В.Путин: Как погода?
А.Ткачев: Весна немного затяжная. Самое главное, что морозы миновали. Виды на урожай неплохие. Кубань будет с хлебом, а значит, и Россия. Мы подтвердим свое звание житницы.
В.Путин: В целом как сейчас в сельском хозяйстве?
А.Ткачев: По всей видимости, будем с зерном. Должен сказать, что благодаря национальным проектам и той поддержке, которая есть сегодня со стороны Минсельхоза, Правительства, появились «длинные» кредиты. Больше в два раза вносим удобрений и осенью, и весной, значит, будет урожайность пятьдесят и выше, что и происходит. Почва у нас великолепная, но если ее подкормить…
Что делается сегодня: приобретается техника, вводятся новые технологии – можно рассчитывать на хороший вал и в животноводстве. Мы заканчиваем год плюс 250 тысяч свинопоголовья – это впервые. Мы не только преодолели спад, но наращиваем и даже входим в стадию лучших лет советского периода по сравнению с тем, что было. По КРС [крупный рогатый скот] – в этом году практически останавливаем падение, и по молоку – уже доим пять тысяч. Это существенный результат.
В.Путин: Но поменьше, чем в некоторых других регионах.
А.Ткачев: На третьем месте. Думаю, что за счет приобретения по лизингу продуктивного поголовья из Австралии, других регионов – хорошая поддержка. Мы сможем преодолеть и выйти на европейский уровень.
Еще раз хочу подчеркнуть, что сегодня ситуация с кредитованием через Россельхозбанк гораздо лучше со стороны Правительства. Работают все лизинги и Россельхозлизинг, то есть все рыночные формы, которые применяются в Европе и во всем мире при поддержке сельского хозяйства. Поэтому есть результат.
Есть другая проблема, которую мы обсуждаем и которая находит поддержку и в Минсельхозе, и в Минэкономики – выращенное мясо, его объемы на самом деле стали больше в результате поддержки, но нет сбыта. Действительно, за счет суррогата, за счет рогов и копыт, которые многие мясокомбинаты сегодня покупают по бросовым ценам, естественно, не должного качества.
В.Путин: Я знаю, мне Гордеев [Министр сельского хозяйства] рассказывал. На некоторых предприятиях даже закрыли убойные цеха.
А.Ткачев: Действительно, у нас сочинский мясокомбинат – 90 процентов замороженного импортного мяса. Правда, сегодня уже совершенно другая картина, мы действительно где‑то поговорили, где‑то поднадавили и поставили вопрос по защите интересов, потому что все это выходит на прилавок, и наш потребитель покупает некачественную продукцию. Мы даже ввели новую форму: в ГОСТе на этикетке пишут «колбаса из замороженного мяса». Пусть покупатель сам определяется. Мы работаем не только с производителем, но и с потребителем.
В.Путин: Это абсолютно правильно. Практически во всех странах введено такое правило: потребитель должен обладать полнотой информации о той продукции, которую он покупает и потребляет.
А.Ткачев: Он сам выберет в пользу отечественного производителя. Тем не менее просьба от всех селян: немножко придержать импорт, который сегодня есть, и тем самым мы существенно поможем сельхозработникам. То есть та задача, которая стоит – увеличить, удвоить, утроить – она реальна. Нам нужно их поддержать с другой стороны и чуть-чуть прикрыть те «шторы», которые сегодня существуют. Я понимаю, что полностью нельзя, мы тоже должны конкурировать, мы тоже должны обновлять поголовье и модернизировать производство, тем не менее регулировать нужно.
В.Путин: Вторая сторона этой проблемы – цены. Цены и положение на рынках продовольствия в крупных городах.
А.Ткачев: Есть и третья проблема – дотации очень серьезные в странах, в Аргентине, в Бразилии, поэтому за десятки тысяч километров замороженное мясо будет дешевле, чем произведенное на Кубани. Конечно, мы попадаем в неравную степень отношений, и конкурировать крайне тяжело, плюс наши морозы, наша зима и энергоносители и т. д.
В.Путин: С Правительством мы обсуждаем это, готовятся предложения.
А.Ткачев: Знаю, поэтому и крестьянам говорю, что ситуация под контролем, и в ближайшее время она разрешится в пользу отечественных крестьян.
В.Путин: Обязательно.
А.Ткачев: Должен сказать, что мы все ждем решения по Олимпиаде. Безусловно, для Кубани это большая честь. Хотя впереди огромнейшая работа, и сегодня мы на стадии проектирования и поиска инвесторов. Все происходит на рыночной, конкурентной основе. Мы понимаем, что мы должны строить, осваивая бюджетные деньги, самое лучшее, что есть в мировой практике спортивных объектов. Обещаю, что мы сделаем лучший зимний курорт, не хуже, чем в европейских странах.
В.Путин: Как мы и говорили, мы в любом случае будем осуществлять программу развития юга страны. В этой программе вне зависимости от того, будет Олимпиада или нет, Сочи занимает существенное место, но, конечно, если Олимпиада будет, то стимулов будет больше.