Д.Медведев: Юрий Яковлевич, позвал Вас обсудить несколько вопросов. Первый заключается в том, что вчера мною подписан окончательный вариант поправок в законодательство по противодействию коррупции. Вчера говорил об этом с директором ФСБ, но, естественно, не меньшая ответственность по исполнению этого законодательства лежит на прокуратуре. Прокуратура у нас осуществляет надзор. И, конечно, значительная часть полномочий, которые возникают из этих законодательных актов, возложена на Вас. Поэтому у меня такое же поручение, как и к другим правоохранительным органам, – немедленно приступить к реализации всего массива законодательства о противодействии коррупции. Причём делать это с толком, потому что, ещё раз повторю, это непростое законодательство, которое у нас ещё не имеет практики применения, затрагивает очень сложные, иногда щепетильные сферы и, естественно, вызовет разную реакцию. И поэтому нужно внимательно следить за исполнением этого законодательства. Это первый вопрос.
Теперь ещё один вопрос, которым мы с Вами давно занимаемся, – защита наших несчастных предпринимателей, которые страдают от всякого рода внепроцессуальных действий и многочисленных бестолковых, иногда весьма коррупционных, проверок. Мною также подписано сегодня два закона: один – касающийся исключения так называемых внепроцессуальных прав МВД, а второй – касающийся защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мер государственного контроля и надзора в части ограничения количества таких проверок и их большей эффективности.
У Вас были предложения, теперь есть ещё более точная нормативная база, также нужно подумать о том, чтобы она немедленно начала действовать. Потому что, судя по обращениям ко мне, судя по публикациям, конечно, ситуация в этой сфере если и меняется, то очень-очень медленно.
Наконец, я хотел бы, чтобы мы с Вами поговорили в целом о ситуации, в том числе и ситуации, касающейся защиты не только прав предпринимателей, но и прав трудящихся, прав работников в условиях сложностей на финансовом рынке, остановки ряда производств и, естественно, создания режима законности в отношениях между работодателем и работниками, поддержание его на нужном уровне.
Вот несколько тем для обсуждения. Естественно, наверное, у Вас есть свои.
Ю.Чайка: Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
Буквально вчера я провёл большое оперативное совещание по реализации требований закона о защите прав предпринимателей, который вступает в силу с 1 июля следующего года, в части полномочий прокуратуры. Мы будем уже вести, скажем так, мониторить ситуацию по правоприменению, по проведению внеплановых проверок, и с января 2010 года прокуратура должна вести уже единый свод всех, скажем так, плановых проверок в Российской Федерации.
Контроль за соблюдением трудовых прав граждан – это важнейшая тема на ближайшее время.
Мы сегодня уже мониторим ситуацию с проверками. За последние три года мы анализируем количество проверок: какие проверки, где проводились. Сейчас идёт и мониторинг законодательства. Кроме того, мы создали рабочую группу, которая занимается разработкой программного продукта, куда вошли специалисты не только прокуратуры, но и специалисты Контрольного управления Президента, Федеральной службы охраны, которые будут нам тоже в этом вопросе помогать.
Мы формируем нормативно-правовую базу. Нам помимо постановления Правительства нужен будет и ряд ведомственных нормативно-правовых актов, и плюс непосредственно моих актов с точки зрения организации этой работы. Тоже создана рабочая группа, которая занимается вот именно этими вопросами, не проблемами, а вопросами.
И последнее – это организационные меры. Мы наметили целый комплекс организационных мер, которые необходимы для реализации этого законопроекта. Наметили мы конкретные сроки по реализации, конкретных ответственных лиц, и я думаю, что с 1 июля мы будем иметь полноценную структуру, которая будет заниматься этими вопросами. И мы, не ожидая этого, сейчас уже занимаемся непосредственно вопросами по защите прав предпринимателей.
Я сегодня Вам хочу доложить о выполнении поручения, которое Вы давали.
Д.Медведев: Возвращаясь к первой теме, Юрий Яковлевич, нужно всё‑таки сделать так, чтобы эта информация не только к вам стекалась, но и если возникает правовое основание для того, чтобы сказать: количество проверок в отношении конкретного предпринимателя, конкретного предприятия, юридического лица превышает установленный законом предел (скажем, одна проверка в три года, так, как у нас установлено), – то в этом случае для тех, кто проверку провёл, наступают отрицательные последствия. То есть как минимум там возникает дисциплинарная ответственность, а если там выявляются какие‑то коррупционные элементы, то и уголовная.
Ю.Чайка: Да, конечно.
Д.Медведев: Просто вот это нужно предавать огласке, чтобы неповадно было соваться, когда не следует.
Ю.Чайка: Совершенно верно. Должны наступать санкции, мы будем на сайт свой вывешивать, какие проверки, где, чтобы информировать население. Бесспорно, это будем делать.
Что касается трудового законодательства – действительно, у нас это тоже вызывает большое напряжение. В условиях экономического кризиса, финансового кризиса, спада производства мы это обозначили как приоритетное направление действий органов прокуратуры защиту прав граждан прежде всего в области трудового законодательства. Мы буквально еженедельно стали мониторить ситуацию с 1 октября. У нас вызывает особую тревогу, что буквально с 1 октября за два месяца опять произошёл рост невыплаты заработной платы, причем в 2,5 раза. Мы предпринимаем здесь серьёзные меры, вплоть до того, что возбуждаем уголовные дела. Мы сегодня анализируем непосредственно практику нарушения законодательства при ликвидации предприятий, при сокращении трудящихся на этих предприятиях. Мы сегодня констатируем, что получили факты, причём тревожные факты, когда принуждают работников к увольнению по собственному желанию или по соглашению сторон. Имеют место невыплаты либо несвоевременные выплаты выходного пособия увольняемым работникам, не соблюдается трёхмесячный срок уведомления служб занятости населения о том, что с этим человеком расторгнут трудовой договор и непосредственно его должны ставить на учёт службы занятости.
Мы сегодня имеем факты, когда искажается статистическая отчётность работодателями, которые в принципе не показывают реального положения дел. Сегодня, к сожалению, случается, что принимаемые органами трудовой инспекции меры не адекватны сложившейся ситуации. В частности, не всегда реализуются полномочия по обращению в суд как раз этих органов, инспекций о приостановлении действий работодателей и привлечении новых лиц к административной ответственности. Мы вынуждены в большей степени за них в этом направлении работать.
Мы отмечаем также, что слабо работает Служба занятости населения по трудоустройству граждан. До сих пор не создана система прогнозирования рынка труда, к сожалению, во многих регионах. Не существует единого банка вакансий, и мы как раз это отразили в своих представлениях. Поэтому, я ещё раз говорю, для нас это приоритетное направление работы, и буквально за эти два месяца мы внесли 9 тысяч представлений об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения 4 тысячи привлечено к дисциплинарной ответственности. Но самое главное не это, а то, что мы вынесли официальное предостережение более 3 тысячам должностных лиц в связи с предстоящим увольнением граждан. По нашим данным на 24 декабря, действительно свыше 10 тысяч организаций осуществляют мероприятия по сокращению штата работников. На сегодня уволено более 53 тысяч и планируется увольнение ещё 271 тысячи человек.
Поэтому мы сейчас прилагаем максимальные усилия для того, чтобы все эти исполнения законодательства, действия должностных лиц были действительно в рамках трудового законодательства.
Должен ещё отметить, что мы буквально за эти два месяца предъявили уже более 30 тысяч заявлений в суды по выплате зарплаты, не выплачено более 300 миллионов рублей, и к административной ответственности привлекли 2,5 тысячи должностных лиц за нарушение трудового законодательства, и возбудили уже 18 уголовных дел. А вообще с начала года по невыплате зарплаты уже возбуждено 188 уголовных дел. Конечно, цифра большая.
Д.Медведев: Большая.
Ю.Чайка: Поэтому мы работаем, стараемся максимально работать на упреждение в этом вопросе.
Что касается коррупции, Дмитрий Анатольевич, мы провели в сентябре большое координационное совещание правоохранительных органов, на котором определили направления нашей совместной деятельности. Кроме того, мы создали совместную аналитическую группу, которая будет тоже мониторить ситуацию, складывающуюся по исполнению этого закона. То есть эта группа уже создана. Мы будем, предполагается по Национальному плану, два раза в год информировать Вас о положении дел в этом вопросе. Поэтому эта группа будет работать в постоянном режиме. Естественно, мы будем усиленно координировать свою работу по определённым направлениям нашей деятельности. Вы абсолютно правы, сейчас надо будет нам, прежде всего, изучить этот закон, чтобы правоприменение шло в нужном русле, чтобы не было тех или иных отступлений в силу незнания закона. А такие вещи могут тоже иметь место. Поэтому мы будем сейчас проводить учёбу на базе наших учебных центров: Генеральной прокуратуры, Института повышения квалификации руководящих кадров. Будем как раз эти мероприятия проводить.
Ещё, Дмитрий Анатольевич, я хотел сказать, мы выпустили книгу – «Белую книгу» по осетинской трагедии, о тех событиях. Я Вам её хочу вручить. Эта книга подготовлена на основании материалов, которые собрали органы Военной прокуратуры, Следственного комитета при Генеральной прокуратуре.
На мой взгляд, это объективное освещение событий, которые там произошли. Всё основано на материалах допросов очевидцев, заключениях экспертов, показаниях свидетелей непосредственно. Здесь соответственно приложен ряд документов, которые, на наш взгляд, имеют также доказательственное значение – доказательства той агрессии, которую совершила грузинская сторона в отношении южноосетинского народа, в отношении граждан Российской Федерации.
Я думаю, что эта книга должна быть разослана во все наши дипломатические представительства. Я думаю, что мир должен знать о тех событиях. Здесь только факты, именно объективная картина произошедших событий.
Д.Медведев: Это очень важный документ. Естественно, надо сделать так, чтобы с ним могли ознакомиться все заинтересованные лица в любой стране мира, международные организации, организации, которые осуществляют уголовные преследования, суды в случае необходимости, потому что это действительно подборка преступлений против Южной Осетии, против граждан Российской Федерации. Конечно, эти документы весьма и весьма серьёзные. Я смотрю, тут фотографии разные, паспорт гражданина Украины.
Возвращаясь ещё раз к тому, о чём Вы говорили в отношении контроля за соблюдением трудовых прав граждан, в отношении трудовых прав работников, – это важнейшая тема на ближайшее время, потому что, конечно, в кризис всем сложно, и работодателям, но ещё сложнее работникам. И если кто‑то осуществляет процедуры, вытекающие из Трудового кодекса, они должны осуществляться в соответствии с действующим законом, не допуская манипулирования законом и передёргивания этого закона. То есть если всё‑таки речь идет о создании имитации увольнения или, допустим, необходимости увольнения, то в этом случае должна следовать мера прокурорского реагирования, это совершенно очевидно. И здесь, конечно, на прокуратуре самая высокая ответственность, потому что именно к вам будут обращаться граждане.