В.Путин: Давайте начнем с обустройства государственной границы, а потом поговорим о сохранении биоресурсов.
В.Проничев: В соответствии с решением Совета Безопасности от 30 сентября 2003 года, которым утверждена концепция пограничной безопасности, и последующими Вашими решениями, в частности, указом по обустройству границы на Северном Кавказе, фактически на следующий год мы завершим обустройство границы на Северном Кавказе. В этом году мы также приступили к строительству границы на казахстанском направлении.
(Показывает на карте.) Вот этот участок границы на Северном Кавказе мы фактически закончили.
В.Путин: От моря до моря? А вот этот участок?
В.Проничев: Этот участок в соответствии с Вашим решением – Вы его утвердили в июле 2005 года – его обустройство сейчас полностью завершается. То есть это контроль надводной обстановки радиотехническими навигационными постами, затем стыковое направление, чтобы не допустить обхода границы по сухопутному участку, на морском участке уже полностью действует система радиолокационного направления, корабли, авиация. Все это замкнуто в единую систему контроля за обстановкой в этом регионе.
Теперь мы приступили к обустройству границы на казахстанском участке. В конце этого года будет строиться 38 пограничных комплексов. Фактически мы строим сейчас на 20 участках, и будет еще 18.
И в соответствии с Вашим решением мы активно работаем над формированием береговой охраны. Этот комплекс включает в себя оперативные и технические силы и средства, корабли, катера, предназначенные для обеспечения безопасности на море и противодействия тем угрозам, которые у нас существуют на морском участке. Это прежде всего трансграничная преступность, контрабанда наркотиков, торговля оружием и людьми. По международным и нашим оценкам, на этом канале – порядка 30 процентов всех противоправных действий в этой сфере.
В.Путин: А как идет финансирование и по обустройству границы, и по морской части?
В.Проничев: В части, касающейся Северного Кавказа, фактически финансирование сформулировано и утверждено. По принятым Вами решениям оно осуществляется полностью, в полном объеме, и мы завершим строительство.
В.Путин: Претензий у Вас никаких нет.
В.Проничев: Претензий никаких нет. Все в порядке.
Теперь по казахстанскому участку. Существует федеральная целевая программа по обустройству границы. Фактически там финансирование тоже идет поэтапно, и план полностью выполняется.
По строительству береговой охраны. В настоящее время мы пошли по двум направлениям: обустройство на сухопутных участках, требующих береговой охраны, – они включаются в федеральную целевую программу, согласовываются действия с Минэкономразвития и Минфином; в части, касающейся строительства флота, мы привлекаем наши промышленность и науку. Провели две крупных конференции, выстроили проекты, которые нам необходимы, и будем идти по программе вооружения, которая тоже уже утверждена и учитывается полностью при строительстве береговой охраны.
Поэтому на сегодняшний день у нас практически все учтено с точки зрения развития пограничной службы.
В.Путин: Некоторые наши партнеры обращаются к нам с просьбой оказать им содействие в строительстве и обустройстве их границы. Вы задействовали достаточно много предприятий и научно-исследовательских центров. Сколько примерно?
В.Проничев: На начальной стадии при создании технических средств охраны границы мы задействовали 57 научно-производственных объединений. Были привлечены современные и научные, и промышленные возможности.
В.Путин: То есть их можно использовать и для военно-технического сотрудничества?
В.Проничев: Так точно. Вот сейчас буквально мы вернулись со встречи руководителей береговых охран северной части Тихого океана: это США, Китай, Канада, Япония, Южная Корея и Россия, достаточно серьезный форум. В рамках этого форума официально принята на вооружение наша информационная система, которая действует в рамках этого региона. Это наше программное обеспечение, это полностью закрытая система, и она используется как в двустороннем формате сотрудничества, так и в многостороннем. В частности, при спасении моряков Южной Кореей была задействована эта система, она работала в реальном времени.
В.Путин: Отлично. Теперь давайте поговорим по водным биоресурсам.
В.Проничев: По водным биологическим ресурсам: мы совместно активно работаем с Министерством сельского хозяйства, другими министерствами и ведомствами, которые заинтересованы в этом, и, безусловно, с нашими правоохранительными органами.
Что делается: на сегодняшний день мы оценили, что необходимо привести в порядок правовую базу, и выводы все необходимые у нас есть. В части, касающейся производства, это берет на себя Минсельхоз. В части, касающейся обеспечения правоохранительных функций, – это в соответствии с Вашим решением возложено на Пограничную службу. Исходя из этого мы и строим береговую охрану, именно по этому принципу, в том числе и по сохранности биоресурсов.
К сожалению, этот вопрос не только в части охранных функций, это, безусловно, и вопросы экономики. Необходимо создавать рабочие места, обработку, технологии, чтобы были заинтересованы местные органы самоуправления и, безусловно, производственники, чтобы сдавались биоресурсы на местах.
Где это уже происходит – там мы имеем успех во взаимодействии. В частности, сейчас мы активно работаем вместе с промышленниками по лову краба в Баренцевом море. Они заинтересованы и с браконьерами борются еще лучше, чем пограничники. Потому что они заинтересованы в том, чтобы был рост биоресурсов, чтобы больше сдавалось, а плюс еще и воспроизводство.
В.Путин: Насколько я знаю, Вы разработали программу по специальным судам и готовы заказывать их для нашей промышленности. В каком состоянии эта работа? Здесь тоже все упирается в вопросы финансирования. Как у Вас здесь идет диалог с Правительством?
В.Проничев: Действительно, есть такое направление. Ситуация складывается таким образом: раньше у нас каждое министерство и ведомство, которое пользовалось водными пространствами, практически создавало свой флот – я имею в виду Минтранс, Минприроды, МЧС и так далее. Сейчас, учитывая, что пограничники постоянно находятся на боевом дежурстве, часть функций они берут на себя, в частности спасение на море, ледовую разведку и другие функции и задачи. Это позволяет минимизировать затраты других министерств и ведомств, сэкономить и создать флот, который бы был унифицирован с точки зрения выполнения этих функций.
Такие суда уже заказаны на наших судоверфях в Калининграде, Санкт-Петербурге. У нас также идет переоборудование судов старого типа, которые у нас были, но мы даем новое навигационное оборудование на наших верфях. Причем устанавливаем на них вертолеты и современные технические средства, которые ведут активную разведку и дают соответствующую информацию заинтересованным министерствам и ведомствам.
В.Путин: С Правительством согласовываете?
В.Проничев: И с Правительством согласовываем, и с Министерством обороны. Проводятся соответствующие заседания Государственной пограничной комиссии, все докладывается. Так что этот процесс идет под эгидой нашего Правительства.