Д.Медведев: Рашид Гумарович, у Министерства внутренних дел есть разные функции. Я хотел с Вами вот что обсудить: подготовлен законопроект, для того чтобы я мог его внести, – содержание его сводится к ряду профилактических мер, связанных с предупреждением подростковой преступности, с одной стороны, а с другой стороны – с защитой детей от всякого рода проблем, которые могут возникнуть на улице в связи с совершением преступлений, правонарушений, защитой нравственности. Некоторое время назад в ряде регионов начался эксперимент, который проходил и проходит на основе законов: он касается регламентирования времени пребывания ребенка на улице, ответственности родителей, контроля со стороны правоохранительных структур. В целом, на мой взгляд, этот эксперимент принес вполне положительные результаты. Думаю, что мы могли бы такого рода решение предложить и другим субъектам Федерации. Но сделать это аккуратно, с тем чтобы каждый субъект Федерации определился сам для себя, в каком объёме они могли бы принять такие регламентационные меры.
С учётом того, что это непосредственно затрагивает компетенцию Министерства внутренних дел в части защиты правопорядка, охраны нравственности и здоровья подростков, детей, которые находятся на улице, я бы хотел, чтобы Вы прокомментировали этот законопроект, доложили мне своё мнение. И если мы окончательно определимся, то я его внесу в Государственную Думу.
Р.Нургалиев: Дмитрий Анатольевич, действительно, на Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав мы заслушали ряд регионов, в том числе и регионы, которые уже имеют практику работы (это 2007–2008 годы). И хочу Вам сказать, что действительно есть значительные изменения с точки зрения правонарушений именно среди подростков, мы видим положительную тенденцию. Я хочу сказать, что практически во всех этих регионах, а их у нас в эксперименте участвовало 15, изменена позиция и органов местного самоуправления, и региональных наших руководителей непосредственно по организации именно этой работы.
Некоторое время назад в ряде регионов начался эксперимент, который проходил и проходит на основе законов: он касается регламентирования времени пребывания ребёнка на улице, ответственности родителей, контроля со стороны правоохранительных структур. В целом, на мой взгляд, этот эксперимент принёс вполне положительные результаты. Думаю, что мы могли бы такого рода решение предложить и другим субъектам Федерации.
Хочу сказать, что мы рассмотрели эти вопросы, прежде всего в Краснодарском крае, в Пермском крае, Кемеровской, Кировской, Белгородской, Архангельской областях. И та картина, которую сегодня мы видим, она позволяет нам сделать утвердительный вывод, о чём Вы сказали. Действительно, эти меры способствуют тому, что и, прежде всего, уличная преступность среди несовершеннолетних подростков, и количество совершенных подростками преступлений уменьшились кратно. Хочу привести пример: допустим, по Липецкой области за 11 месяцев этого года мы видим, что количество преступлений несовершеннолетними сократилось практически на 12 процентов. Это хороший показатель. В ночное время в отношении несовершеннолетних совершено преступлений на 5 процентов меньше, на 59 процентов снизилось число преступлений, совершённых в отношении несовершеннолетних в целом. И такая динамика практически у нас есть в этих 15 субъектах Российской Федерации.
Мы действительно видим, что в этих регионах очень много делается, но, естественно, нужны и соответствующие уровни федерального законодательства. Поэтому мы также выходим с предложением об изменениях в Федеральном законе №124 1998 года как раз об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. В частности, в 14 статье практически всё то, о чем Вы сейчас сказали, предусмотрено. И поэтому мы считаем необходимым, действительно, в рамках, может быть, особенностей субъектов Российской Федерации предложить принятие соответствующих законов, для того чтобы жизнь и здоровье наших маленьких граждан России была в надёжных руках.
Д.Медведев: Хорошо, тогда мы так поступим. Мы создадим вот такую правовую форму, которая позволит самим субъектам Федерации определяться с тем, как защищать жизнь, здоровье и нравственность наших детей на улицах. При этом этот закон будет, с одной стороны, направлен на предотвращение уличной преступности, в том числе подростковой, а с другой стороны, что ещё более важно, он будет направлен на защиту самих детей, и в то же время он позволит акцентировать и ряд обязанностей родителей. Я тогда подпишу его и внесу в Государственную Думу.
Р.Нургалиев: Думаю, Дмитрий Анатольевич, что этот закон будет своевременным. Он, действительно, сегодня у нас является основным с точки зрения общественности, особенно среди работы с молодежью. Меня в принципе мои коллеги из правительственной комиссии просили при сегодняшнем разговоре выразить общее мнение, что это действительно нужно сегодня для нашей страны.
Д.Медведев: Договорились.