Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Мы с вами встретились, чтобы обсудить очень непростую тему, которая не может оставить равнодушным ни одного нормального человека. Эта тема связана с борьбой с преступлениями против детей.
В прошлом году жертвами насилия в России стали 126 тысяч детей. В результате такого рода преступлений 1914 детей погибли, 12,5 тысячи детей числятся в розыске. По тем оценкам, которые дает Министерство внутренних дел, в социально опасных условиях живут 760 тысяч детей. Прокурорские проверки фиксируют неуклонный рост нарушений законодательства о правах и законных интересах несовершеннолетних.
Ситуация очень тяжелая. В этой ситуации бьют тревогу и государственные органы, и общественные организации нашей страны. К этой теме мы недавно обращались и в ходе коллегий, которые прошли в МВД и Генпрокуратуре. Однако хотел бы отметить, что сама по себе проблема выходит за рамки собственно правоохранительной деятельности.
Отношение к детям – это тот показатель, по которому можно судить о зрелости общества в целом, об уровне развития общества. Нам необходима нормальная система защиты детства во всех смыслах этого слова. Сегодня такой системы в стране просто нет, о чём говорят эти тяжелейшие цифры.
Хотел бы ещё раз отметить то, что борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер: это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная реабилитация пострадавших. Здесь нужны скоординированные действия всех государственных структур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений. Рассчитываю, что сегодняшнее совещание придаст этому импульс. Обозначу основные направления работы.
Первое направление. Эксперты, правозащитники и представители правоохранительных органов, все сходятся во мнении, что следует усилить уголовную санкцию за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних в рамках статьи 156 Уголовного кодекса, а также усилить уголовную ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления против детей, включая и необходимость закрепления невозможности условно-досрочного освобождения лиц, совершивших такие преступления.
Кроме того, есть необходимость ввести так называемый последующий контроль за теми, кто совершил преступление против несовершеннолетних, в том числе сексуального характера.
Второе. Чаще всего от такого рода действий – от психологического и физического насилия – страдают дети, живущие в неблагополучных семьях. По различным оценкам (хотя это плавающий критерий, как мы с вами понимаем), таковых у нас выявляется в год не меньше 100 тысяч семей. Дети, растущие в таких семьях, постоянно пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся жертвами преступлений, а зачастую сами совершают преступления.
Третье, что необходимо делать. Очевидно, что нужно кардинально усовершенствовать и саму работу социальных учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями. Соответствующие структуры – это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, общественные организации – должны вовремя распознавать по определённым критериям неблагополучные семьи и устанавливать контакт с ними, и, конечно, в необходимых случаях принимать решения.
Четвёртое направление – это соблюдение прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокурорские проверки выявляют десятки тысяч нарушений и показывают недостаточность государственного надзора, который осуществляют Рособрнадзор и Росздравнадзор. Хотел бы сегодня услышать о причинах такого положения.
И, наконец, пятое – это обеспечение безопасности детей, находящихся в образовательных, медицинских, спортивных и иных социальных учреждениях. Та трагедия, которая произошла осенью прошлого года в одной из школ Оренбургской области, вновь вскрыла самые тяжёлые системные проблемы: проблемы и по организации учебного процесса, и в осуществлении надзора за ним.
Техническое состояние зданий, пожарная безопасность, обеспечение пропускного режима – всё это должно быть в зоне постоянного внимания соответствующих структур, тех, кто отвечает за безопасность, и они же должны нести за это прямую ответственность, юридическую ответственность.
Случаи халатного и безразличного отношения к детям со стороны медицинского персонала, что тоже, к сожалению, встречается достаточно регулярно, отказ от своевременного оказания неотложной медицинской помощи должны также становиться предметом профессионального, общественного разбирательства и правового контроля.
Отношение к детям – это тот показатель, по которому можно судить о зрелости общества в целом, об уровне развития общества. Нам необходима нормальная система защиты детства во всех смыслах этого слова. Сегодня такой системы в стране просто нет.
Сейчас Государственная Дума рассматривает внесённый мной проект закона об изменениях в закон об основных гарантиях прав ребенка в нашей стране. По сути, этот проект обобщает десятки инициатив на эту тему по профилактике правонарушений против детей. Этот законопроект, надеюсь, в ближайшее время будет принят, как и те предложения, которые должны быть сформулированы по итогам нашего совещания в части, касающейся уголовной ответственности и иной ответственности за действия, направленные против детей.
Уважаемые коллеги! У той проблемы, которой мы с вами сегодня будем заниматься, нет простого решения, но повторяю, что всю работу, полноценную работу по предотвращению наиболее страшных, циничных преступлений в этой сфере можно вести только совместными усилиями всего общества.