Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Сегодня у нас первое заседание Совета по делам инвалидов. Проблем, конечно, очень много. Хотел бы сразу сказать, что рассчитываю на ваше заинтересованное обсуждение этой столь серьёзной, важной и непростой для всех нас темы.
По данным, которыми пользуется Минздравсоцразвития, у нас в стране более 13 миллионов человек являются инвалидами. В соответствии с Указом, который я подписал, в конце прошлого года был создан наш Совет. Вы, собственно говоря, многие сами меня просили возродить такой Совет, он существовал пять лет, с 1996 по 2001 год, – поступило предложение его возродить. Считаю, что это правильно. Это предложение было мною поддержано, и сегодня мы с вами собираемся.
Наверное, особенно важно то, что мы с вами встречаемся не в простой, такой благостный период, хотя таких периодов в нашей истории почти не было, а в очень проблемный период развития нашего государства и общества. Понятно, что именно в этот период, период кризиса, страдает наиболее незащищенная часть населения. Кризис всегда бьёт по наименее подготовленным к кризису людям, по наиболее незащищённым людям. Конечно, это и на инвалидов в полной мере распространяется.
Не буду говорить дежурных фраз, хотя в качестве общего соображения, конечно, ещё раз скажу, что отношение к инвалидам всегда является показателем зрелости общества. И, естественно, мы должны этот показатель стараться выводить на максимально высокий, на максимально возможный в нынешней ситуации уровень. Естественно и то, что государство (наше государство по Конституции является социальным государством) обязано компенсировать те возможности, которые ограничены – во всяком случае, часть возможностей – у инвалидов, повышенным вниманием к нуждам этих людей, созданием необходимой инфраструктуры и эффективной нормативно-правовой базы.
У нас масса проблем в этой сфере, вы сами отлично это знаете, многие просто на собственном опыте, к сожалению. И когда инвалид не может попасть ни в магазин, ни нормально сесть в самолёт, на поезд, посетить музей, спортивный зал, кинотеатр, получить нормальное образование, это следует характеризовать не просто как равнодушие или невнимательность – это с юридической точки зрения прямое нарушение Конституции нашей страны.
Напомню, что тем не менее определённая работа нами ведётся: за последние годы пенсия по инвалидности выросла практически в два раза в реальном выражении. Для тех, кто впервые признан инвалидом или прошёл повторное переосвидетельствование, действуют индивидуальные программы, включающие медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. В стране создан 221 реабилитационный центр для инвалидов и 305 центров для детей с ограниченными возможностями.
В сентябре прошлого года после долгих согласований, непростых, наверное, размышлений Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов, которая предусматривает создание полноценной, как принято говорить, безбарьерной среды для инвалидов, обеспечивает их права на работу, на медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни. И, конечно, в соответствии с Конвенцией государство обязано уделять повышенное внимание воспитанию уважительного отношения к инвалидам.
Это фундаментальное изменение, потому что Конвенция – очень непростой для страны документ, который накладывает на нас весьма и весьма серьёзные обязательства. И Россия как ответственный член международного сообщества должна будет принять все меры для её исполнения. Соответственно от нас потребуются и корректировка законодательной и нормативно-правовой базы, и значительные финансовые затраты, что, конечно, в нынешней ситуации непросто. Тем не менее мы к этому готовы. В этой связи я поручаю Министру здравоохранения и социального развития подготовить комплексные предложения по ратификации Конвенции и представить их уже в окончательном варианте до конца года.
Отмечу и то, что Конвенция разрабатывалась в Организации Объединённых Наций при непосредственном участии отечественных экспертов. Значительная часть её базовых положений уже отражена в российском законодательстве, но ещё очень многое предстоит сделать для того, чтобы воплотить в жизнь самые современные подходы в этой сфере.
Сегодня более чем актуальны проблемы, связанные с образованием и трудоустройством людей с ограниченными возможностями, инвалидов. По данным Минздравсоцразвития, почти 6 миллионов из названной мною цифры, 13 миллионов инвалидов, – трудоспособны, однако получить работу смогли не более 15 процентов из них. Это, конечно, и плохо, и несправедливо.
Между тем люди, которые имеют инвалидность, и вы, собственно, своим примером это доказываете, очень часто добиваются самых впечатляющих результатов в общественной жизни, в работе. Среди них и известные политики, и общественные деятели, успешные предприниматели, видные учёные, мастера искусств и выдающиеся спортсмены, достижениями которых мы гордимся.
Когда инвалид не может попасть ни в магазин, ни нормально сесть в самолёт, на поезд, посетить музей, спортивный зал, кинотеатр, получить нормальное образование, это следует характеризовать не просто как равнодушие или невнимательность – это с юридической точки зрения прямое нарушение Конституции.
На Паралимпиаде в Пекине в 2008 году наша сборная завоевала 63 медали. Я встречался с паралимпийцами, они реально очень многое сделали для престижа нашей страны. Однако надо признать и то, что такие успехи зачастую достигнуты не благодаря, а, к сожалению, вопреки условиям, которые созданы для жизни этих людей в нашем государстве. Поэтому и государственные, и муниципальные организации, и объединения инвалидов, другие общественные объединения обязаны сообща вырабатывать стратегию и тактику совместной работы в этой сфере, но при необходимости, конечно, и корректировать уже ранее принятые решения.
Я только что говорил про Конвенцию ООН, но вы знаете, что в марте этого года мною также внесена на ратификацию в Государственную Думу Европейская социальная хартия, это тоже очень серьёзный документ. Она была подписана от имени Российской Федерации ещё в сентябре 2000 года, и мы тоже проделали довольно значительный путь, прежде чем приняли ответственное решение адаптировать эту конвенцию в наших условиях и приступить к её исполнению. Это тоже пример того, как нужно сообща работать. Здесь главное, конечно, не забегать вперёд. В то же время, если решения приняты, они должны исполняться.
Сегодня предлагаю сконцентрироваться на нескольких конкретных вещах. Во‑первых, напомню, что в 2004 году был изменён порядок определения ежемесячной денежной выплаты – так называемого ЕДВ – для инвалидов. Он был привязан не к группам инвалидности, как это было ещё с советских времен, а к другому показателю – степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Фактически этот размер стал зависеть от того, может ли человек работать, что, наверное, имеет как принцип право на существование, но в то же время не означает того, что с получением работы у человека исчезает инвалидность: она никуда не исчезает. В результате, и это самое главное (в конце концов вопрос не в критериях и не в принципах: они должны служить практическим результатам, их не надо фетишизировать, их не нужно превращать в какие‑то завоевания), был практический результат неприятный: материальное положение многих инвалидов ухудшилось. По тем данным, что мне представили, в денежном выражении потери составляют от 537 до 1208 рублей в месяц – деньги не лишние в любой ситуации, тем более в кризисной.
В этой связи я поручаю Правительству с учётом тех предложений, которые поступили, проработать новый порядок установления размеров ежемесячных денежных выплат инвалидам и внести соответствующий порядок в Государственную Думу, а к Государственной Думе обращаюсь с просьбой этот порядок рассмотреть – естественно, в консолидации усилий с Правительством.
Второе, на чём предлагаю сегодня остановиться. По имеющимся данным, лишь два процента автотранспорта общего пользования оборудовано приспособлениями для инвалидов. Это абсолютно недопустимо мало. Эту проблему можно было бы решить и в рамках госзаказа (его доля у нас не снижается, в кризисный период даже возрастает) на отечественную технику, автотехнику, средства на реализацию которой у нас действительно предусмотрены. При этом количество автобусов, которые оборудованы специальными приспособлениями для инвалидов, должно соответствовать современным нормам: по современным нормам таковых должно быть не менее пяти процентов от общего числа. У нас их несравнимо меньше, к сожалению.
И, наконец, третье, на что хотел бы сегодня обратить внимание в своём вступительном слове. В рамках национального проекта «Образование» мы с вами начали продвигать так называемое дистанционное обучение для детей-инвалидов и вообще для инвалидов. Доступ к современным образовательным технологиям должен быть обеспечен за счёт бюджета. Это, вне всякого сомнения, бесспорно правильный шаг, шаг в нужном направлении.
Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети и подростки могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и как минимум с самого раннего возраста – это, может быть, самое главное – не чувствовали себя изолированными от общества. Тем более что это обществу нужно не в меньшей степени, чем самим инвалидам.
Есть и другие предложения, мы их с вами обсудим.