Д.Медведев: Алексей Леонидович, на прошлой неделе я проводил совещание с участием ряда министров по развитию одного из наших федеральных округов. До этого, естественно, давались самые разные поручения. Сегодня мы с Вами поговорим, а завтра ещё проведем расширенное совещание с участием членов Правительства.
Хотел бы, чтобы Вы мне сейчас доложили о том, как идут дела по выполнению президентских поручений по поддержке реального сектора, по социальным программам, естественно, по стабилизации ситуации в финансовой сфере, потому что ряд поручений, которые были даны, уже исполнены – это хорошо; ряд поручений – в стадии исполнения и должны быть исполнены в самое ближайшее время.
А.Кудрин: Дмитрий Анатольевич, целый ряд Ваших поручений уже мы положили на бумагу в виде законопроектов – они внесены в Госдуму. Завтра в Государственной Думе уже в первом чтении будет рассматриваться ряд законопроектов. Мы уверены, что эти законопроекты пройдут в Думе и в Совете Федерации до конца года, чтобы с 1 января они уже действовали.
Речь идет о законопроектах о специальных представителях Центрального банка в коммерческих банках. Этот специальный представитель будет иметь право доступа к любой информации банка и ко всем сделкам стоимостью выше одного процента балансовой стоимости…
Д.Медведев: Актива банка.
А.Кудрин: Таким образом, это достаточный контроль, и противодействовать в получении информации этому представителю банк не имеет права.
Д.Медведев: Мы, помню, договаривались о том, что этот представитель будет, с одной стороны, всё‑таки действительно контролировать расходование тех денежных средств, которые размещаются сейчас по государственной линии. В то же время, конечно, он не вмешивается в оперативную деятельность банка: банк остается структурой, которая решает свои задачи, но под присмотром такого рода контролёра.
А.Кудрин: Кроме того, завтра в Государственной Думе будет рассматриваться ещё ряд законопроектов, прежде всего закон о Налоговом и Бюджетном кодексах.
В соответствии с Вашими поручениями мы проанализировали доходы субъектов Российской Федерации, в том числе возможность выпадающих доходов в связи с внесением целого ряда налоговых инициатив, связанных с дополнительными вычетами из подоходного налога на жилье, с ускоренной амортизацией до 30 процентов по новому оборудованию уже с начала следующего года. И мы оценили выпадающие доходы субъектов – около 80 миллиардов рублей в следующем году.
Соответственно, в Налоговом кодексе и в Бюджетном кодексе мы переносим часть налогов с федерального уровня на уровень субъектов, то есть полпроцента налога на прибыль теперь будет поступать в бюджет субъекта и 40 процентов акцизов на бензин будут поступать в субъекты. Теперь 100 процентов акцизов на бензин будут поступать в субъекты, это больше 100 миллиардов рублей передаваемых доходов уже в новой оценке, новой макроэкономике на следующий год. Поэтому больше 100 миллиардов рублей субъекты получат дополнительно.
Правительство принимает важные решения, надо, чтобы комплекс аналогичных мер по поддержке промышленности, сельского хозяйства и торговли был утверждён на уровне регионов. Во время финансового кризиса, конечно, никому не сладко, но у них свои возможности всё‑таки есть.
Кроме того, это законопроект о дополнительных мерах по кредитованию реального сектора. Сейчас самое сложное у предприятий – это перспективы их развития, возврат и обслуживание старых кредитов и получение новых кредитов. Поэтому государство разделит ответственность с предприятиями и с банками за получение, предоставление таких кредитов, и, таким образом, банки будут более охотно идти на определённые риски, потому что государство их возьмёт на себя. Более 300 миллиардов рублей – гарантии, которые мы предоставим предприятиям, чтобы они их предоставили под кредиты банкам. При этом есть две группы гарантий: 70 процентов – гарантия, которая предоставляется предприятиям оборонно-промышленного комплекса, и 50 процентов – гарантия любым другим секторам, в которых государство не участвует.
Д.Медведев: 70 и 50 процентов от чего?
А.Кудрин: От величины кредита.
Д.Медведев: То есть гарантией покрывается или половина кредита, или 70 процентов.
А.Кудрин: При этом мы специально делим риски с банком, потому что мы не будем перепроверять обоснованность такого кредита. Мы исходим из того, что банк уже делает это исходя из рациональных оценок, и мы просто делим риски по любому кредиту. Это максимально упростит выдачу такого кредита с точки зрения и сроков, и процедуры оформления гарантии.
Д.Медведев: То есть ещё раз, возвращаясь к этой теме, мы несколько раз её обсуждали. Во‑первых, это достаточно простая процедура. Во‑вторых, не требуется каких‑то контргарантий, других обеспечений для того, чтобы получить эту гарантию, кроме того, что банк тоже отвечает 50 процентами или 30 процентами. И, наконец, в‑третьих, она оформляется в упрощённом порядке.
А.Кудрин: В упрощённом порядке – это очень быстро. Этот механизм начнёт действовать с первого января, потому что сейчас потребуется две недели…
Д.Медведев: Общая сумма 300 миллиардов?
А.Кудрин: Общая сумма 300 миллиардов.
Д.Медведев: Как будут определяться счастливые получатели такого рода гарантий?
А.Кудрин: По гарантии 70 процентов все предприятия имеют право участвовать, кто попал в список предприятий оборонного сектора (специальный
реестр есть предприятий, выполняющих оборонный заказ).
Д.Медведев: Оборонный заказ, понятно.
А.Кудрин: По остальным предприятиям этот список будет окончательно подготовлен и утверждён завтра на Комиссии Правительства по устойчивому развитию российской экономики. И завтра мы утвердим этот список.
Список будет определён по нескольким критериям, в том числе критериям, связанным с системообразующими предприятиями для отраслей, основными предприятиями для отраслей, основными налогоплательщиками, градообразующими предприятиями, предприятиями, выполняющими особые технологии, которые у нас есть в списке технологий, которые мы не должны утрачивать. То есть целый ряд критериев, которые мы применим. Завтра мы окончательно договоримся об этом списке.
Д.Медведев: Это всё‑таки приблизительно какой объем от валового внутреннего продукта в нашей стране?
А.Кудрин: Мы оцениваем, что с учётом тех предприятий, которые мы отберём завтра для этого списка (хотел бы сказать – аналогичный порядок мы предложим, чтобы провели субъекты Российской Федерации для предприятий регионального уровня) суммарно предприятия федерального уровня и субъектного уровня, включая наши бюджетные учреждения, охватывают 85 процентов всей продукции, ВВП нашей страны. Таким образом, все основные участники рынка будут поддержаны.
Кроме того, у нас специальная программа по финансированию малого и среднего бизнеса и специальная программа по кредитованию сельского хозяйства. Там будут другие критерии использоваться: там более мелкие хозяйства и там будет больше механизмов, которые уже задействованы.
Д.Медведев: К гарантиям они смогут прибегать или там будут свои гарантии, потому что там же есть и крупные промышленно-аграрные предприятия?
А.Кудрин: Мы знаем, что в тот список, о котором я сказал, больше 30 крупных аграрных комплексов попадёт. Остальные работают на условиях с местными бюджетами, но получают субсидии, процентные ставки из федерального бюджета.
Д.Медведев: Так, как мы и делали в последнее время, когда компенсировали часть кредитной ставки.
А.Кудрин: Кроме того, завтра также будет принято решение в рамках законопроектов по упрощению в Российской Федерации процедур инвестиций за счёт государственных средств.
Наша задача – увеличить полномочия министров и главных распределителей бюджетных средств по инвестициям, чтобы в рамках утверждённой федеральной целевой программы не требовалось переутверждения этих программ, внесения мелких изменений. Если в целом результаты программы ожидаются и будут достигнуты, если уточнения требуют только перечни отдельных объектов, отдельных мероприятий, то такие полномочия передаются на уровень министров.
Д.Медведев: То есть мы тем самым расширяем полномочия главных распорядителей кредитов, в данном случае – министров.
А.Кудрин: И больше, и более ответственно будем спрашивать за конечный результат. В итоге у нас не будет таких бюрократических задержек, связанных с переутверждением или уточнением федеральной целевой программы каждый год, потому что там каждый год вносятся изменения. Уже с 1 января все программы должны начинать работать.
Д.Медведев: Вы рассматриваете это в контексте антикризисных мер или же это всё‑таки и на будущее, независимо от того, как быстро будут преодолены последствия мирового финансового кризиса?
А.Кудрин: Этот пакет по расширению полномочий по инвестированию связан не только с кризисом. Он, конечно, будет
действовать и потом, то есть это системные работы по повышению гибкости и эффективности работы с инвестиционными средствами государства.
В настоящий момент мы также готовим ряд мероприятий по поддержке, в том числе и банковского сектора, и реального сектора. К реальному сектору я также отношу возможные меры дополнительных налоговых кредитов и налоговые реструктуризации для предприятий, по которым будет принято особое решение. Если они попадают в очень плохое положение, то при описании такой ситуации мы будем предоставлять в том числе и налоговую реструктуризацию, и эта мера будет антикризисного характера на один год.
Д.Медведев: Хорошо.
Алексей Леонидович, у меня есть поручение Вам и Правительству. Когда в последний раз я общался с коллегами в регионе, отметил, что они в целом тоже готовы работать в синхронном режиме с Правительством, это самое главное. Вы принимаете важные решения, надо, чтобы комплекс аналогичных мер по поддержке промышленности, сельского хозяйства и торговли был утверждён на уровне регионов. Во время финансового кризиса, конечно, никому не сладко, но у них свои возможности всё‑таки есть.
Желательно, чтобы те меры, которые предпринимает Правительство, взаимодополнялись решениями, которые принимаются в регионах. Насколько я, кстати, понимаю, Вы всегда были сторонником именно таких согласованных действий, имею в виду финансовую сферу. Здесь необходимо обеспечить синхронность и взаимозаменяемость этих мер.
А.Кудрин: Мы так и будем работать.