В.Путин: Начнем с результатов работы за прошлый год.
В.Якунин: Я прежде всего хотел бы подчеркнуть, что Ваше указание по динамичной работе железнодорожного транспорта выполняется. Мы рады доложить Вам, что за 15 лет существования «Российские железные дороги» в 2006 году добились наивысших результатов по основным качественным и финансовым показателям работы отрасли. Для примера могу доложить Вам, что в 2006 году в сравнении с предыдущим годом на три процента вырос объем погрузки, что в абсолютных цифрах составило 1 миллиард 300 миллионов тонн, а грузовая работа, которая измеряется в тонно-километрах, выросла на 5,1 процента и составила 2 триллиона 363 миллиарда тонно-километров. Таких цифр никакие западноевропейские дороги не знают и не имеют.
В.Путин: Я Вас поздравляю.
В.Якунин: Спасибо. Я Ваше поздравление передам железнодорожникам на селекторном совещании.
Мы выполняем Ваше указание по качественной работе: у нас 90 процентов грузов доставляется в срок. Мировой стандарт – 95 процентов, и мы к нему приближаемся. Естественно, есть достаточное количество проблем, но по динамике работы за время существования ОАО «РЖД» могу Вам доложить, что эта динамика положительна. Хотел бы обратить также внимание, что мы проводим системную работу по использованию всех ресурсов, которые у нас есть. Мы единственная компания – это было отмечено на заседании Правительства, – у которой уровень роста заработной платы жестко привязан к росту производительности труда. Это ставит нас в очень выгодное положение, поскольку мы сами себя ограничиваем, но зато у нас есть моральное право всегда доказывать, почему такая заработная плата, почему такой рост и чем это объясняется. Это объясняется результатами работы.
Я бы также хотел отчитаться о некоторых мероприятиях, которые были выполнены по итогам предыдущего доклада. У нас финансовая прибыль в 2006 году – в 2,5 раза выше, чем запланированная, о которой я Вам докладывал. Это результат не только работы с точки зрения доходной части – это результат работы с точки зрения контроля и сдерживания роста издержек, на что Вы тоже обращали внимание. Если о других параметрах говорить, то рентабельность основной деятельности – помните, я Вам докладывал – была минимальной с точки зрения любой хозяйствующей компании. Нам удалось увеличить рентабельность в 2,4 раза в прошлом году. Все равно, это ничтожно мало с точки зрения параметров, которыми оценивается деятельность любой компании, тем не менее тенденция опять позитивная и результаты сами за себя говорят: рост прибыли, сдерживание расходов и доходов. Я хотел бы показать Вам один слайд. Он очень показателен с точки зрения Вашего указания о том, что реформа железнодорожного транспорта ни в коем случае не должна перекладываться на плечи потребителя. Вот нижний график показывает влияние роста тарифов на рост инфляции в стране: как Вы видите, резкое падение. Рост тарифов в этом периоде повлиял на рост инфляции всего в размере 0,43 процента. Такую же тенденцию мы собираемся выдерживать и далее. Это относится в том числе и к реформе в области пассажирского движения. Здесь я хотел бы подчеркнуть, что у нас динамично растет объем перевозок пассажиров, при этом мы сдерживаем и регулируем тарифы на пассажирском движении для плацкартных вагонов, а в нерегулируемом секторе – купе и вагоны СВ – естественно исходим из покупательной способности наших пассажиров.
Я хотел бы отчитаться по ряду поручений, которые Вы непосредственно давали.
Первое поручение – это результат подписанного Вами соглашения об организации скоростного сообщения между Хельсинки и Санкт-Петербургом. Докладываю: создано совместное предприятие с «Финскими железными дорогами» и подготовлена техническая документация для проведения тендера на закупку скоростного подвижного состава. Я уверенно могу сказать, что в 2008 году этот поезд начнет функционировать уже реально. Большое значение предавали развитию железнодорожной инфраструктуры на подходе к порту (тоже Ваше указание). Все планы, которые я Вам докладывал в прошлом году, по Усть-Луге, выполнены в полном объеме. Хочу подчеркнуть, что решение – я помню, что это решение принадлежало Вам, когда Вы были премьер-министром, – решение о том, чтобы строить, по Усть-Луге абсолютно себя оправдало. Мы рассчитывали на грузовую базу в 30 миллионов тонн, уже сегодня заявленные объемы грузов превышают 100 миллионов тонн. Это потребует дополнительных инвестиций от нас, но мы с этой задачей, естественно, будем справляться.
В.Путин: Как Вы считаете, что является более целесообразным: наращивать возможности перевалки на северном берегу Финского залива или по Усть-Луге?
В.Якунин: Я считаю, что касается северного направления, поскольку там уже запланирована и реализуется перевалка нефти в объеме 65–70 миллионов тонн, и будет расти, то там уже возникнет такой трафик движения судов, что дальнейшее развитие в этом районе будет затруднено. Мы полагаем, что развитие порта Усть-Луга более перспективно, и там такого судового столпотворения просто нет. А там все‑таки нефть, экологическая безопасность, – есть вопросы. Я стою за то, чтобы развивать усть-лужское направление.
Далее. Вы ставили задачу по перспективам развития железнодорожного транспорта Уральского федерального округа с конкретными параметрами на 2008–2010 годы. Помимо этого, в соответствии с Вашим указом, нам переданы в уставный капитал акции «Якутской железной дороги». Это будет способствовать развитию всего этого направления. Помимо этого мы работаем в Ямало-Ненецком автономном округе, и там тоже будем достраивать железнодорожные магистрали.
Таким образом, весь перечень непосредственных Ваших указаний полностью выполнен, о чем и хочу Вас информировать.
В.Путин: У Вас неплохие показатели по прошлому году. А почему в финансовом плане на 2007 год предусмотрено значительное сокращение темпов роста доходов?
В.Якунин: Часть доходов объясняется введением монетизации льгот. Например, как мы считаем, все увеличение доходов по пассажирскому комплексу связано прежде всего с урегулированием вопросов в этой сфере. И не потому, что людей стало больше ездить, а потому, что с учетом тех правил, которые установлены, мы сегодня льготникам продаем месячные билеты – и людям перестало быть выгодно ездить бесплатно. К сожалению, эта тенденция продолжалась на протяжении длительного времени. Помимо этого старение основных фондов заставляет нас усиленно ремонтировать основные фонды. Например, могу Вам сказать, что мы установили, что экспоненциально растут эксплуатационные расходы при эксплуатации подвижного состава, возраст которого превышает 15–17 лет. То же самое происходит с ростом таких браков, как, например, обрыв автосцепов. Установлено, что основная доля обрывов автосцепов приходится на возраст этого изделия 10–15 лет. То есть чем старее подвижной состав, тем больше мы должны тратить денег, чтобы его поддерживать в безопасном и рабочем состоянии.
В.Путин: Понятно. Непонятно, почему вы планируете такое уменьшение прибыли. Почему планируется меньше получить денег от перевозок? Вы говорите, что вы истратите больше денег на ремонт, это хорошо. А почему вы меньше получите от перевозок, это непонятно.
В.Якунин: Если я правильно понял, речь идет о прибыли. А прибыль – это разница между доходами и расходами. В результате доходы у нас не падают, а растут, но растут и расходы.
В.Путин: Увеличение пассажирооборота в пригородном сообщении планируется и на 2007 год на 4,1 процента, однако финансовым планом «РЖД» на 2007 год предусмотрено снижение доходов от этого вида деятельности на 32,2 процента.
В.Якунин: Докладываю (я сегодня собирался выступать на эту тему на Правительстве, но там не было такого обсуждения): введение правил монетизации привело к тому, что мы существенную часть доходов стали получать. Но, к сожалению, всего не предусмотришь, и законодатель, когда принимал этот закон, не учитывал, что люди будут ездить не одну поездку, а многократно. В результате по 2005 году у нас начисленные доходы по перевозке этого контингента были на миллиард больше, чем мы получили из федерального бюджета. В 2006 году сумма выросла до 5 миллиардов, а в 2007 году эта сумма достигнет 7 миллиардов. При том что мы перевозим не меньше пассажиров, а больше, у нас доходная часть за счет того, что часть денег мы не получаем, просто сокращается.
В.Путин: То есть объема компенсаций недостаточно?
В.Якунин: Недостаточно. И я не собирался этот вопрос поднимать, потому что дважды у Президента вопросы не поднимаются, но Вы поставили так вопрос. Помните, я Вам говорил о льготах для студентов и школьников. Результат – ответ отрицательный. Поэтому Совет директоров [ОАО «РЖД»] принял решение, что мы до середины этого года эти льготы содержим за свой бюджет. Если решение не будет принято, то Совет директоров принимает решение эту льготу прекратить, что я считаю неправильным.
В.Путин: В Правительстве надо обсудить этот вопрос более предметно. И еще один вопрос: компенсации для льготников, о которых идет речь, Вы получаете на основе договоров, которые заключает «РЖД» с регионами России. У нас начинается летняя кампания: садоводчество, огородничество и так далее. Количество пассажиров, которое пользуется этим видом транспорта, будет резко увеличиваться. Владимир Иванович, у вас на этот момент, на 20 марта текущего года, заключено всего 47 договоров.
В.Якунин: Это с точки зрения пассажиров на перевозку пассажиров не влияет, потому что мы пассажиров перевозим. К сожалению, даже в том случае, когда в прошлом году очень хорошо заключили договора, уровень компенсаций, который мы получаем из регионов, составляет 8 процентов от потребностей.
В.ПУТИН. Владимир Иванович, я понимаю, что уровень компенсаций может быть недостаточным, но может быть такая ситуация, когда отсутствие договоров может создать дополнительные проблемы для граждан. Цифры у Вас хорошие, показатели замечательные, за этими цифрами и показателями не забывайте про конкретных людей.
<…>