Д.Медведев: Подвожу итоги нашей сегодняшней работы. Конечно, считаю, что создание Совета по делам инвалидов, иначе бы я просто этого решения не принимал, назрело. И, наверное, без созданного механизма деятельности на уровне Президента многие проблемы нерешаемы. Так у нас в стране власть устроена, так общество структурировано. Может быть, где‑то в другой стране можно было бы ограничиться каким‑то советом при министерстве или ещё как‑то поступить. У нас не работают так органы власти – нужны сигналы с самого верха. Поэтому будем работать, будем встречаться регулярно и на уровне Совета, и в наших рабочих органах Совета, я их предлагаю создать и поручить им соответствующую проработку тех или иных направлений.
Некоторые комментарии к тому, что прозвучало.
Михаил Борисович Терентьев говорил о безбарьерной среде, ну и я, собственно, говорил в своём выступлении. Согласен, что это важнейшая тема. Причём однозначно необходимо понимать эту безбарьерную среду как комплексное понятие. Это нельзя рассматривать просто как некий набор технологий. Это, конечно, не только техника, это и интеллектуальные вопросы, и нравственные вопросы. И именно в таком ключе и должно толковаться это понятие в ходе подготовки нормативного материала.
По поводу соответствующей ФЦП. Давайте подумаем о безбарьерной среде. Может быть, это можно сделать в рамках, допустим, какой‑то существующей ФЦП. В любом случае соответствующие позиции должны найти своё отражение в актах Правительства тоже.
Согласен с тем, что было бы неплохо создать советы при каждом региональном начальнике. В конце концов, если такой Совет есть при Президенте, почему этим должны заниматься на федеральном уровне и не должны заниматься на губернском уровне? Пусть создадут и работают. И считайте, что такую рекомендацию я нашим уважаемым губернаторам даю: надо создать при себе советы по делам инвалидов.
И ещё одна вещь, с которой я тоже согласен, из того, что вы называли, – оценка показателя эффективности деятельности власти. Считаю, что работа по проблематике инвалидов вполне может быть составляющей такого рода критериев, потому что, как мы с вами изначально договорились, о зрелости государства, общества, а соответственно, об успехах тех или иных органов власти можно судить в том числе и по отношению к инвалидам.
Ещё одна вещь, с которой я тоже согласен, – оценка показателя эффективности деятельности власти. Считаю, что работа по проблематике инвалидов вполне может быть составляющей такого рода критериев, потому что, как мы с вами изначально договорились, о зрелости государства, общества, а соответственно об успехах тех или иных органов власти можно судить, в том числе, и по отношению к инвалидам.
Теперь по переводу, сурдопереводу. Действительно, явный недостаток кадров. Такого рода поручение даже в заранее заготовленный перечень поручений моих уже заложено. Речь идёт о проработке вопроса о потребности в подготовке переводчиков жестового языка для предоставления услуг по сурдопереводу и предложениях по реализации. Но я согласен и с тем, что было сказано ещё: необходимо рассмотреть вопрос о подготовке соответствующих переводчиков на базе учреждений Минобразования, университетов. Эти преподаватели должны готовиться практически в каждом федеральном округе, потому что у нас огромная страна, и невозможно себе представить, чтобы всех сурдопереводчиков готовили в Москве, например, и только так мы сможем решить эту проблему.
Рад, что Государственная Дума поддерживает инициативы Президента, поэтому будем дальше работать в том же единстве, в котором и до этого работали.
На что хотел бы обратить внимание? И на то, что Вы, Андрей Константинович [Исаев], обращали внимание, и на то, что другие коллеги обращали внимание, вот только что тоже ряд товарищей у нас выступал по этому поводу, я в данном случае имею в виду Вячеслава Леонидовича Гришина и некоторых других. По ратификации Конвенции. Это серьёзная работа, очень серьёзная работа. Я недаром несколько раз оговорился, когда выступал со вступительным словом, о том, что мы думали, готовились. Это не должно превратиться в профанацию. Поэтому, конечно, нужно делать всё максимально внимательно и аккуратно. Я сказал о том, что работа должна вестись до конца года. Если вы посчитаете, что нужно больше времени, давайте отведём для этого большее количество времени. Но, с другой стороны, полностью пытаться все вопросы решить сразу же, затягивать ратификацию мне тоже представляется неверным, потому что мы потеряем темп. У инвалидов, вообще у наших людей в целом возникнет ощущение, что их послали в известном направлении и решили всё это куда‑то «замотать», что у нас неоднократно происходило с очень разными конвенциями. У нас многие конвенции, по которым мы не можем определиться, «парятся» по десятилетиям. Но уж раз мы приняли это решение, давайте будем ратифицировать в положенные сроки, те, что обозначены, но, может быть, по отдельным положениям, по которым мы чувствуем, что предпосылки не вызрели, или у нас есть ощущение, что мы просто не сможем реализовать их, сделаем такие нормативные акты, которые вводят отдельные положения Конвенции с отсрочкой во времени. Но тогда у нас весь массив начинает действовать, а какие‑то положения будут отсрочены, но это честнее, чем просто оттягивать ратификацию Конвенции.
Поддерживаю предложение обсудить компромиссный вариант закона, о котором Вы говорили, где говорится о всякого рода поддержке, связанной с пороговой численностью инвалидов, и восстановлении взноса, то, что больше всего обычно печалит. Снижение этого порогового взноса для государственно зависимых структур – обсудите это с Правительством, я такое поручение тоже дам. Точно так же нужно взвесить и потери налоговых льгот, и возможность проведения внеконкурсных государственных заказов.
Теперь то, о чём Александр Яковлевич Неумывакин говорил. Здесь тоже, естественно, по степени ограничения трудовой деятельности, позиция общая. Я дам поручение вернуться к законопроекту, ещё раз изучить тот законопроект, который находится в Государственной Думе и получил соответствующее отрицательное заключение.
Реплика: Есть аналогичный в Правительстве.
Д.Медведев: Давайте так поступим: если есть аналогичный проект в Правительстве, он не хуже, давайте на базе этого проекта подумаем. Меня устроит любой вариант, который вас устроит.
Теперь в отношении предприятий инвалидов, о которых вы достаточно активно и глубоко говорили. Действительно, должна быть разработана полноценная система стимулов, это особенно необходимо в кризисный период. Вот вы автопром приводили в пример. Согласен с тем, что необходимо, чтобы такого рода решения, которые сегодня принимаются по поддержке тех или иных отраслей промышленности, сопровождались и поддержкой наиболее уязвимых слоёв населения, в том числе инвалидов. Если мы государственные деньги даём – пусть ими правильно распорядятся. И, может быть, эти решения, которые Правительство принимает, должны быть обусловлены и поддержкой предприятий инвалидов, которые этими вопросами занимаются. В общем, здесь необходимо подумать о том, чтобы такая система стимулов была разработана – корректная, полноценная, нормальная, но и такая, которая всё‑таки не позволит к этим предприятиям примазываться различным жуликам. Вы тоже хорошо это знаете, такие попытки всегда предпринимались и будут предприниматься, потому что, понятно, это, так сказать, в природе, к сожалению, человеческой.
Теперь перехожу к тому, что Александр Вадимович [Ломакин-Румянцев] говорил по общенациональной программе, по проблемам лекарства, жилья. Мы в принципе и так этим занимаемся, поэтому я считаю, что это можно включить в план работы Совета, но при понимании того, что Правительство и так должно этими вопросами заниматься. Если какой‑то дополнительный импульс потребуется от меня, то я, естественно, его дам.
Кроме того, я не могу не согласиться, что вообще те решения, которые мы принимаем, – это принципиальная, если хотите, философская установка. Мы их принимаем не для инвалидов, а для всего общества. Во‑первых, потому что никто ни от чего никогда не застрахован, и об этом должен помнить любой начальник и вообще любой разумный человек. Во‑вторых, это просто наш социальный долг. Поэтому этим нужно заниматься, исходя именно вот из этой предпосылки, чтобы не появлялись такие издевательские письма, которые только что цитировали.
Заключение Правительства, которое Вы тоже упоминали, в любом случае необходимо получить, потому что, если законопроект долго лежит и по нему нет никакого ответа, нужно поступить честно, нужно дать ответ, а не просто куда‑то там его упрятать. Если Правительство считает, что сейчас денег нет или можно сделать в усечённом размере – такой ответ и надо дать, а не прятаться от ответа. Поэтому я предлагаю Правительству с этим определиться.
В отношении регламентов. Тут я не могу не поддержать идею доработать соответствующий законопроект о техническом регламенте, касающемся безопасности зданий и сооружений, с учётом тех предложений, которые есть и у инвалидов. Это тоже нужно включить в перечень проектов и поручений, которые по итогам нашего Совета будут даны.
Дальше то, о чём говорил Олег Николаевич Смолин в отношении закона об образовании лиц с ограниченными возможностями. Давайте доработаем соответствующий законопроект, посмотрим, что можно сделать.
По компенсациям в рамках паралимпийской темы – я тоже к этому вопросу вернусь.
И в отношении того законопроекта или закона, о котором Вы говорите, точнее, который, по сути, дестимулирует инвалидов работать. Нужно тоже будет посмотреть, каким образом его откорректировать, чтобы он не наносил такого рода ущерба.
Теперь в отношении того, что говорил Андрей Геннадьевич Чепурной. Поддерживаю идею общественно-государственного партнёрства по реабилитации. Это в принципе правильно.
В отношении выделения помещений. Конечно, здесь не должно быть ситуации, когда организации инвалидов оказываются в положении худшем, чем, скажем, малое предприятие. При всём уважении к малому бизнесу, мы бьёмся за его развитие, очень часто сами инвалиды работают в малых предприятиях, и, собственно, предприятия инвалидов рассматриваются как малые. Но здесь не должна быть конкуренция, здесь должна быть синергия, помощь должна быть в этом смысле.
Я, кстати, считаю, что идея государственного доклада по положению инвалидов в Российской Федерации – это, в общем, неплохая идея. Можно было бы к этому вопросу вернуться, если вы сами посчитаете это правильным. Если вы считаете, что в этом есть какой‑то дополнительный потенциал.
Пожалуй, всё. Александр Вадимович, если Вы считаете, что это всё можно в одном законе отразить, то я не против, естественно, как Вы понимаете. Я просто это комментировал, потому что каждый из присутствующих здесь говорил по этой теме, и говорил о тех или иных законопроектах. Давайте это всё сведём в один законопроект, у меня никакого возражения нет. Если такой законопроект уже существует либо на базе существующего в Государственной Думе законопроекта, либо на базе альтернативного какого‑то проекта, который есть в Правительстве, давайте постараемся эти вопросы решить.
А.Ломакин-Румянцев: Дмитрий Анатольевич, Александр Яковлевич Неумывакин и Олег Николаевич Смолин говорили об одном и том же законопроекте по ОСТД [ограничению способности к трудовой деятельности], который находится на заключении Правительства.
Д.Медведев: То есть это тот законопроект, на который нужно дать заключение и которого пока нет.
А.Ломакин-Румянцев: Который поддерживает Минздрав.
Д.Медведев: Понятно.
Я, собственно, уже всё сказал на эту тему. Правительство должно дать заключение на этот законопроект, причём честное заключение: вот здесь мы можем поддержать, а здесь, допустим, пока не можем, давайте к этому вопросу вернёмся. Но уж точно не нужно прятать это всё, так сказать, до бесконечности.
Обращаюсь ко всем представителям Правительства, которые здесь присутствуют – у Минздрава своя позиция, – имею в виду Минфин, Минобразования и другие уважаемые ведомства, которые должны подготовить ответ.
Уважаемые коллеги! Я подпишу перечень поручений, с учётом того, о чём мы с вами говорили. Он касается и разработки критериев эффективности органов исполнительной власти, и подготовки комплексных предложений по ратификации Конвенции о правах инвалидов, включая и безбарьерный характер, решения, о которых мы говорим, и другие вещи, и соответствующий закон о порядке установления размеров ежемесячной денежной выплаты инвалидам (здесь, я думаю, мы должны поработать быстрее, может быть, даже быстрее тех сроков, которые обозначены). И по созданию материально-технических условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ и обучение детей-инвалидов в образовательных учреждениях общего типа. По сурдопереводу я уже только что сказал. По госзаказу на выпуск отечественных автобусов, приспособленных для перевозки инвалидов, и по другим, кстати, госзаказам. Потому что мы сейчас все говорим о том, что у нас много госзаказов. Обязательно, если уж мы идём на прямую поддержку, на прямое субсидирование нашего бизнеса, наших компаний, крупных компаний, мы должны закладывать туда положения, которые будут облегчать жизнь инвалидов. Иначе зачем мы вообще обращаемся к нашим компаниям? Они должны это учитывать обязательно.
И по другим вопросам, которые сегодня здесь у нас с вами звучали.
Ещё раз хотел вас поблагодарить за работу, высказать надежду на то, что работа будет носить нормальный, полноценный, современный характер. Мы, конечно, не сможем очень быстро по каким‑то вопросам продвинуться вперёд, тем более сейчас непростая ситуация, но мы должны регулярно подводить итоги этой работы и чётко себе представлять картину, где мы продвинулись вперёд, а где остались на прежнем месте, в том числе и в реализации фундаментальных конвенций, о которых мы сегодня с вами говорили, и в подготовке основополагающих законов, посвящённых правам и возможностям инвалидов.
Спасибо вам за работу и до скорой встречи.