В.Путин: Добрый день, Алексей Васильевич.
Начнем с результатов. Уже есть, наверное, окончательные, по году?
А.Гордеев: Да, Владимир Владимирович. Я прежде всего отметил бы, что у нас уже несколько лет подряд идет рост объемов сельскохозяйственного производства. За эти годы он составил 40% – это, в общем‑то, серьезные результаты. Есть 1990 год, так называемый эталонный, с которым мы сравниваем итоги, и вот по продукции растениеводства, за тот период, который мы рассматриваем, мы уже вышли на объемы большие, чем в 1990 году.
Есть отставания по продукции животноводства, поэтому мы как раз животноводство и включили в приоритетный национальный проект, и я Вам это ниже доложу. Что важно отметить: все‑таки хороший объем урожая собран, если приводить окончательные цифры, то примерно 81 миллион тонн. Это на 2,5 миллиона тонн больше, чем в прошлом году, и это лучший урожай за последние 5 лет. Были сложные погодные условия. Вы помните, давали два поручения: одно поручение – оказать помощь регионам Южного федерального округа, именно тем хозяйствам, которые пострадали от засухи. Это решение уже состоялось: внесены изменения в закон о бюджете, выделено 1 миллиард 300 миллионов рублей на принципах софинансирования, до 10 декабря деньги должны поступить в регионы. И до конца года, это, кстати говоря, впервые вот так оперативно, пострадавшие хозяйства получат эти деньги прямо рублем, как говорится.
И второе. Вы давали поручение в отношении тех, кто активно участвовал в уборке урожая, с учетом того, что в целом итоги неплохие. Такой проект указа подготовлен, порядка 80 человек предлагается. В основном это рабочие-специалисты, то есть труженики села. Просьба, Владимир Владимирович, подписать, люди, в общем‑то, выполнили в сложных погодных условиях непростую задачу – хороший урожай.
В.Путин: Я сделаю это с удовольствием, тем более что у нас были с Вами сомнения по поводу урожая, по поводу результатов этого года. Видите, оказалось, что лучше даже, чем многие предыдущие.
А.Гордеев: Это, конечно, залог стабильности и внутреннего рынка, и мы экспортный потенциал – 12 миллионов тонн – сохраняем. Это неплохие, в общем‑то, финансово-экономические итоги. Я позже скажу. Если говорить уже по поводу залога урожая на следующий год – потому что мы уже беспокоимся с учетом тенденции, на мировом зерновом рынке цены очень высокие, спрос превышает предложение, – то озимый сев мы завершили успешно, 15 миллионов 300 тысяч гектаров посеяли. На 2 миллиона больше, чем в прошлом году, то есть это на 14 процентов больше. Это, конечно, позволит, уже очевидно, часть земель, заброшенных в эти сложные годы реформ, вернуть в оборот. Имеется в виду пашня. Резервы у нас там большие, порядка 20 миллионов гектаров надо возвращать. И это, конечно, тоже залог хорошего урожая на следующий год. Состояние озимых мы сейчас обследовали, конечно, первоначально, но хорошее состояние.
В.Путин: Надо создавать условия для бизнеса по созданию установок по производству «био», новых [видов топлива]. Альтернативная энергетика активно развивается в мире, поэтому и цены идут вверх отчасти. Но мы с Вами хорошо знаем, что стран, которые могут производить нужные объемы зерновых, не так уж и много, их на пальцах одной руки можно пересчитать, в том числе и Россия.
А.Гордеев: Вы прямо в точку попали. Сейчас европейцы такие заявки дают России. Им, чтобы обеспечить даже сегодняшний объем потребления, необходимо 1/3 площадей сельскохозяйственных отдать под производство так называемой биомассы, то есть под биотопливо. У нас такие резервы есть, и первые заводы сейчас строятся. В Омске строится завод по биоэтанолу, построены крупные заводы, в частности в Татарстане, по переработке рапса. Как раз мы первую задачу ставим, чтобы могли обеспечивать заявки Европы, потому что для нас это хороший бизнес и хорошие возможности.
Говоря о животноводстве, здесь очень важно отметить: пошли существенные сдвижки, как раз вот эта кривая по животноводству отстает по сравнению с 1990 годом. Это, конечно, и сокращение потребления гражданами наиболее ценных продуктов питания – мяса и молока. Что можно сказать? Если бы не приоритетные национальные проекты, у нас, Владимир Владимирович, вообще могла бы сложиться кризисная ситуация. Все‑таки за 2 года прирост производства мяса всех видов составил 15 процентов. Представьте, 15 процентов за 2 года – это очень существенно. По молоку результаты скромнее, здесь все‑таки отрасль более капиталоемкая, инертная, но все равно порядка 4–4,5 процента у нас прирост производства молока на отечественных фермах уже очевиден до конца года. Наконец‑то у нас полностью стабилизировалось поголовье крупного рогатого скота.
В.Путин: Самый большой провал у нас был в 1998–1999 году.
А.Гордеев: Да, в 1998–1999 году мы, обратите внимание, вообще сократили в 2 раза производство сельскохозяйственной продукции. На сегодня в целом мы восстановили 80 процентов. И вот эта пятилетняя государственная программа нам позволит полностью за этот период восстановить объемы сельскохозяйственного производства, но уже на совершенно новой конкурентоспособной основе, и те производства, которые уже будут технически оснащены новыми технологиями и техникой.
Есть еще несколько важных данных, связанных с поддержкой малых форм аграрного бизнеса: это фермеры, это личные подворья граждан. Надо вот эту цифру лишний раз вспомнить: у нас сегодня занимается производством сельхозпродукции 16 миллионов домашних хозяйств. То есть, если умножить на количество членов семьи – это очень большая цифра. 250 тысяч фермеров, 30 тысяч индивидуальных предпринимателей на селе. То есть это очень большой класс, они производят на сегодня половину продукции в стране. Активно идет кредитование. Вот, в частности, выдано за эти два года 445 тысяч кредитов. Если это сравнивать с 2005 годом, то есть до начала приоритетного национального проекта, то даже трудно сравнивать, потому что это в десятки раз больше. В целом инвестиции выросли за эти 2 года всего в 10 раз. Если даже возвращаться к животноводческим фермам, потому что так трудно для неспециалистов, допустим, понять, что у нас на селе сейчас происходит, то более 2 тысяч по стране за счет приоритетного национального проекта строится новых или реконструируется животноводческих ферм. Все они соответствуют мировому уровню, и это, конечно, залог того, что через год-два у нас пойдет очень быстрый рост и возможность обеспечивать за счет своего продовольствия наш отечественный рынок.
Также 32 тысячи молодых специалистов и их семей за эти 2 года получат льготное жилье на селе. Это специалисты с высшим образованием, со средним техническим образованием. И я бы еще обратил внимание: здесь не только аграрные профессии, но и те специалисты, которые работают в сфере медицины, образования, культуры. Так что тут тоже подвижки есть. Так что, возвращаясь к государственной программе, мы это направление увеличиваем в 5 раз начиная со следующей пятилетки.
Есть несколько положительных тенденций и ряд проблем. Я бы хотел о них, если можно, доложить. Во‑первых, по инвестиционному процессу я все‑таки цифры назову. В 2005 году общий объем кредитов, привлеченных в агропромышленный комплекс, составил 192 миллиарда рублей. А то, что привлекли, – 615 миллиардов рублей. То есть это более чем в 3 раза. А если говорить об инвестиционных кредитах, то они выросли в 10 раз. Повысилась финансово-экономическая устойчивость функционирования сельхозпредприятий. Два года назад у нас было 58 процентов прибыльных предприятий. На сегодня мы выходим на 75 процентов. То есть мы получаем такой локомотив, который позволяет и остальных из этой долговой ямы вытянуть.
В.Путин: Алексей Васильевич, у нас всегда уровень доходов на селе отставал от промышленности, в целом даже по экономике. Вот по этому, по основному для нас социальному показателю как обстоят дела?
А.Гордеев: Владимир Владимирович, это, конечно, ключевая тема. Она была самая печальная для работников сельского хозяйства. У нас зарплата средняя отставала в среднем от экономики более чем в 2 раза. На сегодня она все‑таки подтянута. По итогам 9 месяцев она составила 5 тысяч 800 рублей. Это, конечно, ниже, чем в среднем по экономике, но, что очень важно, в этом году прирост заработной платы в сельском хозяйстве составил 38 процентов, а в целом по экономике – 20 процентов. То есть мы пошли с опережающим ростом. И наша задача в государственной программе поставлена такая – это как индикатор целевой – увеличить доходы, увеличить заработную плату на селе в 2 раза за эту пятилетку и как‑то ее все‑таки приблизить к средней по экономике. Так что это, наверное, главный показатель. Можно говорить и о технике, можно говорить и о прибыльных, и об убыточных хозяйствах, а если касаться людей, конечно, Вы правильно эту тему затронули.
По проблемам. Конечно, традиционно нас беспокоят цены на горюче-смазочные материалы, в частности на дизтопливо. И вот в последние годы, к сожалению, тенденция такая же по минеральным удобрениям. Мы, правда, в государственной программе заложили такую возможность, чтобы Правительство (это ответственность Правительства) наблюдало за паритетом цен. И если у нас идет разница между ценами на энергоресурсы и ценами на сельхозпродукцию, то Правительство обязано вносить соответствующие поправки по компенсации. Это, конечно, такая норма ожидаемая, она, слава Богу, принята. И договоренности такие есть с Министерством финансов. Мы будем по итогам каждого года такие расчеты вести. В отношении удобрений мы видим все‑таки здесь в основном действия крупных производителей, которые не соответствуют антимонопольному законодательству, то есть это явные такие монопольные признаки. И с Федеральной антимонопольной службой мы на сегодня имеем такой план действий, чтобы с этими крупными производителями разобраться и не допускать такой неоправданный рост цен.
В.Путин: Сырье‑то берут по внутренним ценам?
А.Гордеев: Да, к сожалению, все сырье, включая и газ, и электроэнергию, идет по внутренним ценам, а продажа идет на мировой рынок по ценам мирового рынка, и, получается, мы как бы субсидируем конкретные компании и конкретных собственников.
В.Путин: Давайте поподробней поговорим.