Д.Медведев: Уважаемые коллеги! Несколько слов ещё скажу по итогам того, что прозвучало.
В целом анализ, который был дан и Генеральным прокурором, и другими нашими коллегами, вполне объективный – ситуация действительно непростая. Есть позиции, на которые нам необходимо реагировать, может быть, более чётко, чем это было раньше.
Тем не менее по тому, что прозвучало: практически во всех выступлениях – и в выступлении Генерального прокурора, и в выступлении других наших коллег – говорилось о том печальном случае, который произошёл в Коми. Мы с вами понимаем, сколько у нас таких мест, каждый присутствующий здесь прокурор субъекта Федерации знает, какое количество социальных учреждений находится в таком состоянии. Это не единицы, это тысячи, поэтому надо пройтись по всем субъектам Федерации (мы уже говорили об этом с Юрием Яковлевичем [Чайкой]), проверить и противопожарную безопасность, и нормативную базу, и регистрацию этих учреждений.
Действительно, люди «пачками» горят из‑за элементарной безалаберности. Каждый руководитель такого социального учреждения, глава муниципального образования должен чувствовать свою ответственность за проблему, должен понимать, что последствия для него наступят. Именно в этой неотвратимости, наверное, и есть сегодня способ реагирования на такие ситуации.
Мы понимаем, что за год, за два мы не сможем снабдить все эти социальные учреждения абсолютно необходимым набором средств реагирования: где‑то это можно сделать быстрее, где‑то можно сделать медленнее. Главное, чтобы руководитель такого социального учреждения, глава муниципального образования, губернатор в необходимых случаях чувствовал свою ответственность.
Теперь в отношении норм, которые содержат в себе коррупциогенный элемент. Эта тема непростая для исследований, потому что, понятно, всегда непросто оценить риски. Тем не менее это делать надо, особенно по актам местного самоуправления. Мы с вами знаем, что чем глубже опускаешься, тем больше там проблем.
Люди «пачками» горят из‑за элементарной безалаберности. Каждый руководитель социального учреждения, глава муниципального образования должен чувствовать свою ответственность за проблему, должен понимать, что последствия для него наступят. Именно в этой неотвратимости, наверное, и есть сегодня способ реагирования на такие ситуации.
На уровне субъектов Федерации, слава богу, уже научились работать. По сравнению с тем, какие нормативные акты принимались 10–15 лет назад, нынешние вполне качественные, хотя прокуроры должны следить: там тоже возникают какие‑то моменты, связанные с желанием протолкнуть нормы, которые будут помогать решать бизнес-вопросы, и просто какие‑то нарушения проскакивают, но их там меньше. А в актах местного самоуправления их очень много. И основная проблема заключается в том, что и актов этих очень много. Уследить за этим крайне сложно, и качество местного самоуправления мы сами знаем какое.
На уровне муниципалитетов, к сожалению, есть проблемы и с самими законодателями, и с муниципальными менеджерами. Очень часто туда проникают люди, которые не нашли себя в другой сфере. Если на уровне субъектов Федерации, на федеральном уровне уже такие лица не появляются, то там количество таких «специальных» граждан довольно высокое. И нужно сделать всё, чтобы их оттуда выставить. Криминальные элементы, авторитеты и авторитетики местного масштаба не должны находиться в местных органах власти, а их там достаточное количество. Посмотрите каждый по своему региону: там есть чем заниматься.
В отношении доказательственной базы. Конечно, такая доказательственная база должна быть необходимой и достаточной для вынесения обвинительного приговора, но при этом все прокурорские работники должны учиться работать, и вообще все работники правоохранительных органов, которые занимаются предварительным расследованием, должны учиться работать в условиях существования суда присяжных.
Пора уже научиться это делать, а не просто рассуждать о том, как хорошо было в условиях, когда этот правовой институт отсутствовал, или рассуждать о том, что там масса людей, которые получили деньги за вынесение оправдательного приговора. Это отдельное искусство, правовое искусство. Надо этим заниматься.
Не могу не поддержать то, что говорилось про рейдерство, захваты, всякого рода коммерческий передел в условиях глубокого финансово-экономического кризиса. Всякие преступления на эту тему всегда носят повышенную общественную опасность, потому что они затрагивают интересы значительного числа людей. Но мы понимаем, что в условиях кризиса несколько таких действий могут спровоцировать обострение социальной ситуации в довольно значительном по населению городе или ином каком‑то населённом пункте. Поэтому надо жёстко преследовать за такого рода поползновения.
Ещё раз повторяю, я об этом говорил не так давно в Сибири: здесь необходимо думать прежде всего не о защите интересов хозяев, хотя это тоже подлежащие соответствующей защите интересы, а думать о защите интересов огромного количества людей, которые работают на этих предприятиях, на этих производствах. По ряду предложений, которые здесь прозвучали, давайте изучим, можно подготовить соответствующие проекты, мы будем готовы посмотреть, имею в виду предложения, которые были сделаны Генеральным прокурором и руководителем следственного органа.
На одну тему я буквально коротко отреагирую – в отношении территориальной подсудности. Думаю, что эта идея в целом заслуживает внимания. Дело в том, что мы знаем, о каких фактах идёт речь, и должны в максимальной степени исключить факторы грубого давления на суд, на присяжных. У нас в стране ситуация в этом смысле не стерильная, мы знаем, что и запугивают, и деньги дают. Поэтому такого рода изменение в законодательстве, может быть, пошло бы на пользу. Думаю, нужно это будет проработать. И просил бы ещё и Верховный Суд тоже подключиться к вопросу о введении специальных правил, касающихся территориальной подсудности, её изменения на основании решения Верховного Суда.
Уважаемые коллеги! Желаю вам успешной работы и хорошей службы.