Д.Медведев: Александр Вадимович, мы с Вами сегодня занимались большим проектом – таким важным, международным, можно сказать, глобальным. И, конечно, это очень хорошо. Но, наверное, это всё равно не самое главное. А самое главное – это всё‑таки обустройство нормальной жизни в нашей стране, и в особенности на Дальнем Востоке.
За последние годы мы достаточно много этому уделяли внимания, но, наверное, не достигли таких впечатляющих результатов, которых хотели бы достичь, это тоже не секрет. Поэтому я думаю, что несмотря на финансовый кризис, который сегодня нам помогает в каких‑то вопросах, а в каких‑то вопросах очень серьёзно мешает, мы должны двигаться по тем направлениям развития и Дальнего Востока, и Сахалинской области в частности, которые мы намечали до этого, развивать те программы, которые существуют, стараться финансировать их в полном объёме и за счёт этого решать многочисленные социально-экономические задачи, которые существуют здесь, на Сахалине, и в других местах.
Поэтому я хотел бы с Вами обсудить именно эту проблематику. Она касается каждого гражданина, каждого человека, который живёт на Дальнем Востоке. Хотел бы послушать Ваши предложения, чтобы Вы мне рассказали и о проблемах, и о перспективах. Вот давайте на этом и сконцентрируемся.
А.Хорошавин: Состояние дел в Сахалинской области тем не менее напрямую связано с состоянием дел в нефтегазовом секторе, поскольку, к сожалению, наверное, на сегодняшний день в области сложилась моноотраслевая структура экономики. И от того, как сработает «нефтянка», так будет зависеть развитие Сахалинской области, будет зависеть состояние дел.
Я хотел бы всё‑таки сказать Вам самые искренние слова благодарности за то, что Вы в своём плотном графике нашли время посетить Сахалин. Это случай хороший, случай особый, но всё‑таки, мне кажется, это более системный вопрос –внимание к проблемам Дальнего Востока. Это та линия, которая в последнее время и Вами проводится, и Правительством проводится, и другими институтами государственной власти.
Если говорить об экономике Сахалинской области, то всё‑таки та работа нефтегазовой отрасли, которая проделана за последнее время, принесла свои плоды и в финансовом направлении, и в интеллектуальном направлении, и, скажем так, в технологическом направлении. В финансовом: мы получили за прошлый год порядка 18 миллиардов рублей в бюджет Сахалинской области, причём 12 из них – это дополнительные доходы, поскольку проект «Сахалин-1» в той части, в которой он реализован, вышел на прибыль. Это деньги, которые пошли к людям.
В интеллектуальной части мы получили высококвалифицированные кадры, мы получили кадры, которые можем использовать в дальнейшем даже с точки зрения науки.
А технологии, мы сегодня были свидетелями этому, – это лучший завод на сегодняшний день, поскольку он последний, лучший завод в мире.
Вот такое состояние дел в нефтегазовой отрасли, вокруг нефтегазовой отрасли, потому что она позволила сформировать большую когорту, большую армию представителей малого бизнеса. Сегодня в валовом региональном продукте 48 процентов – это нефтяная отрасль, и 28 процентов, около 30 процентов, – это малый бизнес. Это люди, которые нашли своё место в жизни, зарабатывают на кусок хлеба и обеспечивают свои семьи.
Д.Медведев: Очень важно, на мой взгляд, то, что, действительно, в экономике области почти треть – это малый бизнес. Таких показателей у нас немного в стране. Мне кажется очень важным сохранить эту цифру, имея в виду, что в период финансовых трудностей выигрывает тот, у кого более различный бизнес, выигрывает тот, у которого различные сферы приложения труда, возможность создавать новые рабочие места. А малый бизнес – это возможность и дополнительного заработка, и в ряде случаев просто перемены места работы. Поэтому этому компоненту, мне кажется, очень важно уделять внимание именно сейчас, хотя эта тема, конечно, является абсолютно актуальной в любое другое время.
А.Хорошавин: Я помню те решения, которые принимал президиум Госсовета, Правительство принимало и развивало в русле тех решений свои постановления и решения. Поэтому сфере малого бизнеса мы уделяем особое внимание, у нас за последнее время приняты соответствующие программы и законы по развитию малого бизнеса. Экономические рычаги намечены: у нас полтора миллиарда – это обеспечение гарантий, 100 миллионов – это компенсация процентной ставки.
Д.Медведев: По малому бизнесу?
А.Хорошавин: Я говорю только по малому бизнесу: 100 миллионов – это фонд поддержки малого бизнеса, то есть идёт системная работа.
Д.Медведев: Это очень хорошо, что вы этим занимаетесь. Надо смотреть, чтобы этот кризис не привёл к обратному эффекту, чтобы по малому бизнесу не шандарахнули арендные ставки какие‑нибудь, как это в некоторых регионах происходит, когда, скажем, малый бизнес не способен платить арендную плату, зафиксированную, допустим, в долларах или ещё в каких‑то специальных единицах. В общем, за такими процессами нужно наблюдать и гибко на них реагировать.
А.Хорошавин: Мы постараемся пристально за этим следить.