Д.Медведев: Добрый день, коллеги!
Уважаемые коллеги, я хотел бы, чтобы мы сегодня поговорили о нескольких вопросах. Мы давно не собирались в таком составе, я имею в виду – с участием всех полномочных представителей Президента и руководителей министерств и ведомств. Поговорим сегодня об одной теме, которую я считаю исключительно важной, – это ситуация, которая сложилась на рынке труда.
Конечно, мониторинг рынка труда уже достаточно давно был включён в перечень неотложных антикризисных мер, он проводится регулярно, практически в еженедельном режиме, этим занимается Минздравсоцразвития. По сравнению с данными на 1 октября 2008 года на середину января число вставших на учёт людей, которые лишились работы, выросло приблизительно на 20 с небольшим процентов и составило 1,5 миллиона человек. Конечно, это далеко не все, кто потерял работу и далеко не все из них идут на биржу труда. По данным мониторинга, растёт и так называемая скрытая безработица, то есть число тех, кто работает по неполному рабочему графику или вынужден уйти в отпуск. Есть и другие настораживающие моменты, в частности рост задолженности в регионах по выплате заработной платы. Этот рост пока не такой, может быть, значительный, как это бывало в прежние годы, но это не может не настораживать.
Что сегодня делается для того, чтобы противостоять этим отрицательным моментам? Во‑первых, ещё перед Новым годом были внесены изменения в Федеральный закон «О занятости населения».
Во‑вторых, Правительство получило специальное право на разработку и реализацию мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда нашей страны.
И, в‑третьих, уже готовятся соответствующие региональные программы. И в этом году более 43 миллиардов рублей в форме субсидий будет выделено из федерального бюджета на их софинансирование. Это, безусловно, серьёзный источник, его нужно рационально использовать, прежде всего, для организации общественных работ, временного трудоустройства наших граждан, для адресной поддержки граждан включая их переезд на работу в другие населённые пункты. Естественно, эти деньги должны расходоваться также и на дополнительные рабочие места, которые должны создаваться за счёт инвестиционных проектов, с использованием средств Инвестиционного фонда России. Конечно, эти средства тоже должны расходоваться на развитие малого предпринимательства и на опережающее профессионально-техническое обучение в случае возникновения угрозы увольнения. Критерии подготовки соответствующих региональных программ уже разработаны. Насколько я понимаю, более 50 таких программ …
Т.Голикова: 65.
Д.Медведев: Уже 65 сданы в Минздравсоцразвития, Татьяна Алексеевна расскажет об этом сейчас.
Сейчас нужно ускорить подготовку образовательных программ и отбор образовательных учреждений, особое внимание уделив информационному и методическому обеспечению этой работы.
Ещё раз хотел бы сказать, что вопрос обеспечения занятости – это один из главнейших наших приоритетов, одно из главных социальных обязательств государства. По законам, по которым обычно развиваются кризисы такого рода, число людей, которые остаются без работы, не уменьшается, а растёт. И меры, которые нами предпринимаются, я имею в виду и на правительственном уровне, и на уровне субъектов Федерации, и те меры, которые будут координировать присутствующие здесь полномочные представители, они тоже должны носить упреждающий характер. Поэтому региональным органам власти нужно сейчас самым активным образом взаимодействовать с работодателями и профсоюзами, используя, в том числе, известный механизм так называемых трёхсторонних комиссий. Я хотел бы, чтобы наши полномочные представители тоже на это обратили внимание.
Особое внимание должно уделяться также мерам, которые адресованы наиболее экономически активной части населения. Кроме запланированной финансовой поддержки необходимо организовать и систему обучения тех предпринимателей, которые только начинают работу – естественно, упростив для этого получение разрешительных документов.
Большая часть работы или б
о
льшая, даже скажем так, часть работы лежит сегодня на органах местного самоуправления. Они находятся ближе всего к людям и лучше знают текущую ситуацию. Они же обладают, кстати, и весьма внушительным потенциалом для создания новых рабочих мест в самых разных областях: от строительства, ремонта, вопросов, связанных с коммуникациями, вопросов жилищно-коммунального хозяйства до вопросов, связанных с уходом за престарелыми людьми. Все эти полномочия в руках у нашего местного самоуправления.
Ещё одна позиция, которую я считаю достаточно важной: у нас появился специальный интернет-портал Роструда, который называется «Работа в России». По сути, это общественный банк вакансий служб занятости. Он, в силу понятных причин – как интернет-портал – доступен для функционирования в любом уголке страны и открыт для сотрудничества, в том числе и с частными агентствами по трудоустройству. Это вполне современный проект, и очевидно, что всем этим мы должны заниматься вместе, потому что преодоление последствий кризиса – это общее дело.
Поддержка уровня занятости – один из ключей к выходу из кризиса, и сейчас этот вопрос становится исключительно важным, просто решающим. Уверен, что если мы будем работать скоординированно, если мы будем прилагать все необходимые усилия, то мы с этой задачей справимся.
Ещё одна тема, которой мы с вами (в данном случае я говорю об Администрации Президента и полномочных представителях Президента) занимались, – это программа формирования резерва управленческих кадров. Вы помните, я давал соответствующие поручения. По сути, до конца прошлого года, как мы и договаривались, был пройден первый этап работы, составлен список тысячи лучших руководителей России, включая и его первую сотню. Не так давно мы встречались с коллегами – я посмотрел, кто входит в эту первую сотню. Это представители науки, общественных организаций, федеральных, региональных органов власти, представители бизнеса. Важно, чтобы при формировании рейтинга этой президентской тысячи работал известный и всеми, в общем, поддерживаемый принцип, что лучшие называют лучших, хотя это всегда очень тонкий момент. В любом случае уже сформированный сегодня резерв можно и нужно использовать для замещения должностей в сфере государственного управления и ключевых позиций в бизнесе. Я в ближайшее время окончательно определюсь – мы опубликуем этот список, он не может быть тайным, это материал, с которым всем можно работать. И хотел бы, чтобы и полномочные представители, и присутствующие здесь федеральные органы исполнительной власти имели в виду его возможное использование.
Переходим к обсуждению. Слово для доклада Татьяне Алексеевне Голиковой.
Т.Голикова: Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!
В продолжение того, о чём сказал Дмитрий Анатольевич в своём вступительном слове, я бы хотела остановиться на трёх аспектах ситуации, которая складывается сегодня на рынке труда. Первый аспект – это последние данные мониторинга на 14 января 2009 года, второй аспект – это финансовое обеспечение всех мероприятий, которые будут осуществляться в течение 2009 года, и третий – это подготовка региональных программ действий на рынке труда, взаимодействие федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации, муниципального управления и, соответственно, те цели и задачи, которые мы ставим, реализуя эти региональные программы рынка труда.
Действительно, по данным служб занятости, по состоянию на 14 января 2009 года уровень зарегистрированной безработицы в России составил 1 миллион 545,6 тысячи человек. Должна обратить внимание, что бюджет 2009 года формировался исходя из прогноза 1 миллион 600 тысяч человек. Поэтому тех показателей, которые у нас были как прогнозные, мы пока не достигли, хотя мы и не ставили, естественно, такую задачу. Но тем не менее мы пока сегодня, на 14 января, находимся в рамках прогнозируемых показателей. Но тем не менее я хотела бы обратить внимание, что мониторинг дал нам возможность уже в середине декабря осуществить сверку данных с субъектами Российской Федерации и провести оценку возможных прогнозных показателей регистрируемой безработицы. Такие возможные показатели регистрации безработных граждан у нас оценены в количестве чуть более 2 миллионов человек. И, соответственно, все финансовые оценки мы будем производить, исходя из тех согласованных параметров, которые были осуществлены во взаимодействии с субъектами Российской Федерации.
Для удобства информации, которую я буду представлять, я прошу обратиться к слайдам и открыть слайд номер три. По состоянию на 14 января – я буду представлять все данные на 14 января – численность работников, предполагаемых к увольнению, составила 324,7 тысячи человек. За период с октября по 14 января у нас уволено 96,6 тысячи человек, из этой численности 40,1 тысячи человек трудоустроены, это 41,5 процента от уволенной численности. При этом надо сказать, что 19,1 тысячи человек трудоустроены на тех же предприятиях. Это было изначально условием, когда мы начали всю работу не только по мониторингу, но и осуществлению активных действий на рынке труда, по поводу которых я скажу чуть позже. Сегодня, с учётом того, что принят закон о занятости населения, в части тех поправок, о которых Вы сказали, работодатели обязаны информировать нас о предполагаемых или планируемых увольнениях работников. До 1 января это было необязательным условием. Поэтому сегодня, на 14 января, у нас в мониторинге находится 12623 предприятия; на 30 октября, когда мы только начали эту работу, в мониторинге находилось 1076 предприятий.
Должна сказать, что предпочтительной мерой для работодателей является всё‑таки не мера увольнения работников, а мера направления их на работу по сокращённой рабочей неделе, вынужденный отпуск или вынужденный простой, но не увольнение.
На 14 января численность граждан, которые находятся в простое по вине работодателя, которые работают неполное рабочее время и, соответственно, получают 2/3 заработной платы или которым предоставлены отпуска по инициативе администрации, составляет 449,5 тысячи человек. Но нам эта цифра не представляется угрожающей, потому что мы знаем и видим это по региональным программам, что, как правило, в отношении этой категории работников работодателями и осуществляются меры, которые Вы перечислили во вступительном слове и о которых мы ещё поговорим.
На шестом слайде мы представили предприятия, которые, по данным мониторинга, на наш взгляд, представляются более проблематичными. И в части финансового обеспечения должна сказать, что мы реализуем эти мероприятия по двум схемам.
Традиционная схема – это предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление делегированных полномочий. И здесь в связи с тем, что мы увеличили максимальный размер пособия по безработице и прогнозируем несколько отличную от Закона о бюджете численность безработных граждан, мы будем увеличивать размеры субвенций, предоставляемых субъектам Российской Федерации для выплаты пособий и для осуществления активных программ в отношении безработных граждан в объеме 34 миллиардов рублей.
Поддержка уровня занятости – один из ключей к выходу из кризиса, и сейчас этот вопрос становится исключительно важным, просто решающим.
Помимо этого мы предполагаем ещё и осуществление иных мероприятий, о которых Вы также сказали: мероприятий, которые связаны с появлением напряжённой ситуации на рынке труда, – это субсидии. Их объём сегодня нами оценён в размере 43,7 миллиарда рублей, и проводиться они будут по четырём основным направлениям. Это организация опережающего обучения граждан, которые находятся под риском увольнения (мы предполагаем, что эти мероприятия могут быть осуществлены в отношении двух миллионов наших граждан). Это создание работодателями временных рабочих мест и мест на общественных работах – это порядка миллиона человек. Это оказание адресной поддержки граждан, включая переезд в другую местность (мы планируем, что это может быть осуществлено в отношении 80 тысяч наших граждан). И четвёртое – содействие развитию самозанятости населения, то есть предоставление порядка 90 тысячам наших граждан денежных средств на организацию собственного дела. Это мероприятие в комплексе мер, которые осуществляет Министерство экономического развития по поддержке малого бизнеса, и надеемся, что оно даст соответствующую отдачу.
На утро сегодняшнего дня, как я уже сказала, количество региональных программ, и это представлено на девятом слайде, оценивается в 65. Все программы, безусловно, разного качества, потому что уровень напряжённости на рынках труда субъектов Российской Федерации существенно отличается. И наша работа строится таким образом, что по срокам субъекты Российской Федерации должны были представить программы до 15 января. В 10-дневный срок мы в составе межведомственной группы должны были оценить эти программы и представить в Правительство заключение уже о выделении средств на те или иные мероприятия в рамках региональных программ.
Тем не менее я хочу обратить внимание, что ряд субъектов Российской Федерации пока программы не представили. Республика Дагестан не планирует представлять нам программу в связи с тем, что она не видит оснований пока для разработки такой программы. Республика Карачаево-Черкесия попросила отсрочку до 15 февраля, но я думаю, что это разумно, с тем чтобы оценить ситуацию. Ненецкий автономный округ принял решение о разработке соответствующей региональной программы в составе региональной программы Архангельской области. Поэтому, естественно, здесь будет какой‑то отложенный срок.
Проанализировав поступившие к нам программы, мы пока проанализировали 61 программу, четыре добавилось сегодня утром, заявленные средства составляют пока 18,9 миллиарда рублей. В рамках этих программ предполагается уже осуществить опережающую профессиональную подготовку и повышение квалификации 114 тысяч наших граждан, создать не менее 702 тысяч временных рабочих мест, направить на стажировку 10300 выпускников образовательных учреждений, создать не менее 41700 рабочих мест в сфере малого бизнеса и оказать финансовую поддержку не менее чем 27 тысячам граждан для поиска работы в другой местности.
Соответственно, органы власти субъектов Российской Федерации активно работают во взаимодействии с нами. Мы высказываем соответствующие недостатки, если таковые имеются, и коллеги эти программы дорабатывают. Должна сказать, что в период с 12, 13, 14 и 15-го самыми активными были субъекты Сибирского округа, наверное, потому что там сосредоточены у нас основные предприятия металлургии и угольные предприятия, где имеются основные проблемы. Поэтому и, соответственно, субъекты этого округа опережающим образом представили нам программы.
Должна сказать, что мы пошли на беспрецедентное финансовое благоприятствование в отношении этих региональных программ, потому что Российская Федерация предоставляет финансирование в объёме до 95 процентов этих программ. Субъекты должны обеспечить хотя бы 5 процентов. Но, к сожалению, пока не все субъекты Российской Федерации обеспечивают даже пятипроцентное финансирование, и естественно, в этом случае мы направляем документы на доработку, потому что мы считаем, что необходимо ещё раз проанализировать все эти мероприятия и всё‑таки принять решение о поправке в соответствующие региональные бюджеты для выделения этих денежных средств, тем более что ряд мероприятий, которые осуществляются в рамках региональных программ, не являются новыми, они просто захватывают более широкий спектр, чем обычно, в спокойной ситуации, на рынке труда.
Д.Медведев: А почему они не выделяют эти деньги? Из‑за того, что бюджеты уже свёрстаны?
Т.Голикова: Часть по этой причине, а часть по причине того, что субъекты ещё не оценили до конца ситуацию с ожидаемым исполнением и ожидаемым поступлением доходов в их бюджеты. И они сейчас заняты работой по выстраиванию приоритетов внутри своих бюджетов в условиях возможных финансовых ограничений. Это первое. И второе – они находятся в режиме согласования с другими федеральными органами исполнительной власти по предоставлению субсидий, скажем, на дорожное строительство, на жилищно-коммунальное хозяйство, на общественную и коммунальную инфраструктуру – то, что традиционно выделяется из федерального бюджета в качестве государственной поддержки.
При этом должна сказать, что коллеги и из Минтранса, и из Минрегиона переориентируют субсидии сейчас в те субъекты Российской Федерации, где более напряжённая ситуация на рынке труда, с тем чтобы эти субсидии в том числе стимулировали создание не только временных рабочих мест, но и постоянных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах.
Д.Медведев: Я хотел бы, чтобы полномочные представители по этому вопросу разобрались с каждым субъектом, потому что есть разные, естественно, задачи, разные приоритеты. Каждый должен определяться сам, что ему делать. Но вопросы, связанные с рынком труда, с созданием новых рабочих мест, с поддержкой наших граждан – это вопросы первостепенные. И если кто‑то там не успевает или не хочет, у него другие приоритеты, пусть тогда об этом прямо так и скажет народу. Пусть пройдутся, посмотрят по всем бюджетам и примут необходимые решения, тем более когда речь идёт о пяти процентах софинансирования. Это ничего.
Т.Голикова: На сегодняшний день у нас уже одобрены две программы: это программа Красноярского края и программа Ярославской области. Объём денежных средств, который предполагается направить на финансирование этих региональных программ, составляет по Красноярскому краю всего 702 миллиона рублей, из них субсидии из федерального бюджета – 667 миллионов рублей. (Можно оценить соотношение, да?) И программа Ярославской области, объём финансирования которой составляет 536,4 субсидии из федерального бюджета – почти 510 миллионов рублей.
В этих программах представлены конкретные мероприятия, и, что очень важно, мы при рассмотрении этих программ требуем, чтобы было чётко указано, где и в отношении каких предприятий, в отношении каких работников или в каких учебных заведениях идёт обучение или переобучение. Только конкретно и с обязательным требованием того, что эти деньги не будут зря потрачены, а эти работники будут трудоустроены именно для тех предприятий, для которых мы осуществляем эту переподготовку.
Д.Медведев: Для того чтобы была большая ясность, возьмём программу Красноярского края – 702 миллиона рублей общий объём финансирования. Сколько рабочих мест будет создано?
Т.Голикова: У нас создание не менее 24,9 тысячи временных рабочих мест.
Д.Медведев: Почти 25 тысяч временных рабочих мест.
Т.Голикова: Кроме того, в рамках реализации инвестпроектов еще 9600 рабочих мест. Здесь я бы хотела, я чуть дальше хотела обратить внимание, но тем не менее хочу сказать, что, к сожалению, не все субъекты Российской Федерации, на территориях которых осуществляются крупные инвестиционные проекты, я имею субъекты Дальневосточного федерального округа, ряд субъектов юга, скажем, Краснодарский край и другие субъекты Российской Федерации, не все правильно относятся к анализу тех возможностей, которые позволяют им создать те федеральные целевые программы, которые сейчас реализуются исключительно практически за счёт средств федерального бюджета. Лучше, чем создавать общественные работы или временные рабочие места, лучше создавать рабочие места в рамках тех программ, которые реализуются на территориях соответствующих федеральных округов или соответствующих субъектов Российской Федерации. Поэтому мы ориентируем их сейчас именно на эту работу, именно на эти перетоки, которые образуются внутри субъекта в связи с тем, что они реализуют крупные инвестиционные проекты. И здесь мы взаимодействуем с Минрегионом в основном и взаимодействуем с Минтрансом по такой переориентации субъектов Российской Федерации.
Основные недостатки, на которые я бы хотела обратить внимание, и это представлено на 14-м слайде. Первое – это всё‑таки конкретизация действий в отношении работников, которые находятся под риском увольнения, с указанием конкретных организаций, на которых они будут трудоустроены, и так далее. В ряде случаев мы этого добились, в ряде случаев программы дорабатываются. Кроме того, что немаловажно, внутри субъекта это уточнение баланса рабочих мест, включая сохранение постоянных, как я уже сказала, и временных рабочих мест, и постоянные как раз касаются реализации крупных инвестиционных проектов.
Определение целевых показателей и механизмов достижения этих показателей. Это может быть немножко странный показатель при осуществлении временных программ, но тем не менее что мы видим? Мы видим, что в ряде субъектов Российской Федерации достаточно высокие показатели безработицы ставят по окончании реализации этих программ. Скажем, 8,8 процента к экономически активному населению. Буквально в понедельник мы рассматривали на совещании в Правительстве две территории, я просто хочу о них конкретно, может быть, чуть более подробно сказать, – это Приморский край и Ульяновская область. И если, скажем, говорить об Ульяновской области, там ситуация более спокойная, они понимают, как там развивается ситуация. Единственное, о чём мы их просили, чтобы они ориентировались не на уже сложившуюся ситуацию, а на перспективу ближайшего полугодия. Скажем, УАЗ сейчас находится до 9 февраля в простое. Но 9 февраля они рассчитывают на то, что меры, которые мы сейчас совместно согласовываем со всеми коллегами, я имею в виду меры по развитию отечественного автопрома, дадут свой результат и заработают к февралю, тем более что соответствующая программа по муниципальному автотранспорту и по автотранспорту для федеральных нужд должна быть подготовлена до 1 февраля 2009 года. Я знаю, что все мои коллеги уже соответствующие предложения направили в Министерство регионального развития и в Министерство экономического развития для согласования окончательных параметров такой поддержки.
Ряд предприятий Ульяновской области получили уже кредитные ресурсы и получили соответствующие заказы. Некоторые из них должны были уже закрыться, но тем не менее они работают, то есть там ситуация подконтрольна.
Что касается Приморского края, то здесь как раз та самая ситуация, о которой я сказала. К сожалению, план неамбициозный, если можно такой термин употреблять в этой ситуации, но программа никак не увязана пока с теми мероприятиями, которые осуществляются в рамках дальневосточного региона и в рамках соответствующей программы. И здесь мы с Анатолием Эдуардовичем уже обменивались соответствующим мнением, там есть некоторое плановое сокращение в Вооружённых Силах, и мы рассчитываем на то, что та программа, которая осуществляется или должна осуществляться на территории региона, она в том числе должна включать мероприятия в отношении вольнонаёмных и военнослужащих.
Кроме этого, особое внимание следует обратить на два аспекта, и, собственно, это присутствует в мониторинге, который мы осуществляем, и в той информации, которую мы всем даём. Это предприятия, которые попадают в перечень системообразующих, и предприятия, которые являются градообразующими и расположены в соответствующих моногородах. В отношении них специальное внимание, и в отношении этих предприятий работает соответствующая группа под руководством Министерства экономического развития, которая рассматривает вопросы государственной поддержки. И в первую очередь эта группа базируется на рассмотрении тех предприятий, уровень социальной напряжённости в которых может быть более высоким, чем в целом по Российской Федерации.
Следующая тема, на которую следует обратить внимание, – это определение этапов с учётом разных вариантов прогноза развития ситуации на территории региона. Это тоже очень важно, потому что мероприятия в рамках рынка труда, срочные мероприятия, рассчитаны на краткосрочные периоды, на период трёх, четырёх, шести месяцев. Сейчас мы это сделали в годовом разрезе, но тем не менее мы должны понимать, что органы власти субъектов Российской Федерации должны оценивать ситуацию, что сейчас мы на четыре–шесть месяцев осуществляем эти мероприятия, которые перечислили, а через четыре–шесть месяцев это должны быть уже другие программы, это должны быть программы нормальные, которые стабилизируют развитие соответствующих отраслей, которые являются ключевыми в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Ещё одна тема – это тема оптимизации численности привлекаемой иностранной рабочей силы. Мы ограничили, как Вы знаете, квоту на 2009 год. Но сейчас в целом наметилась, в общем, достаточно позитивная тенденция, субъекты Российской Федерации всё‑таки отдают предпочтение нашей рабочей силе, и в ряде субъектов даже от сокращённой 50-процентной квоты идёт уменьшение в привлечении иностранной рабочей силы.
Д.Медведев: К этим вопросам нужно относиться внимательно. Я вчера в Ингушетии был, у них 57 процентов безработица. Самая высокая в стране! Но даже при наличии 57 процентов собственной безработицы у них, по‑моему, 4 тысячи работников приглашены из‑за границы, и они не знают, как с этим поступить. Поэтому, конечно, здесь нужно перевёрстывать эти планы.
Т.Голикова: Но мы как раз будем рассматривать, у нас есть эта территория, мы как раз будем рассматривать в рамках соответствующей программы.
И последнее мероприятие, на которое нельзя не обратить внимание и которое проявится не сегодня, – это трудоустройство выпускников учебных заведений. Они выйдут летом, и мы должны быть готовы к возможным вызовам, которые могут возникнуть. И здесь мы совместно, в большей степени, конечно, Министерство образования и науки, мы здесь все с ними совместно работаем, они на сегодняшний день проводят оценку ситуации по территориям всех субъектов Российской Федерации относительно количества выпускников не только высших учебных заведений, но и средних специальных учебных заведений, школ и возможных мест трудоустройства. И эта работа как раз идёт по тем направлениям, которые частично Вы обозначили в своём выступлении: возможное продолжение обучения, дополнительная переподготовка. Это, возможно, и подготовка людей в рамках президентской программы подготовки управленческих кадров с её возможным расширением даже по количеству (сегодня 5 тысяч мы готовим ежегодно) и привлечением дополнительного количества преподавателей и учебных заведений.
И последнее, на чём хочу остановиться, и об этом Вы тоже сказали. Я просто хочу обратиться здесь к полномочным представителям Президента в субъектах Российской Федерации. Мы открыли информационный портал. На момент открытия у нас было в общероссийском банке данных вакансий более 760 тысяч рабочих мест. Безусловно, когда стали проявляться кризисные явления, ряд предприятий вакансии из общероссийского банка данных убрали. Это очевидное и понятное действие, потому что, как правило, они предоставляют работу тем, кто у них находится, своим работникам, под риском увольнения. Сегодня мы видим, что уровень обращаемости к этому сайту достаточно высокий. У нас с пятницы по вчерашний вечер обратилось туда 277 тысяч граждан. На конец этой недели мы будем понимать ситуацию, насколько он востребован с точки зрения получения работы, то есть мы будем видеть уже обратную связь.
Я бы хотела вот с чем обратиться. Субъекты Российской Федерации взаимодействуют с работодателями, и очень важно, чтобы работодатели давали всё‑таки вакансии в этот банк данных. Потому что очень многие предприятия, скажем, такие как Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский трубопрокатный, продолжают, несмотря на кризисные явления, осуществлять те инвестиционные проекты, которые планировали осуществлять. И они осуществляют переподготовку кадров и проводят в этом направлении активные мероприятия. Такие же направления есть и в других субъектах, и если возникает потребность трудоустройства или поиска работника или работы, то это всегда можно сделать через этот информационный ресурс. И частные агентства тоже изъявили желание работать в этом информационном ресурсе, сейчас мы прорабатываем с ними вариант подписания соответствующих соглашений, чтобы они несли соответствующую ответственность за ту информацию, которую они предоставляют, с тем чтобы это не было фикцией, и действительно, если работник выберет рабочее место, предъявленное частным агентством, чтобы оно действительно существовало. Вот это основные моменты, которые характеризуют ситуацию на сегодняшний день.