Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Мы сегодня с вами остановимся на уточнении параметров федерального бюджета на текущий год и на приоритетах бюджетных расходов, которые, естественно, для нас являются сейчас самыми важными.
Вы помните, основные подходы к решению этого вопроса были определены на совещании 9 февраля этого года. Тогда же мы с вами и договорились, что министерства и ведомства вместе с Минфином проработают их более детально, и будет определена общая позиция Правительства по этому вопросу. О ней сегодня ещё раз и поговорим.
Что для нас является сейчас самым важным? Собственно, то, о чём мы неоднократно говорили – это выполнение принятых на себя государством социальных обязательств даже при условии снижения бюджетных доходов. В этой связи нам нужно определиться с направлениями расходов, которые позволят более эффективно реализовать меры поддержки финансовой системы, меры поддержки реального производства. Совещания на эту тему неоднократно тоже проходили и с участием Президента, и на площадке Правительства, ещё раз мы к этому вопросу вернёмся для того, чтобы иметь консолидированную позицию. Ну и, конечно, в целом они должны создать условия для устойчивого развития страны в среднесрочной перспективе.
По ряду направлений те расходы, которые существуют, не должны снижаться, а, может быть, даже и должны увеличиваться. И мы должны чётко и мотивированно определиться с тем, где осуществление бюджетных расходов позволит в максимальной степени развязать те проблемы, которые существуют, и сделать какие‑то вклады, заделы на будущее то есть, что будет способствовать максимальному увеличению внутреннего спроса на отечественную продукцию, в частности.
20 февраля на специальном расширенном заседании президиума Госсовета в Иркутске было определено, что мы создаём пакет антикризисных мер, которые должны будут Правительством не только выполняться, но и дополняться.
Что, на мой взгляд, сегодня исключительно важно? Надо активизировать работу в сфере жилищного строительства, поощрять приобретение отечественного оборудования, проводить санацию предприятий оборонно-промышленного комплекса, в то же время, естественно, выполняя все обязательства по финансированию государственного заказа. Нужно создавать и новые стимулы для малого и среднего бизнеса. Кстати, по поводу финансирования жилищного строительства и финансирования инфраструктурных проектов. Несмотря на тяжесть этой темы (я только что приехал из командировки, в ряде государств Европы для них это приоритет номер один), я хотел бы, чтобы Правительство об этом подумало, обратило внимание на эту тему. Они все говорят о необходимости инвестировать жильё и инфраструктурные проекты, в том числе для сохранения рабочих мест. Надо подумать и над ресурсным обеспечением, и над организационными механизмами того, как нам дальше работать.
В этой связи мне представляется правильным, чтобы мы в дальнейшем работали по более чёткому плану, понятному не только нам, но и всему населению нашей страны. Я предлагаю подготовить соответствующие предложения и обсудить их с депутатами нашего парламента, нашей Государственной Думы. В конечном счёте, как мне представляется, это должен быть консолидированный документ, который включает в себя решение Государственной Думы, одобряющее определённую последовательность действий, с одной стороны, и материализацию этих решений в виде поправок к закону о федеральном бюджете. Вот такой план работы, опирающийся на консолидированную позицию всех депутатов, мне кажется, сегодня очень важен.
Мы не должны стесняться наших действий, мы, наоборот, должны в максимальной степени их объяснять. То, чем занимается Правительство, должно быть понятно нашим гражданам. Вот это, я думаю, очень важная вещь.
Сейчас мы с вами поговорим об основных направлениях работы по социальным обязательствам. Некоторое время назад, как мне было доложено, в ряде регионов не выполнялись программы занятости населения, то есть не были оформлены региональные программы софинансирования по теме занятости, я даже специально называл некоторые регионы. Я хотел бы узнать, исправлена ли там ситуация. Если она не исправлена, то тогда нужно уже применять соответствующие меры воздействия, это первое.
Второе. Я хотел бы, чтобы Александр Дмитриевич Жуков [Заместитель Председателя Правительства] меня также проинформировал о том, как обстоят дела с темой индексации пособий и пенсий. Напомню также, что мною в рамках одного из первых поручений давалось специальное обязательство по квартирам для ветеранов Великой Отечественной войны. Там возник ряд технических проблем, в том числе с объёмом жилья, которое должно предоставляться. Мы договаривались не так давно на одном из выездных совещаний – на оргкомитете «Победа», – что мы внесём соответствующие изменения. Хотел бы узнать, что сделано по этой проблематике.
Ещё одна очень сложная и важная тема – это лекарства. Расскажите, как обстоят дела. И в целом проинформируйте о ситуации с финансированием социальных обязательств.
И потом я хотел, чтобы Алексей Леонидович Кудрин [Министр финансов] доложил об общей ситуации, которая сегодня существует в финансово-экономической сфере.
Пожалуйста, Александр Дмитриевич.
А.Жуков: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Действительно, выполнение социальных обязательств является безусловным приоритетом в тех поправках, которые подготовлены по федеральному бюджету.
Но здесь я хочу сказать, что самым главным, наверное, является индексация социальных выплат, которые, по‑видимому, нам придётся делать в большем объёме, чем мы предполагали. Это связано с тем, что инфляция 8,5 процента, которая была изначально заложена в проекте бюджета, скорее всего будет выше. Об этом будет позже сказано. Мы её сейчас прогнозируем в размере примерно 13 процентов. А в связи с этим будут доиндексированы все социальные выплаты, потому что малоимущие слои населения, наименее защищённые, не должны пострадать при более высоких темпах инфляции, чем мы закладывали.
В связи с этим будет доиндексирован пакет пособий, связанных с рождением детей, которые с 1 января этого года уже были увеличены на 8,5 процента, но будет произведён их перерасчёт с учётом повышения на 13 процентов. Это же относится и к единовременным пособиям в связи с рождением ребёнка, при передаче ребёнка в семью, пособие при постановке на учёт в ранние сроки беременности. Также, что очень важно, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до полутора лет. У работающих женщин будут доиндексированы и минимальные, и максимальные размеры пособия. Увеличится также единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Такие пособия, о которых я сказал, сегодня получают более 3 миллионов женщин. Будут также доиндексированы ежемесячные компенсации, возмещение вреда и иные социальные выплаты всем чернобыльцам.
Что для нас является сейчас самым важным? Собственно, то, о чём мы неоднократно говорили – это выполнение принятых на себя государством социальных обязательств даже при условии снижения бюджетных доходов. В этой связи нам нужно определиться с направлениями расходов, которые позволят более эффективно реализовать меры поддержки финансовой системы, меры поддержки реального производства.
С 1 апреля будет увеличен размер ежемесячных денежных выплат – ЕДВ – инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий, Героям Советского Союза, Героям России. Это повышение ЕДВ коснётся 17,5 миллиона человек. И на проведение вот этих мероприятий, о которых я сказал, будет выделено дополнительно 12,7 миллиарда рублей.
Что же касается вопроса обеспечения жильём ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, то Правительство приняло решение о выделении дополнительно 35 миллиардов рублей на эту цель для того, чтобы к маю следующего года полностью обеспечить жильём эту категорию наших льготников, причём не из расчета 22 квадратных метра на одного человека…
Д.Медведев: Таких квартир просто нет на самом деле.
А.Жуков: По существу, их нет, а если есть, то это крайне недостаточно. А из расчета 36 квадратных метров, то есть фактически Ваше поручение по этому вопросу будет полностью выполнено.
Д.Медведев: Хорошо.
А.Жуков: Будет пересмотрен размер материнского капитала, его величина составит 312 тысяч рублей, это на 12 тысяч рублей больше, чем сейчас установлено. И уже в этом году семьи, взявшие ипотечные кредиты на приобретение жилья, получили возможность использования средств материнского капитала на погашение ипотечных кредитов. И в федеральном бюджете на эту цель дополнительно выделено более 26 миллиардов рублей.
Заявок очень много сейчас поступает, но с этим мы справимся, все необходимые средства заложены.
Конечно, приоритетом социальной политики остаётся улучшение материального положения пенсионеров. Повышение базовой части трудовых пенсий будет в этом году осуществлено в два этапа: с 1 марта, но это повышение уже произведено, и с 1 декабря этого года. При этом с 1 марта базовая часть трудовой пенсии повышена на 8,7 процента, и, кроме того, законом предусмотрено повышение базовой части трудовой пенсии с 1 декабря ещё на 26,5 процента. Но, учитывая тот прогноз инфляции, о котором я говорил, мы предполагаем, что базовая часть пенсии с 1 декабря может быть увеличена не на 26,5, а на 31,4 процента для того, чтобы компенсировать инфляцию.
Наша основная цель при этом обеспечить с 1 декабря 2009 года средний размер социальной пенсии, которая повышается, естественно, одновременно с базовой частью трудовой пенсии, на уровне прожиточного минимума пенсионера. Эту задачу мы тоже решим.
Что касается страховой части пенсии, то предполагается, что с 1 апреля она будет проиндексирована не на 15,2 процента, а на 17,5 с учётом возможностей Пенсионного фонда – более высокого роста доходов в прошлом году. Но в целом, если инфляция в I полугодии этого года превысит 6 процентов, то страховая часть ещё дополнительно будет увеличена с 1 августа на 7,5 процента. Для этого мы также предлагаем в бюджете дополнительно предусмотреть более 300 миллиардов рублей на дотации Пенсионному фонду. В целом трудовые пенсии по старости будут увеличены в среднем на 1628 рублей (на 35 процентов) в этом году, а социальные пенсии – на 1287 рублей (42,8 процента).
Как Вы правильно сказали вначале, в центре внимания Правительства остаются действия на рынке труда. Поскольку численность зарегистрированных безработных возрастает, Правительством уже выделены дополнительные средства в размере 43,7 миллиарда рублей как раз на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для реализации дополнительных мероприятий по снятию напряжённости на рынке труда. За счёт этих средств осуществляются мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, по созданию временных рабочих мест на общественных работах, организации переезда увольняемых в другую местность, поддержке малого предпринимательства. Сейчас уже все субъекты Российской Федерации разработали свои региональные программы. Действительно, отставали с этим некоторые регионы Дальнего Востока, Приморья, в частности, Брянская область, Рязань, Свердловская область. Сейчас они все свои программы переделали, мы их уже одобрили. Из отстающих, пожалуй, могу назвать только Мурманск и Псков, которым предстоит ещё существенно переработать представленную программу. А в целом сегодня уже правительственная межведомственная группа одобрила 73 региональные программы. Я думаю, что в течение недели мы эту работу со всеми регионами закончим.
Д.Медведев: Вы им передайте, что это их обязанность – всё завершить. Я об этом сам специально говорил. Хорошо, что сигнал дошёл. Но плохо то, что, пока Президент об этом не скажет, ряд наших уважаемых коллег чесаться не начинает. Поэтому я хотел бы, чтобы то, что Вы сейчас произнесли, тоже было последним предупреждением.
А.Жуков: Дмитрий Анатольевич, тут ещё важный момент заключается в том, что все регионы должны оперативно принять поправки в свои бюджеты, потому что деньги, которые мы выделяем из федерального бюджета, требуют софинансирования.
Д.Медведев: Понятно, Александр Дмитриевич. А какие проблемы? Что им мешает оперативно принять эти решения?
А.Жуков: Ничего не мешает.
Д.Медведев: Я тоже так считаю. Надо просто собраться и принимать все решения, а не болтаться где‑то по заграницам и проводить там отпуска коллективные. Пусть собираются и выполняют свои обязанности, вытекающие из регионального законодательства.
А.Жуков: Кроме того, сейчас Правительство, если уже заканчивать по теме занятости, подготовило ещё проект постановления об увеличении ассигнований почти на 34 миллиарда рублей. Но это связано с предоставлением субвенций бюджетам субъектов в связи с большим количеством зарегистрированных безработных, чем мы предполагали.
Таким образом, в тех поправках бюджета, о которых я Вам сказал, предусмотрено практически всё, чтобы социальные обязательства государства были с гарантией выполнены. Но, кроме этого, мы ещё предусматриваем резерв в объёме более 100 миллиардов рублей (поправка в бюджет). Этот резерв будет нам служить на случай, если, во‑первых, реальная инфляция окажется выше, чем мы сейчас прогнозируем. Если уровень доходов фондов обязательного медицинского страхования субъектов будет пополняться в меньших объёмах в связи с падением некоторых видов налогов и также на случай, если нам потребуются дополнительные деньги на приобретение лекарств для льготных категорий населения, потому что в связи с изменением курса рубля импорт весь подорожал и лекарства в том числе. Но этот резерв нам должен позволить все программы выполнить.
Д.Медведев: По расходованию этого резерва мы сейчас ещё с Вами поговорим, по лекарствам в том числе. Спасибо.
Алексей Леонидович, пожалуйста.
А.Кудрин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Экономический блок Правительства проанализировал все основные факторы, влияющие на развитие экономики России в этом году. Мы также оценили и влияние мирового финансового кризиса, и последние данные, которые поступают по росту или даже теперь падению экономик ведущих стран, которые являлись локомотивами роста. Оценили, соответственно, и то, что в этом году ВВП России, по нашему прогнозу, снизится на 2,2 процента. Оцениваем инфляцию на уровне 13 или 14 процентов. Соответственно, это повлияет и на снижение роста промышленности, снижение инвестиций. Здесь мы находимся в рамках таких объективных тенденций. Вместе с тем наши, Правительства, меры и антикризисные меры должны смягчать и противостоять некоторым таким негативным тенденциям.
Правительство рассмотрело предложения министерств и ведомств на различных совещаниях с участием субъектов Российской Федерации меры, которые нужно в первую очередь принимать для противодействия кризису, в том числе зоны риска, я назову только некоторые из них. Значительная часть нашей поддержки в ближайшее время должна быть направлена на поддержку социальных расходов, в первую очередь пенсионной системы – больше 370 миллиардов рублей, чтобы заместить снижение доходов, связанное с уменьшением зарплат или с уменьшением темпов прироста зарплат. И тем самым мы не выйдем на ожидаемые доходы пенсионной системы. Бюджет готов взять на себя компенсацию этих выпадающих доходов.
Второе. Около триллиона рублей, по нашей оценке, по сравнению с прошлым годом не получат в своих доходах субъекты Российской Федерации. И треть субъектов Российской Федерации потребует поддержку на проведение даже всех необходимых текущих расходов. Две трети потребуют поддержку для того, чтобы обеспечить, в том числе частично и инвестиции, выполнение взятых ранее социальных программ в образовании, здравоохранении, социальной сфере. Поэтому поддержка федерального бюджета субъектам тоже необходима, и мы планируем на это направить 300 миллиардов рублей. Это необходимо, чтобы обеспечить жизнедеятельность и нормальную работу всей бюджетной системы, в том числе образование, здравоохранение, социальные выплаты и в субъектах Российской Федерации.
Помощь ведущим отраслям экономики, прежде всего в области сельского хозяйства, оборонной промышленности, малого бизнеса, поддержка экспорта, авиационной деятельности – чтобы не прерывались или не было сбоев в обеспечении авиасообщения. Поддержка железнодорожного транспорта тоже связана с тем, что там снизились, существенно снизились доходы от перевозок – всё это также требует поддержки, и мы запланировали на это больше 350 миллиардов рублей в настоящий момент. Это подробно расписано и в настоящий момент уже реализуется министерствами и ведомствами.
Мы оцениваем также, что трудности в реальном секторе вызовут невозврат ряда кредитов банкам. Но банки должны сохранить свою платёжеспособность, устойчивость, выполнение всех платёжных функций, функций расчётных центров, сбережения вкладов. И для того, чтобы в эти сложные месяцы банковская система была устойчивой, мы предполагаем 300 миллиардов направить на капитализацию банковской системы из федерального бюджета и ещё 255 – на субординированные кредиты, которые приравниваются к капиталу банков. Таким образом, обеспечить устойчивость работы всей банковской системы.
На эти меры сегодня обращает внимание и «большая двадцатка», и другие встречи, встреча министров финансов «восьмёрки». Последнее заявление председателя федеральной резервной системы США: если удастся стабилизировать финансовую систему, то выход из кризиса будет раньше. Нам это тоже нужно учитывать в своей работе, это, по нашим оценкам, также объективно обусловлено, и это нужно делать.
Кроме того, мы принимаем ряд расходов, связанных с обеспечением, с индексацией социальных выплат, о которых сейчас только что Александр Дмитриевич [Жуков] сказал, поддержкой создания рабочих мест, взаимодействием с субъектами Российской Федерации по этим направлениям. Суммарно можно сказать, что эти меры выходят на уровень примерно в 1,5 триллиона рублей. В результате мы должны их учесть в бюджете. Мы, безусловно, так всё это и понимаем. И такие решения рассматривались на совещаниях у Председателя Правительства.
Вместе с тем объём расходов, который может позволить себе федеральная власть, должен учитывать то, что наши расходы и использование Резервного фонда на эти цели могут повлиять на макроэкономику и на некоторые тенденции в сфере инфляции, курса. Поэтому наши оценки совместные, совместно с Центральным банком, говорят о том, что предельный дефицит бюджета с учётом мер и операций Фонда национального благосостояния по поддержке банковской системы не должен превышать на данном этапе 8 процентов ВВП, чтобы не ухудшить другие макроэкономические показатели и макроэкономические риски, не вызвать дополнительные макроэкономические риски.
С учётом этих обстоятельств нам пришлось перераспределить часть расходов федерального бюджета с менее важных направлений, с многих новых строек или новых объектов, которые мы хотели начать в этом году, на те антикризисные меры, которые в этих условиях будут более эффективны и более востребованны. Поэтому в рамках наших ограничений мы можем больше чем на 600 миллиардов, точнее, около 650 миллиардов, увеличить общий объём расходов федерального бюджета, даже по сравнению с первоначально утверждённым, на сумму около триллиона рублей провести перераспределение внутри бюджета. В настоящий момент такая работа проведена с министерствами и ведомствами. Каждый министр защищал свои как бы первоочередные расходы или готов был дать предложения по оптимизации. Такая работа проведена, и в настоящий момент она завершается.
Мы предполагаем к 16 марта внести уже сведённые с учётом предложений других министерств параметры в Правительство Российской Федерации, рассмотреть 19 марта на заседании Правительства и затем до конца марта внести в Государственную Думу. Одновременно нам нужно внести изменения и в Бюджетный кодекс, потому что действующий Бюджетный кодекс вносит ограничение по дефициту бюджета, который мы можем иметь. Он в основном исходит из того, что Резервный фонд должен был тратиться на замещение снижения нефтегазовых доходов. Но сегодня Резервный фонд, по сути, на себя должен взять нагрузку и за снижение других доходов в связи с влиянием мирового финансового кризиса, нагрузку, связанную со снижением доходов пенсионной системы и других государственных внебюджетных фондов, и, по сути, поддержку субъектов Российской Федерации. То есть Резервный фонд работать будет во всех направлениях, о которых я сказал. Поэтому нам нужно изменить нормы Бюджетного кодекса, которые ограничивают возможности использования Резервного фонда, и снять, как мы предварительно говорили и хотим предложить Вам на рассмотрение, снять на четыре года ограничение по дефициту бюджета. Вместе с тем мы впоследствии собираемся вернуться к жёстким нормативам соблюдения дефицита бюджета для нашей страны, которые существовали раньше в Бюджетном кодексе. Кроме того, мы говорим о том, что ежегодно, особенно в следующей «трехлетке», которую мы представим в этом году на рассмотрение Государственной Думы в августе, как обычно, мы предусмотрим поэтапное снижение дефицита бюджета, таким образом, в течение переходного периода и последующих трёх лет приведение нашего бюджета к сбалансированности, связанной с долгосрочными факторами устойчивости финансовой и бюджетной системы нашей страны.
Эти предложения по Бюджетному кодексу мы внесём раньше, уже на следующей неделе, в Государственную Думу и рассмотрим, надеюсь, до конца марта уже в Государственной Думе. Таким образом, уже в конце марта у нас будет возможность вносить в Думу и проект федерального бюджета, исходя из новых показателей, которые учитывают возможность увеличения дефицита бюджета.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
И ещё три вещи напоследок (в открытой части нашего совещания, конечно). Вы сказали о стабилизации финансовой системы, мировой финансовой системы. К сожалению, мы понимаем, что это зависит не только от нас, мягко говоря. Прежде всего, конечно, это зависит от согласованных действий основных финансовых игроков – как государств, так и основных финансовых институтов. Россия свои предложения сделала, мы их направили. Эти предложения были подготовлены Правительством вместе с Администрацией. Сейчас они находятся у всех государств, которые должны будут встретиться в Лондоне 2 апреля. Надеюсь, что мы вместе с другими коллегами как на уровне правительств, так и на уровне глав государств эту работу продолжим, потому что от того, к каким результатам мы придём в ходе работы в Лондоне, зависит решение той задачи, которая была названа, а именно: стабилизация финансовой ситуации в мире.
По расходам Алексей Леонидович рассказал – и о частичном увеличении по ряду позиций, и о перераспределении. Всё это необходимо делать. Ещё раз хотел бы акцентировать внимание на вопросах финансирования строительства жилья, поддержки строительства инфраструктуры и иных тем, связанных с проведением общественных работ. Этими вопросами занимается весь мир, и нам не нужно здесь доказывать свои особенности. Надо подумать, как это сделать в рамках, естественно, существующих возможностей, но подумать, чтобы это произошло всё‑таки.
И последнее. Изменения в законе о бюджете, о котором говорил Министр финансов, в Бюджетном кодексе, я считаю, что мы могли бы совместить с общим документом, в котором бы были зафиксированы планы Правительства по борьбе с кризисом. И чтобы этот документ получил дополнительную легитимность, он мог бы быть внесён, соответственно, в Государственную Думу вместе с этими законами. Тем самым мы будем опираться на широкий консенсус по вопросам борьбы с кризисом. Мне кажется, это достаточно важная вещь. Я просил бы Правительство этим заняться.