. Это примерно соответствует тому прогнозу, который мы имеем по году.
Д.Медведев: То есть грубо где‑то падение на четверть.
А.Кудрин: Падение сейчас идёт на четверть. По году у нас прогнозируется на 28 процентов. Конечно, очень велика неопределённость, которая сохраняется с учётом ситуации на мировых рынках и в России. Вместе с тем расходы мы увеличивали в этот период, и даже более плотно, чем обычно, профинансировали все мероприятия в первом квартале.
Расходы увеличились на 447 миллиардов, или на 33,6 процента, к прошлому году. Сюда входит и множество антикризисных мер, которые мы уже проводили по ряду отраслей по поддержке, в том числе пенсионной системы, по поддержке субъектов Российской Федерации, по ряду отраслей, которые мы называли: оборонно-промышленный комплекс, автомобильная промышленность и так далее.
В целом дефицит бюджета пока составил 50 миллиардов рублей по итогам первого квартала, то есть это небольшая величина – 0,1 процента с учётом имеющихся источников в первом квартале. Но в течение года мы ожидаем, что как раз остальной дефицит будет покрываться за счёт Резервного фонда, и поэтому мы примерно выйдем на пока прогнозируемые 7,4 процента.
Д.Медведев: То есть, на Ваш взгляд, сам по себе дефицит вылезет, собственно, чуть позднее?
А.Кудрин: Во втором, третьем, четвёртом кварталах.
Д.Медведев: Во втором–третьем квартале…
А.Кудрин: Потому что на самом деле ключевые расходы ложатся на второй, третий и четвертый кварталы.
Д.Медведев: Как обычно.
А.Кудрин: Поэтому сейчас в Правительстве проведён ряд совещаний по подготовке графиков заключения контрактов, ускорению заключения контрактов. В общем, в этом году мы не избежали проблемы первого квартала, раскачки по заключению ведущих контрактов. Это касается и строительства, и инвестиций по ряду министерств, и оборонного заказа. Везде у нас сейчас была заминка. Она также была связана с необходимостью уточнения бюджета.
В настоящий момент все министерства точно знают все свои расходы. Сейчас идет контрактация, и поэтому наша задача – за три квартала наверстать несколько упущенные в первом квартале темпы по ряду инвестиционных проектов и завершить соответственно год с учётом плановых расходов, которые составляют рекордную величину – больше 9 триллионов 700 миллиардов. Соответственно это будет поддержка субъектов Российской Федерации.
Д.Медведев: В отношении той «заминки», как Вы выразились, – это, конечно, плохо, что она произошла. К сожалению, мы всё время первый квартал неудачно начинаем. Это не только в этом году произошло: и в прошлом году так было, и в позапрошлом году. Эту инерцию надо ломать. Особенно она опасна, конечно, в период кризиса, потому что если в обычный год всё действительно легко наверстывается, то сегодня то, что у нас ряд предприятий, например, оборонно-промышленного комплекса до сих пор не имеет контрактов в рамках государственных заказов, – это печальное событие.
Они жалуются, в том числе мне на это жалуются, говорят о том, что им приходится прибегать к кредитованию. Кредитование сейчас осуществляется по вполне понятным очень высоким ставкам. И это, конечно, осложняет им жизнь. Поэтому весь тот провал, который был допущен, его нужно максимально быстро восполнять.
А.Кудрин: Эти меры уже определены. Соответственно поручения на комиссию Шувалова по антикризисным мерам даны. И сейчас все министерства составили графики выхода на плановые темпы контрактации и выполнения объёма и оплаты работ.
Д.Медведев: Хорошо.