В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы рассмотрим подготовленный проект «Стратегии развития информационного общества в России».
Вы знаете – страны, сделавшие ставку на развитие IT-технологий, сегодня занимают наиболее выгодные позиции в мировом разделении труда. Они добились существенного роста производительности труда, повысили качество государственного управления. А доступность для граждан всего спектра информационных услуг кардинально повлияла на развитие в этих странах человеческого капитала, на рост их конкурентоспособности. И, наконец, свободный обмен идеями и информацией – это важный фактор укрепления в государствах демократических институтов и процедур.
Вы знаете, в последние годы в России целенаправленно проводились меры по росту информатизации экономики и в целом общественной жизни. Мы стали конкурировать лучше в этом спектре экономике и в мире, стали больше концентрировать ресурсов и сил на этих важнейших направлениях. И должен сказать, что многое уже удалось сделать. Так, начиная с 2002 года реализуется программа «Электронная Россия», которая значительно расширила применение современных IT-технологий в практике управления.
Улучшилась также инфраструктура связи по стране. Появилась реальная конкуренция на рынке междугородней связи. Отмечу, что к 2009 году в России не останется ни одного нетелефонизированного населенного пункта, не должно не остаться ни одного. Надеюсь, что эти планы будут реализованы (а еще совсем недавно у нас было таких населенных пунктов более 40 тысяч).
Отмечу также, что уже четверть российских семей имеет компьютеры. Число же пользователей Интернета перевалило за 25 миллионов человек. А до конца текущего года все российские школы должны получить широкополосный доступ к Интернету. Кроме того, серьезный импульс получило развитие дистанционных технологий в образовании, в медицине, в сфере культуры.
Подчеркну, что динамично развивающаяся телекоммуникационная отрасль – это серьезный ресурс развития всего информационного общества. Напомню, что эта отрасль растет сегодня темпами, значительно превышающими среднемировые, – порядка 20 процентов в год. Да и среди отраслей российской экономики это один из самых высоких показателей роста. Дают свою отдачу и специальные механизмы поддержки разработчиков и производителей отечественных информационных технологий. Так, в секторе сервисных услуг и разработки специализированного программного обеспечения уже доминируют именно российские компании и российские, наши, отечественные разработчики.
Хотел бы выделить ряд принципиальных моментов, связанных с представленным проектом «Стратегии развития информационного общества».
Во‑первых, этот документ должен послужить основой подготовки конкретных программ – как в центре, так и на местах. Причем эти программы должны касаться всех направлений: от разработок и производства IT-технологий до их внедрения. При этом региональные программы должны формироваться с учетом общих стратегических ориентиров.
Во‑вторых, выстраивая современную стратегию, следует прежде всего ориентироваться на крупные системные задачи и проекты. В качестве примера могу привести [проект], озвученный мною еще в Послании, – Президентскую библиотеку. Как я уже говорил, эта библиотека должна стать масштабным просветительским и информационным центром, фактически – национальным информационным порталом, интегрированным в глобальное информационное пространство.
В‑третьих, использование информационных технологий должно служить обязательным критерием эффективности работы ведомств, властей регионов и органов местного самоуправления. Для этого уже сейчас надо выработать объективные оценочные показатели развития и внедрения этих технологий.
Здесь нужно иметь в виду и такие чувствительные для людей факторы, как скорость и качество оказания гражданам публичных услуг. В частности – как быстро оформляются документы, сколько времени тратится на получение всевозможных справок, на подачу налоговых деклараций, регистрацию имущества и так далее.
Отдельно остановлюсь на вопросах производства отечественной IT-продукции. Надо, прежде всего, стимулировать создание новых инновационных предприятий через механизмы частно-государственного партнерства и международной кооперации, тем самым последовательно решать вопрос импортозамещения в части компонентной базы. Импортозамещение – это не самоцель, хочу это отметить. Вообще это не может быть в экономике самоцелью. Но в данной отрасли, имеющей прямой выход и на некоторые аспекты, связанные с нашей национальной безопасностью, это оправдано. Разумеется, следует активнее использовать возможности особых экономических зон, технопарков, венчурных фондов, институтов развития. И, наконец, надо четко определить приоритеты как новых научных исследований, так и развития современных производств. Подчеркну, нам нужно искать новые ниши и специфические сферы, позволяющие добиться не просто паритета, а реального технологического лидерства. Один из таких примеров – это программное обеспечение. Тут наши специалисты традиционно считаются одними из лучших в мире. Повторю, надо правильно расставить акценты НИОКРов и увязать их с другими исследовательскими программами. В первую очередь – с развитием нанотехнологий, открывающих дорогу к созданию принципиально новой элементной базы. При этом особое внимание прошу уделить вопросам информатизации безопасности в самом широком смысле этого слова. Ведь глобализация открывает для нас не только новые возможности, но и создает определенные риски, и мы должны быть готовыми адекватно парировать такие потенциальные угрозы, как, например, кибертерроризм.
Уважаемые коллеги! Развитие информационного общества – это системная и долгосрочная задача. В ее решении, как в фокусе, сходится целый ряд проблем: от развития конкурентоспособности нашей экономики до укрепления обороноспособности страны. Поэтому уже сегодня мы обязаны действовать так, чтобы все планируемые нами мероприятия носили не только глубоко и хорошо просчитанный характер, но носили бы характер опережающий.
Убежден, в России сейчас есть все возможности, чтобы к 2015 году войти в число стран – лидеров глобального информационного пространства. Но достижение такого ориентира, безусловно, потребует четко скоординированной работы органов власти, представителей бизнеса и гражданского общества.
В этих целях считал бы целесообразным создать при Президиуме Совета по науке, технологиям и образованию Комиссию по вопросам развития информационного общества. До 1 октября текущего года прошу подготовить решение по ее персональному составу и направлениям работы.