В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Как и договаривались, сегодня обсудим те решения, которые необходимо принять для развития российского судостроения.
Эта отрасль имеет масштабную производственную, научную базу, крепкие позиции по отдельным направлениям, особенно на рынке военного кораблестроения, по‑настоящему высокие технологии. Тем не менее для обеспечения конкурентоспособности судостроения в ближайшие годы этого совершенно недостаточно. Требуются действия, направленные на занятие Россией новых рыночных ниш. Правительство недавно обсудило стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2030 года, вместе с тем окончательных решений до сих пор не принято.
Конечно, государство заинтересовано в безусловном выполнении государственной программы вооружения, но не менее важно с точки зрения российской экономики и развитие гражданского судостроения и международной кооперации.
Обращаю ваше внимание на то, что, собственно говоря, и получил из Правительства, из Министерства промышленности: общий тоннаж гражданских судов, построенных за последние 10 лет по заказам российских судовладельцев: построено на зарубежных верфях – 94,4 процента и только 5,6 – на национальных верфях. А могло бы построено быть (по данным Министерства) 28 процентов как минимум. Почему этого не произошло? А потому что мы с вами не создали необходимых условий для развития судостроения, вовремя не среагировали на происходящие и в мировой экономике, и в нашей экономике события. А между тем заделы, как я уже говорил, есть – и есть неплохие, есть и хорошие примеры эффективной работы.
В качестве такого примера, в качестве примера уже реализуемых проектов можно привести строительство платформ для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе, танкеров определенных классов. С учетом перспектив развития российского энергетического сектора это должно стать одним из ключевых направлений, во всяком случае может стать одним из ключевых направлений работы отрасли, так же как и другие ниши могут быть заполнены нашими производителями. Мы уже говорили об этом: это специализированные суда, это суда определенных классов, ледового класса и так далее – там, где у нас имеются совершенно очевидные конкурентные преимущества и наработки.
Конкуренция на мировых рынках чрезвычайно жесткая, времени для принятия решений у нас практически уже не осталось. Я предлагаю определиться сегодня как минимум с двумя направлениями. Первое – с наиболее принципиальными подходами, в том числе по формированию интегрированных структур, которые могли бы и должны были бы реализовывать государственную стратегию. И второе, что не менее важно, по структурным мерам господдержки. Я имею в виду налоговые процедуры и налоговые системы, которые могли бы быть там использованы и которые использовались и используются до сих пор в отдельных странах мира, субсидии и кредиты, здоровый протекционизм, хочу сказать – здоровый, который бы не подорвал рыночные условия функционирования отрасли и конкуренцию, но позволил бы им сделать первые необходимые шаги для укрепления своих позиций.