В.Путин: Добрый день!
У нас в начале октября в Душанбе запланировано мероприятие (и по линии других организаций). Прошу Вас рассказать о том, как идет работа по подготовке этой встречи, и вообще,Ваше видение развития ситуации в обеих организациях.
Г.Рапота: На последнем саммите [ЕврАзЭС], который состоялся здесь в Сочи (это было в августе прошлого года), было дано поручение подготовить правовую базу Таможенного союза. Собственно, к этому времени мы такую правовую базу и подготовили.
В.Путин: В рамках всей организации ЕврАзЭС?
Г.Рапота: Нет, у нас «на троих» сначала, на три государства: Беларусь, Казахстан, Россия – с тем чтобы потом, после того, как эта база уже будет сформирована, сюда присоединились остальные государства.
В.Путин: Предложите другим для присоединения?
Г.Рапота: Да. Такой пакет документов подготовлен. Мы хотим предложить его на подписание. Первую часть – ту, которая относится к компетенции глав государств, – предложить на подписание на саммите в Душанбе. И вторую часть – ту, которая относится к компетенции глав правительств, – подписать на межгоссовете на уровне глав правительств, который состоится в конце года – начале следующего (сейчас уточняется период). Собственно, вот это основной итог нашей работы, если брать самое основное.
Есть прогресс в развитии отношений с международными организациями. Эта международная деятельность у нас идет неплохо. Естественно, не все так гладко, есть какие‑то проблемы – может быть, какие‑то из них хотели бы обсудить. Но основной итог деятельности – вот в этом. Я считаю, это очень большой прогресс. Стороны очень неплохо поработали: эксперты и члены интеграционного комитета.
В.Путин: Наши коллеги в Казахстане, Беларуси согласовали эти документы? Они уже готовы к подписанию, по Вашему мнению?
Г.Рапота: Да. Они сейчас завершают согласование, но предварительное согласование уже прошло. Сейчас идут внутригосударственные процедуры, которые навряд ли привнесут какие‑то новые элементы. Я думаю, там все будет нормально.
Н.Бордюжа: Если по линии ОДКБ, то я бы выделил три, может быть, направления, над которыми мы работали после минской сессии: это, во‑первых, трансформация организации из чисто военно-политической в многофункциональную организацию, которая бы занималась всеми проблемами, связанными с безопасностью.
Второе – это процесс восстановления членства Узбекистана в организации.
И третье (очень содержательное, на мой взгляд, получилось в этот период) – это дальнейшее развитие нормативно-правовой базы. И в этом плане, конечно, этот год был прорывным. Я без преувеличения скажу, что мы таких результатов за последние четыре-пять лет не добивались.
Мы готовы представить Президенту на утверждение сейчас семь соглашений, причем каждое имеет очень серьезный смысл для организации. Это касается, во‑первых, создания потенциала миротворческой деятельности. Это три соглашения в области военно-экономического сотрудничества. Это и защита интеллектуальной собственности. Это совместная разработка и производство продукции военного назначения, ее ремонт. Это соглашение о совместной выставочной деятельности. Мы подготовили соглашение о льготном режиме поставок спецтехники и спецсредств, что позволит реально повысить потенциал всей правоохранительной системы государств – членов ОДКБ. Еще ряд соглашений. У нас есть – и мы готовы доложить президентам – два протокола, причем очень важных: протокол об оказании экстренной помощи государствам, подвергшимся агрессии, где расписан весь механизм, и, конечно же, мы будем вам докладывать предложения относительно создания механизма координации по чрезвычайным ситуациям, по совместной работе в рамках ликвидации чрезвычайных ситуаций, по миротворческой деятельности.
И плюс к этому, за этот период мы провели достаточно успешные операции по наркотрафику. Это касалось и афганского наркотрафика, это касалось наркотрафика химических наркотиков из Европы, операций по пресечению незаконной иммиграции (причем мы проводили их совместно с государствами – членами ОДКБ, участвовали все спецслужбы, привлекались другие государства для участия в этих операциях). Мы – кстати, в том числе с использованием российской финансовой разведки – проводили операции по выявлению незаконных трансфертов и ряд еще. То есть, кроме чисто нормативной деятельности, очень много внимания уделялось и практическому взаимодействию государств.
И последнее – это Межпарламентская ассамблея. Мы практически запустили работу Межпарламентской ассамблеи ОДКБ, и она достаточно успешно сейчас идет.
В.Путин: А как идет реализация нашего решения о сотрудничестве со странами ОДКБ в сфере ВТС – имея в виду возможность применения внутренних цен на спецтехнику?
Н.Бордюжа: За последний год количество заявок и реализация соответствующих договоров, по оценке Рособоронэкспорта, увеличилось в два с лишним раза. Есть практическая отдача, есть выполнение конкретных заказов, есть заявки.
Конечно, есть проблемы. Я готов о них тоже доложить, но, в целом, реализация идет. Кстати, и очень успешно идет реализация соглашения о подготовке кадров, то есть оно уже реально заработало.