В.Путин: Андрей Александрович, два вопроса, с которых мы начнем: это роль Вашего ведомства в решении проблем, связанных с инновационным характером развития экономики, – это первое; второе – с первого сентября текущего года вступает в силу закон об обязательном всеобщем среднем образовании. Как идет подготовка к его реализации (поскольку потребуются дополнительные преподаватели)? Как идет подготовка к новому учебному году? Первое сентября уже не за горами – как Ваше ведомство работает в этом направлении, и как в регионах обстоят дела?
А.Фурсенко: Очень коротко сначала по поводу развития инновационной экономики. Три основных направления. Во‑первых, ресурсное обеспечение. Тут реально существенно увеличилось финансирование не только науки, но и инновационной деятельности. В частности, под эгидой министерства развиваются несколько федеральных целевых программ, и сегодня мы, считаю, замкнули весь цикл.
Второе – это принятая программа по инфраструктуре развития нанотехнологий. Это программа, по которой Вы давали поручение. С будущего года начнем работать. В этом году будет целый ряд мероприятий по этому направлению. Это создает базу для технологического перевооружения, в том числе для развития промышленности и приборостроения в области нанотехнологий в России. Довольно успешно идет.
Третья программа – это программа по научно-педагогическим кадрам инновационной России (мы рассчитываем, что полностью эта программа будет разработана к 2009 году). Мы подготовили целый ряд мероприятий, которые позволят поддержать молодежь, поддержать ведущие научные школы. Кроме этого, эта программа задаст вектор, при котором наши соотечественники, которые успели поработать в ведущих научных институтах за рубежом, начнут возвращаться в Россию. Первый такой опыт уже есть. Задана материальная база для приглашения их на наших условиях в те направления, которые мы считаем необходимым подкрепить научными кадрами. Это ресурсное, кадровое обеспечение очень важно, потому что сегодня это достаточно большая проблема.
Хотел бы сказать о втором векторе нашей работы – о правовом обеспечении, в том числе о подготовленном и принятом в первом чтении законе об уровневой системе подготовки кадров в России и подготовленном законопроекте о новой структуре государственно-образовательных стандартов в России. Сегодняшняя подготовка не в полной мере удовлетворяет требованиям экономики, требованиям социального развития. Сегодня эти новые предложения ориентированы на гораздо более тесное сотрудничество с работодателями, представителями бизнеса, экономики. Новые законопроекты, которые, надеюсь, в осеннюю сессию будут приняты Госдумой (во всяком случае, мы имеем поддержку самой большой фракции в Государственной Думе – «Единой России»), позволят нам существенно и качественно изменить систему подготовки кадров.
Может быть, более подробно я бы доложил по поводу того, как шел прием в этом году в вузы. У нас идет демографический спад. В этом году впервые существенно уменьшилось количество выпускников школ – на девять процентов. Мы только начали анализировать: это уже сказалось на приеме в вузы, на перераспределении людей внутри России (миграционные потоки) и на приток людей в среднее и начальное профессиональное образование. Существенно уменьшился приток. Мы пытаемся в рамках этих новых законов решить вопросы комплексно.
И третье, что тоже очень важно для развития инновационной экономики, – это организационно-структурное изменение. Я хотел бы сказать о выполнении Вашего поручения о международном сотрудничестве. Один из крупных проектов, сопоставимый по масштабу с такими проектами, как ИТЭР [экспериментальный термоядерный реактор], – это создание совместно с нашими европейскими, в первую очередь немецкими коллегами, лазера на свободных электронах.
В.Путин: Это в Гамбурге.
А.Фурсенко: Да. В июне, по Вашему поручению, я участвовал в запуске этого проекта. Мы подписали соответствующий меморандум, и Германия приглашает нас быть привилегированным партнером. Для начала предлагается заключить двустороннее соглашение о разработке источников фотонов, которые очень важны для запуска проектов в области нанотехнологий. Мы рассчитываем, что к Вашей встрече с канцлером Германии мы сумеем подготовить первые документы, с тем чтобы можно было там зафиксировать определенные шаги.
Теперь – о подготовке к учебному году. Это первый год, в котором начинается крупномасштабный пилотный проект по введению новой системы оплаты труда, комплексного развития образования в двадцати одном регионе. Проект запущен. Недавно мы провели селекторное совещание. Расширение прав регионов….
В.Путин: Расширение прав учебных заведений.
А.Фурсенко: …учебных заведений, регионов и – существенное повышение зарплат учителей. Я могу сказать, что даже первый этап (проект планируется на три года) обеспечит увеличение зарплаты учителей, – причем не повсеместное, а тех учителей, которые обеспечивают лучшее качество образования. Я хочу сказать, что не только представители органов образования, но и губернаторы очень активно вовлечены в этот процесс. Есть регионы, достаточно серьезно стоящие на ногах, например Краснодар, а есть Псковская область, которая активно участвует, они даже изыскали внутри своего бюджета деньги на повышение оплаты труда учителей, но при этом – очень жесткие требования к повышению качества преподавания.
Требуется ли увеличение количества учителей для перехода на полное обязательное среднее образование? Я думаю, что увеличения количества учителей не потребуется. Это связано с тем, что у нас очень существенный демографический провал. За восемь лет количество школьников с 22 миллионов уменьшилось до 14 миллионов. К сожалению, уменьшение еще продолжается. Количество учителей изменилось существенно меньше – менее чем на десять процентов. Поэтому главная наша задача – обеспечить повышение качества обучения, переподготовку учителей в целом ряде регионов для того, чтобы они могли учить в соответствии с сегодняшними требованиями. Одновременно в некоторых случаях требуется, чтобы пришли молодые учителя в школы. Это очень важная вещь. Мы специально занимаемся вопросами изменения стандартов педагогического образования. Эти комплексные проекты позволят поставить перед учителями более жесткие требования, условия, потому что во всех регионах представители говорят – и это мы подчеркиваем, – что главный человек в школе это все‑таки ученик. Все должно быть ориентировано на улучшение качества образования.
Кроме этого, сейчас начались августовские педсоветы. Сотрудники министерства знакомятся на местах с тем, как идет подготовка к школе. Я сам собираюсь через неделю лететь в Дагестан. Там достаточно сложные проблемы, тем не менее есть позитив. Я думаю, что в общей сложности мы (сотрудники нашего Министерства, агентства) посетим примерно половину регионов России. Подготовка идет нормально – не хуже, чем в прошлом году. Существенно – я это подчеркиваю – увеличилось финансирование, причем в первую очередь не за счет федеральных, а за счет региональных денег, то есть национальный проект, как это и предполагалось, сыграл роль катализатора. Действительно, регионы начали больше вкладывать денег в образование.
В.Путин: Что касается двадцати одного региона, где будет проводиться крупномасштабный эксперимент, – я все‑таки очень рассчитываю на то, что права, предоставляемые учебным заведениям по более рациональному использованию выделяемых ресурсов, тоже будут стимулировать повышение заработной платы учителей.
А.Фурсенко: Мы рассчитываем, что, по крайней мере, на 60 процентов в реальном исчислении повысится средняя зарплата в этих регионах, если считать, что она будет подниматься неравномерно. Если позиция регионов заключается в том, что должны существенно большие деньги получать лучшие учителя – ни от кого нельзя отбирать, естественно, – но зарплата должна повышаться неравномерно. Я думаю, что реально зарплата учителей, которые несут основную ответственность и тяжесть, может быть повышена за три года примерно в два раза. Это существенные деньги.
В.Путин: Вы говорили о демографии. Как Вы предполагаете улучшать работу в области физической культуры в средних учебных заведениях, имея в виду, что это напрямую связано с проблемами демографии?
А.Фурсенко: Во‑первых, идет активная работа с Росспортом, спортивными федерациями. По Вашему поручению недавно было проведено совещание в Администрации Президента. По другим направлениям мы движемся. Во‑первых, нужно изменить подход к преподаванию физкультуры в школе (это касается и вузов, но вузы – это следующий этап). Сегодня в школах заниматься физкультурой скучно, и именно поэтому многие дети не хотят участвовать. Поэтому целый ряд федерации: Футбольный союз, федерация волейбола, федерация баскетбола –предлагают организовать внутришкольные и межшкольные соревнования. Они готовы помочь в этом – чтобы была структура. Скажем, соревнования идут, например «Кожаный мяч», в них принимают участие большое количество людей, но нужно попытаться добиться того, чтобы все школы были включены. Второе – изменение стандартов преподавания физкультуры в школе. У нас созданы рабочие группы с участием Росспорта, Российской академии образования, и параллельно с запуском таких соревнования мы хотим качественно и принципиально изменить стандарты преподавания в школе. Тут есть определенные сложности: мы должны обеспечить полную безопасность. Абсолютно ясно, что когда начинаются спортивные игры, сложнее отслеживать технику безопасности, но необходимо идти на это, потому что только таким образом можно привлечь ребят на физкультурные площадки в школе. Работа идет, мы создали совместные рабочие группы. Я думаю, чтобы узаконить, запустить эти структуры, стандарты образования, потребуется определенное время. Мы поставили перед собой задачу, чтобы к следующему лету у нас все стандарты были сформулированы. Мы хотим этот год использовать для того, чтобы психологически переменить ситуацию, ввести в школе другое отношение к физкультуре.
В.Путин: Конечно, безопасность должна быть обеспечена, но если этого не делать, не заниматься физкультурой и спортом, то подползут другие угрозы: наркотики, преступность, пьянство. Поэтому безопасность – вопрос номер один, который должен быть решен. Вы правы, организация занятий физкультурой и спортом должна быть изменена и поднята на качественно новый уровень.