Д.Медведев: Уважаемые коллеги, добрый день!
Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы рассмотреть один из существенных, важных документов для развития нашей страны – проект Стратегии национальной безопасности России на период до 2020 года.
Долгое время основой наших действий в этой сфере была Концепция национальной безопасности, принятая в 1997 году. Однако Россия уже совсем другая и перешагнула период, который был в 90-е годы, – переходный период, развивается уверенно, устойчиво, вышла на качественно новый, долгосрочный стратегический путь развития. У нас, и это, наверное, самое главное, несмотря на трудности текущего момента, появилась возможность смотреть вперёд, смотреть в будущее и участвовать в формировании этого будущего.
Понятно, что за прошедшие годы изменилась не только Россия, но и весь мир, существенно изменилась обстановка в мире, изменились угрозы. Ряд угроз, естественно, потерял былую актуальность, но появились новые, и соответствующие позиции тоже нашли своё отражение в подготовленной Стратегии национальной безопасности. Подчеркну, что это в целом фундаментальный и комплексный документ, он создавался на принципах преемственности государственной политики в сфере национальной безопасности и, естественно, в полной мере отражает систему национальных приоритетов, национальных интересов нашей страны. Главную идею этого документа можно кратко определить как безопасность через развитие. Такой подход отражает достижение стратегических целей, которые мы ставим перед нашей страной, и в полной мере увязан с Концепцией социально-экономического развития на период до 2020 года, с теми приоритетами, которые уже содержатся в этом документе.
Подчеркну и ещё один момент, немаловажный в сегодняшней жизни: Стратегия – это открытый, публичный документ, который прошёл обсуждение в федеральных округах и прошёл согласование со всеми заинтересованными ведомствами. Полагаю, что после его принятия и обнародования потребуется и определённая разъяснительная работа в части его основных положений, чем мог бы заняться Совет Безопасности и его Секретарь.
Отмечу также и то, что этот документ, который имеет общенациональный характер, не может быть реализован только усилиями власти, в достижении целей и приоритетов Стратегии необходимо участие всего общества. Это надо уже сегодня ясно осознавать на стадии рассмотрения этого документа.
Уважаемые коллеги! Постановка и реализация стратегических задач национальной безопасности особенно актуальны сегодня, в тот период, когда весь мир находится в кризисной фазе развития. Однако кризис не может и не должен быть основанием для того, чтобы мы сузили горизонты нашего планирования на будущее. Россия – страна, которая развивается, и нашей целью остается создание максимально высокого уровня жизни в России, высокотехнологичного общества с высокотехнологичной же промышленностью, с современным оборонным потенциалом.
В этой связи на рассмотрение нашего с вами заседания представлен также проект Основ стратегического планирования. Это уже методологический документ, необходимый для реализации долгосрочных национальных приоритетов. Причём Основы предполагают формирование как прогнозных документов, так и соответствующих распорядительных актов включая нормативно-правовые акты.
Стратегическое планирование – важнейший фактор устойчивого развития нашей страны, фактор обеспечения её национальной безопасности. Мы не раз говорили о том, что мы должны внедрять такого рода планирование в нашу повседневную жизнь и в дальнейшем просто не сможем обходиться без единого порядка в подготовке такого рода основополагающих документов. Вы знаете, что у нас очень часто доминируют ведомственные подходы, мы все с этим боремся, но далеко не всегда успешно. И вот как раз подобная раздробленность мешает двигаться вперёд.
Рассчитываю на то, что создание подобной целостной системы стратегического планирования будет способствовать тесной координации между федеральным центром, между субъектами нашей страны, регионами, муниципалитетами и гражданским обществом в целом. Фактически речь идет о формировании такой вертикали стратегического планирования под руководством главы государства. И такого рода планирование должно опираться на чёткую нормативную базу.
Кроме того, сегодня предлагается проанализировать и перечень критериев и показателей уровня национальной безопасности. Они охватывают целый ряд сфер: от социально-экономической до международной, включая и нравственные аспекты, и информационные аспекты общественной безопасности – в общем, всё, что требуется в этой ситуации. Рассчитываю, что принятие Стратегии национальной безопасности на период до 2020 года станет ещё одним важным шагом на пути решения наших долгосрочных задач, а безопасность как понятие комплексное, естественно, будет подвергнута в этом документе самому детальному анализу.
Мы понимаем, что безопасность – это не только наше внешнеполитическое окружение, вопросы поддержания обороноспособности, но и вопросы экономической безопасности. Мы исходим из того, что экономическая безопасность – это также составная часть Стратегии национальной безопасности.
Почему я об этом говорю? Потому что мы должны следить за теми событиями, которые происходят в мире, в том числе за теми событиями, которые затрагивают экономические интересы нашей страны.
Вчера состоялась специальная комиссия, мероприятие на уровне взаимоотношений между Евросоюзом и Украиной, посвящённое вопросам инвестирования в газотранспортную систему Украины. Довольно серьёзное, масштабное событие, которое завершилось принятием Декларации. Содержание этой Декларации как минимум вызывает ряд вопросов.
В этой связи я хотел бы, чтобы мы обсудили сейчас одну тему. У нас на следующей неделе запланированы межгосударственные консультации на уровне председателей правительств наших стран. Для того, чтобы нам определиться с тем, каковы последствия принятия этой Декларации, я предлагаю подумать о том, чтобы, может быть, нам перенести эти консультации на какой‑то срок для того, чтобы мы разобрались в тех решениях, которые были приняты.
Владимир Владимирович, каково Ваше мнение?
В.Путин: Мы внимательно ознакомились с результатами этой конференции и с принятой Декларацией. И, конечно, у нас возникают некоторые вопросы. Ключевым из них является следующий. Реализация планов развития газотранспортной системы Украины – а для нас это тоже важно, – ключевым фактором является объём прокачки газа, там так и написано. Связывается это с возможностью возврата кредитных ресурсов. Понятно, что ниоткуда этот газ не может взяться, кроме как с территории Российской Федерации. С нами этот вопрос никто не обсуждал. Я полностью с Вами согласен: для того, чтобы наши межправительственные консультации были продуктивными, нужно предварительно прояснить все детали.
Д.Медведев: Хорошо, давайте тогда так и поступим. Тогда такие консультации состоятся после прояснения соответствующих вопросов, которые возникли у российской стороны. Это один из примеров, который показывает, насколько вопросы национальной безопасности сегодня являются комплексными и насколько они должны быть увязаны с нашей внешнеполитической повесткой дня.
Давайте начнём работать. Слово для доклада – Секретарю Совета Безопасности Николаю Платоновичу Патрушеву.
Н.Патрушев: Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания!
На ваше рассмотрение выносится Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также документы, имеющие к ней непосредственное отношение, по вопросам стратегического планирования в Российской Федерации.
Работа над этим проектом, новой редакцией основополагающего документа взамен действующей Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 1997 году, началась еще в 2004–2006 годах, имелось соответствующее поручение Президента. Однако по различным причинам документ не был завершён и главе государства не докладывался.
Подготовка проекта в формате Стратегии активизирована поручением Президента России в июне 2008 года. Работа велась в рамках межведомственной рабочей группы при аппарате Совета Безопасности, в состав которой вошли представители органов государственной власти: Аппарата Правительства, Администрации Президента, аппаратов полномочных представителей Президента в федеральных округах, Российской академии наук, а также экспертного сообщества и крупных корпоративных структур.
Подходы к формированию проекта Стратегии рассмотрены научным советом при Совете Безопасности. Общий методологический подход и замысел проекта Стратегии одобрены Президентом. По поручению главы государства Стратегия обсуждена во всех федеральных округах в формате советов при полномочных представителях Президента с участием глав субъектов Федерации, руководителей региональных законодательных собраний, окружных органов исполнительной власти и организаций, а также в Российской академии наук. Документ прошёл многоступенчатое конструктивное обсуждение и получил поддержку. Стратегия согласована со всеми постоянными членами Совета Безопасности и с членами Совета Безопасности.
Постановка и реализация стратегических задач национальной безопасности особенно актуальны сегодня, в тот период, когда весь мир находится в кризисной фазе развития. Однако кризис не может и не должен быть основанием для того, чтобы мы сузили горизонты нашего планирования на будущее. Россия – страна, которая развивается, и нашей целью остаётся создание максимально высокого уровня жизни в России, высокотехнологичного общества с высокотехнологичной же промышленностью, с современным оборонным потенциалом.
При подготовке документа был также учтён отечественный и зарубежный опыт, в частности США, Канады, Франции, стратегического планирования обеспечения национальной безопасности. Мы исходили из того, что за последнее десятилетие органами государственной власти решены масштабные задачи в области устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности. Прежде всего, осуществлён комплекс политических и социально-экономических преобразований и реформ; укрепилась государственность; усилилось влияние институтов гражданского общества на достижение политического равенства, гражданской общности и юридической свободы российских граждан; качественно изменилось национальное законодательство, особенно в социальной сфере, в области защиты конституционных прав человека и гражданина; сформировались благоприятные условия для перехода страны к инновационному развитию; укрепилась национальная оборона; совершенствовалась государственная и общественная безопасность; развивались высокотехнологичные отрасли экономики, в первую очередь оборонно-промышленный комплекс; устранялись угрозы экологической и информационной безопасности. Страна уверенно и в конструктивном формате участвовала в становлении многополярной системы международных отношений.
В итоге были сформированы политические и экономические основы долгосрочного плана развития России на ближайшее десятилетие, известного как Стратегия-2020. Вместе с тем страна живет в условиях усиления мировой конкуренции и появления новых стратегических рисков, которые усугубил мировой финансово-экономический кризис, обозначились угрозы национальным интересам России, в первую очередь в социально-экономической сфере. Увеличивается доля безработного населения, усиливается социальная напряжённость, снижаются темпы экономического развития, инфляционные ожидания превосходят прогнозируемый уровень, возник дефицит бюджета, в сложных условиях работает финансово-банковская система.
В целом положение России может ухудшиться в ряде традиционных для нее сегментов мирового рынка. Безусловно, Правительство России принимает оперативные меры по государственной поддержке реального сектора экономики, по выполнению в полном объёме важнейших социальных обязательств государства.
Для развития внутренних и внешних конкурентных позиций требуется уточнение государственной политики, в которой обеспечение национальной безопасности на долгосрочную перспективу должно быть ещё более тесно взаимоувязано с устойчивым социально-экономическим развитием страны. Основы такой политики представлены в предлагаемом проекте Стратегии.
Во‑первых, Стратегия опирается на систему политических установок руководства страны по обеспечению национальной безопасности и защите национальных интересов России.
Во‑вторых, Стратегия в полной мере отражает ключевые положения Послания Президента Федеральному Собранию от 5 ноября прошлого года, в котором определены приоритетные направления в области внутренней и внешней политики государства. Напомню: это совершенствование политической системы, оптимизация государственного управления, консолидация усилий и ресурсов федерального центра и регионов на решении задач социально-экономического развития страны, повышение возможностей государства в области национальной обороны и безопасности, развитие новых технологий и создание основы национальной конкурентоспособности, следование идеалам многовековой отечественной культуры и духовности, повышение уровня и качества жизни российских граждан.
В‑третьих, в Стратегии сформирована новая оценка современных внутренних и внешних угроз национальной безопасности и стратегических рисков, оказывающих сдерживающее влияние на устойчивое развитие государства. Всем этим она существенно отличается от действующей Концепции национальной безопасности.
Хотел бы ещё остановиться на том, как соотносятся Концепция и Стратегия. Прежде всего, отличие состоит в формате документов. Концепция на момент её принятия в 1997 году формулировала всего лишь вектор деятельности государства в различных сферах обеспечения национальной безопасности, уточнялся порядок выявления угроз национальной безопасности. Стратегия же кардинально изменяет принцип обеспечения национальной безопасности, она определяет в качестве направления обеспечения национальной безопасности стратегические национальные приоритеты. Стратегия одновременно формирует новый механизм реализации консолидированных усилий государства и общества, а также оценки их результативности в такой сложной области государственного управления, как обеспечение национальной безопасности.
Важно: Стратегия исходит из фундаментального положения о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства и обеспечения национальной безопасности, при этом национальная безопасность, как это следует из Стратегии, обеспечивается путём достижения связанных между собой стратегических национальных приоритетов, к которым относятся: национальная оборона, государственная и общественная безопасность; и так же важно: повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнёрство.
Хочу обратить внимание: обеспечение достойных условий жизни человека в России признаётся таким же приоритетом обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления: обороноспособность и безопасность государства. В этом состоит важнейшая особенность рассматриваемой Стратегии, её социальная и социально-политическая направленность.
Главное содержание приоритета внешней политики заключается в создании благоприятных условий для устойчивого развития страны и обеспечения национальной безопасности. Это означает, что на долгосрочную перспективу мы будем стремиться выстраивать международные отношения на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества государств, опоры на международное право, обеспечения надежной и равной безопасности. Однако для защиты своих национальных интересов Россия будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключая затратную конфронтацию и новую гонку вооружений.
В целом в Стратегии уточняются цели, важнейшие направления и задачи развития системы обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу. Этому посвящён анализ и прогнозные оценки состояния и тенденций развития России в современном мире, даётся содержание национальных интересов страны и стратегических национальных приоритетов. Основное внимание сосредоточено на вопросах обеспечения национальной безопасности в рамках достижения каждого из стратегических национальных приоритетов по единой методологической схеме: от анализа угроз – к мерам по их нейтрализации.
В заключительной части рассматриваются организационные, нормативные, правовые и информационные вопросы реализации Стратегии. Кроме того, предусмотрен механизм оценки состояния национальной безопасности через контрольные показатели национальной безопасности. Перечень данных показателей, по замыслу Стратегии, подлежит периодическому уточнению в рамках системы мониторинга состояния национальной безопасности.
В Стратегии задействован необходимый терминологический аппарат, отвечающий современной трактовке проблем обеспечения национальной безопасности, предложены такие понятия, как «национальная безопасность», «национальные интересы России», «угроза национальной безопасности», «стратегические национальные приоритеты», «система обеспечения национальной безопасности», «силы и средства обеспечения национальной безопасности».
В целом в Стратегии сформированы меры и механизмы обеспечения национальной безопасности, направленные на реализацию политического курса развития страны. Достижение стратегических национальных приоритетов обеспечивается через консолидацию усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества страны.
Отмечу, что документ имеет практическую направленность, достаточно компактный, в нём отсутствует заимствованная иностранная фразеология. Полагаю, что выступающие дополнят доклад по вопросам, связанным с обеспечением национальной безопасности в социально-экономической сфере, а также в сферах военной, международной, региональной и научно-технологической безопасности.
Теперь остановлюсь на документах, которые связывают Стратегию с вопросами стратегического планирования. В первую очередь это Основы стратегического планирования в России, их неотъемлемая часть – Перечень критериев и показателей национальной безопасности. Вполне понятно, что формирование конкурентоспособной экономики и укрепление национальной безопасности могут быть достигнуты исключительно путём скоординированных действий федерального Правительства, региональных и местных властей, отечественного бизнеса, а также рационального использования ресурсов. Положение дел по этому вопросу на сегодняшний день далеко от совершенства. Единый порядок подготовки документов стратегического планирования отсутствует, а планирование сориентировано во многом на ведомственные интересы. В итоге важнейшие вопросы национальной безопасности в ряде действующих документов обозначены лишь формально. Глобальный финансово-экономический кризис только обострил необходимость совершенствования стратегического планирования. Поэтому Основы представляют единый механизм стратегического планирования, устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности.
Основы и Перечень уже рассматривались на оперативном совещании Совета Безопасности в январе этого года. В результате они существенно доработаны и согласованы. По предложению Правительства России их содержательная часть теперь объединяет и логически увязывает вопросы устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности. В целом Основы направлены на эффективную реализацию функций Совета Безопасности в интересах подготовки решений Президента по определению приоритетов внутренней и внешней политики государства.
Предлагаемая система показателей национальной безопасности является неотъемлемой частью стратегического планирования и по структуре соответствует стратегическим национальным приоритетам. Таким образом, через принятие Основ и Перечня предлагается ввести в практику порядок, систему документов, механизмы стратегического планирования, а также совершенствовать мониторинг уровня развития государства и состояния национальной безопасности. Центральное место в этом процессе занимают документы стратегического планирования, ежегодно представляемые на рассмотрение Совета Безопасности.
В связи с этим предлагается в текущем году представить на утверждение Президента следующие четыре документа: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция государственной и национальной политики Российской Федерации на период до 2020 года.
В заключение хотел бы обратить ваше внимание на комплекс основных мер по реализации Стратегии и относящихся к ней документов.
Мы исходим из того, что Стратегия и Основы являются системообразующими документами стратегического планирования и неразрывно связаны с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Убеждены, что именно это отвечает общей логике стратегического планирования. Поэтому реализация указанных документов должна быть осуществлена по единому комплексному плану мероприятий. Это предмет совместной работы в рамках Совета Безопасности, Правительства, Администрации Президента, полномочных представителей Президента, Российской академии наук.
Кроме того, должны быть решены вопросы всесторонней ресурсной поддержки нормативно-правового и информационно-аналитического сопровождения стратегического планирования. Принятие Стратегии потребует уточнения положений о заинтересованных федеральных министерствах и других органах исполнительной власти. Ряд концептуальных документов, в том числе на региональном уровне, должен быть также приведён в соответствие. Нам потребуется развернуть мероприятия по внутриполитическому и внешнеполитическому сопровождению Стратегии, особенно на начальном этапе её реализации. Мы хотели бы, чтобы принятие Стратегии и других связанных с ней документов благоприятно сказалось на укреплении доверия граждан к власти, содействовало бы позитивному восприятию международным сообществом внешней политики России и в целом было бы существенным вкладом в формирование консолидирующей национальной идеи.
Отмечу, что все постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности принимали самое непосредственное и активное участие в проделанной работе, высказывали конструктивные предложения и замечания, нацеленные на совершенство указанных документов.