<…>
В.Путин: Как в целом ситуация у Вас?
А.Лисицын: В целом обстановка стабильная. С учетом того, что мы регион-донор, приходится все зарабатывать самим. Поэтому есть определенная напряженность, учитывая еще проблему с налогообложением. Головные компании уходят в Москву, поэтому приходится налаживать какие‑то нормальные отношения, но в принципе здесь есть определенный позитив. Потому что позитивно сказался приход компании Дерипаски в автодизелестроение. В следующем году более двухсот миллионов евро будет вложено в создание главного и среднего двигателя. Это, в общем‑то, то, к чему мы стремились.
Рыбинский НПО «Сатурн» в принципе приступил к разработке двигателя пятого поколения и вот двигатель регионального самолета уже прошел испытания на стенде. Уже к 2008 году они должны выпустить две тысячи двигателей. Российский и зарубежный бизнес – будущее нашей ярославской экономики. У нас нет сырьевых ресурсов – у нас есть расчет на ум, талант, инновации, на то, что мы можем закладывать какие‑то прорывные технологии, либо прорывные идеи, связанные со стратегическим развитием.
Я не случайно сказал, что сегодня в России можно строить все, если вместе делать, вкладывать деньги региональные и федеральные. Тогда любой проект будет реальный: та же арена, тот же мост, тот же аэропорт – с участием региональных и федеральных денег. Если впервые, когда мы это начинали, люди не понимали, зачем это, если можно у федералов выпросить – сегодня понимают, что только таким образом можно найти понимание и можно быстро реализовать любой проект. Вот этот мост за пять лет сделали.
В.Путин: Хороший мост.
А.Лисицын: Его не было в реестре. За пять лет сделали. Причем 35 процентов средств – региональные. И они сегодня полностью окупились.
В.Путин: Нужно только возместить им [строителям] повышенные издержки производства.
А.Лисицын: Да. Это машиностроители. С учетом повышения цен на цемент, металл, у них, конечно, есть определенная диспропорция в расходах.
По национальным проектам мы удачно вписались в систему образования, здравоохранения. Поскольку мы уже три года назад перешли на нормативное финансирование всех школ, перешли на систему школьного автобуса, сократили 73 малокомплектные школы и ввели подвоз учеников в радиусе 30 километров в крупнокомплектные школы, где уже есть весь набор предметов. И следующим годом мы заканчиваем подключение всех школ области к Интернету, включая сельские. Потому что разработали свою программу, установили в области 50 вышек. Программа – коммерческая: мы вложили туда всего 25 процентов бюджетных средств, остальное инвестор принес. Вышки мы оставили за собой, а вся аппаратура на вышках – коммерческая, поэтому у нас сейчас сельский телефон – беспроводной, радио – беспроводное, связь МЧС – устойчивая, возможно подключение к Интернету любой сельской школы в любой глухой деревне, что сегодня невозможно на других территориях, где нет этой системы. И устойчивый прием всех телепередач. В следующем году мы полностью эту программу заканчиваем.
В.Путин: Для молодых семей ставку [для погашения кредита] Вы помогаете закрывать?
А.Лисицын: Да. Мы закладываем на это в бюджете до 60 миллионов рублей, и деньги идут на погашение кредитной ставки для молодых семей, которые берут кредит в банке.
В.Путин: Под жилье.
А.Лисицын: Да. Под жилье. Таким образом мы строим порядка 400 квартир для молодых семей. То же самое мы делаем для малого и среднего предпринимательства, также выделяем деньги, и если проект удачный и проходит нашу экспертизу, мы говорим, что готовы погасить кредитную ставку под реализацию данного проекта.
Очень сложно идет процедура на селе, поскольку мы выделяем из бюджета порядка 700 миллионов рублей на село. Раньше это шло на дотацию производства молока и мяса – сегодня мы просто предлагаем эти деньги направлять на получение кредитов в банках. А за счет этой суммы будем гасить кредитную ставку. В пять раз можно получить инвестиций в сельское хозяйство, и экономически раскрепощенные руководители на это уже идут: закупают голландский скот, новые современные технологии, и в принципе у человека с умной головой, у которого с экономикой все в порядке, дело идет.
В.Путин: Зарплата как у вас растет по сравнению с прошлым годом?
А.Лисицын: Если в прошлом году зарплата была восемь тысяч, то стала девять тысяч семьсот.
В.Путин: Это в промышленности?
А.Лисицын: Это – средняя по области: в промышленности она 11 тысяч рублей, а в бюджетной сфере в пределах семи тысяч (шесть семьсот).
В.Путин: По моим данным, семь сто. А шесть семьсот – это в здравоохранении. Чуть поменьше в образовании. В среднем, по‑моему, получается семь сто.
А.Лисицын: Да. Но я считаю, что в сфере образования, в бюджетной сфере надо дать возможность зарплатой распоряжаться им самим, с тем чтобы руководители могли повышать ставки и уменьшать количество работников.
В.Путин: Собственно, это предлагается в новом проекте закона.
А.Лисицын: Да. Чем быстрее это будет введено, тем быстрее мы получим и высокооплачиваемых специалистов, и…
В.Путин: Но Вы знаете, что есть некоторые опасения, есть и критика этого закона. Вы видите здесь какие‑то проблемы, озабоченности?
А.Лисицын: Озабоченность здесь есть только с трудоустройством людей. Допустим, у нас четыре процента, десять тысяч людей, в области являются безработными и стоят на бирже. В то же время потребность – 12,7 тысячи рабочих мест. Но в чем проблема – требуются люди, пятьдесят восемь процентов, которые обладают хорошими профессиональными знаниями: токари, слесари, фрезеровщики, наладчики станков, сварщики. Вот этих профессий сегодня не хватает.
В.Путин: Я Вас понял так, Вы полагаете, что этот законопроект об изменении системы оплаты, о переходе на новую систему в социальной сфере должен сопровождаться новыми программами по переподготовке кадров, имею в виду закон «Об автономных учреждениях». Да?
А.Лисицын: Да, именно это. Мы сейчас профессионально-техническое образование полностью анализируем и переводим на специальности, которые нужны наших отраслям промышленности.