В.Путин: Здравствуйте! Как у вас год прошел?
В.Торлопов: Хочу кратко доложить о социально-экономической ситуации в республике. Год мы завершили нормально. В этом году мы полностью погасили задолженность по зарплате в сфере экономики. Еще недавно, три-четыре года назад, мы были практически «лидерами» в этой области. Сегодня у нас задолженности нет, есть только небольшая, частичная, переходящая скажем так, чисто техническая. А по бюджетной сфере мы давно с этим разобрались.
У нас неуклонно растет и среднедушевой доход, и заработная плата. Количество бедных у нас тоже неуклонно снижается. Если сравнивать настоящий момент и четыре года назад, то сегодня это уменьшение на 30 процентов, а количество безработных – на 40 процентов. Сегодня у нас безработных – 10 900 человек из почти миллиона населения.
Мы полностью разобрались с теми проблемами, которые были раньше. Сегодня у нас устойчивая финансово-бюджетная система. За четыре года бюджет вырос с 13,5 миллиарда до 28 миллиардов. Это для нас очень хороший результат с учетом, что регион сырьедобывающий, поэтому все вложения пока идут в те отрасли, которые занимаются добычей сырья. И сегодня темпы прироста объемов производства в сырьедобывающей и перерабатывающих отраслях уже практически одинаковые, так что план по развитию добывающих и перерабатывающих отраслей мы выполняем.
Это если кратно рассказать об экономической ситуации без особо больших цифр.
В.Путин: Задержки зарплаты были в основном у горняков?
В.Торлопов: Задержки зарплаты были в основном у горняков, а также в сфере малого и среднего бизнеса: у них были самые большие задержки по зарплате. Но с приходом «Северстали» с условием, что в течение года они ликвидируют задолженность по заработной плате, компания полностью выполнила все наши договоренности, и сегодня там достаточно стабильная ситуация с точки зрения решения вопросов по зарплате.
В.Путин: А с собственностью разобрались?
В.Торлопов: С собственностью? Ну, по Воркуте – там все нормально. Там сейчас единые угольные комплексы. По Ухте есть проблемы, но мы разбираемся с ними вместе с федеральными структурами. Я думаю, что в конечном итоге решим. Аукцион там уже прошел – правда, не совсем добросовестные покупатели появились. Это притом что реальных покупателей мы до сих пор и не знаем. Мы ждем, когда в конечном итоге появится реальный покупатель, с ним и будем разговаривать. Нам и Герман Оскарович [Греф] помогает. Ситуация в целом под контролем, переживаний нет.
Хотел бы также доложить об исполнении некоторых поручений, которые Вы давали в прошлом году. Мы провели совещание по лесному комплексу, подготовили материалы. Нам удалось убедить Минэкономразвития, Германа Оскаровича [Грефа] включить [регион] в проект по развитию мощностей для деревоперерабатывающей промышленности. В одном из наших самых крупных районов при государственной поддержке будет построен целлюлозно-бумажный комбинат. Сейчас мы очень активно работаем с Внешторгбанком, они заинтересованы. Поэтому думаю, что в конечном итоге все получится. Они будут реализовывать этот проект. И с учетом этого я могу совершенно ответственно сказать, что это даст второе дыхание лесной отрасли республики. Потому что в целом у нас все сдерживается только тем, что все перерабатывающие объемы используются на 100 процентов. Нам необходим новый целлюлозно-бумажный комбинат.
В.Путин: Как Вы оцениваете планы Правительства по поводу изменения вывозных таможенных пошлин?
В.Торлопов: Мы положительно относимся, на самом деле. Это скажется в лучшую сторону. У нас регион лесной, хотя и отличный от других в силу удаленности. И у нас намного меньше проблем, чем в других приграничных районах с другими государствами.
Мы у себя проводили совещание, разговаривали на эту тему – все положительно оценивают.
Вместе с Министерством культуры и Федеральным агентством по культуре мы также выполнили Ваше поручение: впервые в России, в Республике Коми, в Сыктывкаре, создан Федеральный финно-угорский центр. Хочу сказать, что это очень положительно оценивается финно-угорским сообществом не только в России, но и за ее пределами.
Хочу также сказать, что мы выполнили Ваше поручение, и Федеральное агентство приняло участие в софинансировании по капитальной реконструкции нашего Национального драматического театра. Для нас это очень важно.
Это старейший Национальный драматический театр, и сегодня благодаря софинансированию мы там во всю ведем работы. Думаю, что в течение полутора-двух лет новый театр появится с сохранением внешнего исторического облика.
В.Путин: А в Мордовии в этом году, по‑моему, уже закончили.
В.Торлопов: В Мордовии? Да, уже закончили, у них совсем новый театр, но они раньше начинали. И потом они строили фактически за счет федеральных средств, а мы строим в основном за счет собственных средств, но тем не менее участие федеральных структур для нас было очень важным. Это поддержка идеологическая, собственно говоря, а то, что Вы помогли с этим, – за это особая благодарность.
В.Путин: Обязательно потом посмотрю.
В.Торлопов: Спасибо. Я хотел бы, чтобы Вы приехали к нам – и не с краткосрочным визитом, а с длительным – и сумели бы получше познакомиться с республикой, с тем, какие изменения происходят сегодня в республике, и в Сыктывкаре, и в Ухте, – изменения, конечно, очень крупные, очень серьезные.
За последние четыре года уровень жизни людей значительно повысился. По‑разному, конечно, можно оценивать ситуацию, но еще два года назад в Сыктывкаре не было автомобильных пробок, а сегодня они появились.
В.Путин: А чему Вы радуетесь? Дороги развивать надо.
В.Торлопов: И поэтому мы начинаем заниматься строительством дорог, об этом тоже надо думать. А главное – автомобили в основном импортные. То есть на самом деле с бытовой точки зрения, на бытовом уровне, все это говорит о том, что жизненный уровень, конечно, повысился.
Если в двух словах сказать о национальных проектах, то я могу без преувеличения сказать, что мы каждому из них уделили внимание, и на самом деле это помогло несколько по‑другому посмотреть на проблемы и здравоохранения, и образования, и сельского хозяйства, и строительства жилья.
Если, например, говорить о проекте «Образование», то самое главное достижение – учитель стал гордо вести себя и чувствовать, гордость появилась. И все это потому, что, как они говорят, государство впервые не на словах, а реально, на деле поддержало их. Это, пожалуй, самое большое и хорошее достижение.
В.Путин: Это, конечно, только первые шаги. Нам нужно вместе подумать над тем, что мы сделаем дальше. Обозначив основные, генеральные направления нашего движения, мы должны расширять эти возможности, которые нам дают первые результаты реализации нацпроектов, и подумать над следующими шагами.
В.Торлопов: Я хочу сказать, что мы очень активно участвуем в софинансировании во всех проектах, особенно в образовании. Я только одну цифру назову: по количеству компьютеров на всех учеников мы занимаем одно из первых мест в России, а в северных городах – на первом месте. Это примерно 15–16 учеников на один компьютер. В России, насколько я знаю, 30 учеников на один компьютер. Это на самом деле говорит о том, что мы очень активно участвовали в софинансировании. И это дало результат.
В.Путин: Сложные все‑таки у вас условия для проживания людей. Как у вас проблемы здравоохранения решаются?
В.Торлопов: В здравоохранении проблемы есть, конечно. Проблемы большие, но опять же хочу сказать, что начиная с 2006 года они решаются с учетом того, что мы разгребли основные социально-экономические проблемы в республике, я Вам об этом говорил в Сыктывкаре. Например, долговая нагрузка республики четыре года назад была на десять процентов больше собственных доходов. Насколько я знаю, ни у одного субъекта в России такого не было. И когда мы разгребли основные проблемы, то основное внимание мы обратили на здравоохранение и сельское хозяйство, хотя у нас есть еще и другие отрасли.
Хотя сельское хозяйство для Севера, скажем так, нехарактерно, но тем не менее в сельских районах живет в основном коренное население, и для них очень важна первичная поддержка, причем важна не форма собственности – государственная или кооперативная, а все, кто работает и живет на селе, должны получать поддержку от республики для того, чтобы сдвинуть с места этот большой груз проблем.
Если говорить о здравоохранении, то, конечно, нам помог национальный проект. Опять же я не буду говорить о повышении заработной платы для врачей-терапевтов и врачей других категорий, но самое главное – впервые за многие годы, пожалуй за последние десять лет, у нас, во‑первых, уменьшилась смертность, а во‑вторых, увеличилась рождаемость.
Мы также попробовали вот только один элемент – выделили денег, не так уж и много, где‑то около 60 миллионов рублей на медицинское оборудование и на ту категорию специалистов, которые занимаются людьми, скажем так, в критическом состоянии. Я говорю о реанимации.
Мы попали, как говорится, в точку. Нам это позволило на тридцать процентов уменьшить естественную убыль. У нас впервые такое. И еще у нас за год очень сильно уменьшилась младенческая смертность. Она теперь одна из самых низких в России. И еще впервые на следующий год мы выделили средства на строительство новых больниц.
В.Путин: Сколько алкоголя приходится на душу населения? На Севере это всегда была проблема.
В.Торлопов: Да, у нас это всегда было проблемой. И по моей информации, в Северо-Западном округе мы одни их первых, в «лидерах» на самом деле.
В.Путин: Поэтому и спрашиваю.
В.Торлопов: И при том, Вы знаете, у нас проблема даже не в самом алкоголе, и смертность не от алкоголя идет. Меня никто не понимает, когда я говорю, что смертность у нас идет от спиртосодержащих веществ.
Есть такой напиток – «Троя» называется, он для очистки стекол и там еще чего‑то, вот его и пьют у нас, и травятся. Притом что мы и задерживаем, и оформляем уголовные дела. Сейчас провели эксперимент вместе с партией «Единая Россия» в ряде регионов, чтобы сама общественность в лице местных советов, в лице других партий и организаций взяли на себя обязательство прекратить продажу «Трои».
Знаете, в некоторых сельских районах это дало очень положительный эффект. Сейчас будем думать о том, как дальше реализовывать программу, чтобы все‑таки суррогатные материалы не пили.
В.Путин: Прекратить, запретить и прочее – это, конечно, иногда тоже действует, но этого явно недостаточно.
В.Торлопов: В прошлом году мы обратились с законодательной инициативой в Думу по введению акцизов на это спиртосодержащее вещество. Долго пробивали. И, знаете, Госдума нас поддержала. Цена увеличилась – пить стали чуть-чуть меньше, но все равно это предпочитают, поскольку цена ниже, чем на алкоголь, на водку.
В.Путин: А какие доходы у населения?
В.Торлопов: Сегодня средняя заработная плата – 16 тысяч рублей. Это одна из самых высоких по Северо-Западу, мы на втором месте после Ненецкого автономного округа.