В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
На сегодняшнем заседании мы рассмотрим план работы на 2007 год, а также поговорим о реализации нацпроектов в более дальней, трехлетней, перспективе.
Речь в первую очередь пойдет о долгосрочных задачах демографической политики, задачах, принципиально новых и требующих не только сложных расчетов и прогнозов, но и системной работы всех уровней власти в продолжение целого ряда лет. Нам предстоит продумать и создать принципиально новую форму стимулирования рождаемости – предоставление женщинам, родившим второго и последующих детей, материнского капитала. И, закладывая сейчас финансовую, правовую, методологическую основу этого механизма, следует с самого начала сделать его работающим и максимально простым, а главное – понятным людям. При этом надо эффективно реализовывать и другие мероприятия демографической политики. Речь идет в первую очередь о мерах по укреплению семьи и материнства, а также дополнительных мероприятиях по снижению смертности, частью которых, конечно же, станут действия по предотвращению преждевременной гибели людей в чрезвычайных ситуациях и трагических происшествиях.
Отдельного разговора на сегодняшнем заседании Совета требует и проект «Доступное жилье». Уже сейчас ясно, что его успешной реализации препятствует тяжелый пласт застарелых проблем, причем каждая из них может составить предмет для отдельного обсуждения. Это и административные барьеры, тормозящие рост предложения, и монополизация жилищного рынка на отдельных территориях, а также недостаточное развитие стройиндустрии, других смежных производств.
Одновременно следует запустить набор инструментов для реального развития ипотеки, причем все это сделать вместе с повышением качества застройки и с обустройством новых районов дорожно-транспортной и социальной инфраструктурой.
Конечно, для решения такого объема разных по своей природе вопросов одних только административных рычагов недостаточно. Нужно развивать и дополнить финансовое законодательство, задействовать налоговые, финансово-кредитные рычаги. Все это работа не на один год. И здесь собственные задачи стоят также перед регионами и муниципалитетами. Им нужно привести свою правовую базу в соответствие с новыми требованиями земельного, жилищного, градостроительного законодательства, значительно увеличить количество аукционов по выделению земель под застройку, ускорить разработку планов развития поселений.
Там, где местная власть активно работает и не отсиживается, есть и хорошие результаты. Думаю, об этом тоже сегодня нужно поговорить.
Рассчитываю также обсудить еще один аспект жилищного проекта, достижение его целевых показателей в 6-м и 7-м годах, главный из которых это показатель роста доступности жилья для людей.
Согласно статистическим данным по итогам восьми месяцев 2006 года, ввод жилья составил 20,8 млн квадратных метров. Это почти на 11 процентов выше уровня прошлого года. Объем ипотечных кредитов также превышает планы.
Между тем задачу только за счет вала по квадратным метрам и кредитным рублям, конечно, мы это с вами понимаем, эту задачу не решить.
Напомню, что уже в текущем году до 14 процентов должна увеличиться доля семей, имеющих возможность приобрести строящееся жилье. И еще до 17 процентов в 2007 году. Это серьезные проектные обязательства. Нужно понять, достаточно ли сделано для их выполнения. Рассчитываю, что в докладе Министерства регионального развития России мы услышим ответы на эти вопросы.
Национальный проект по развитию сельского хозяйства. Он направлен в первую очередь на повышение доходов селян. Важно, чтобы они за свой труд получали достойную оплату. Важно, чтобы у нас было достаточно продуктов собственного производства. Но вряд ли мы добьемся успехов, если производителя сельхозпродукции будут безжалостно обирать разного рода посредники. Я уже сейчас не говорю о системных проблемах, которые мы с вами хорошо знаем, диспаритет цен, ГСМ и так далее и так далее.
Но вот эти посредники, такие субъекты действуют под стать настоящим рэкетирам, по сути, принуждая селян сдавать свою продукцию за бесценок. То, что порой происходит на торговых рынках, и вовсе можно назвать одним словом: беспредел. Люди, которые привезли свою продукцию, да и сама администрация рынка, правоохранительные органы играют там второстепенную роль. Главными на рынках являются полукриминальные группировки. Все это вызывает справедливое негодование граждан.
Хочу обратить внимание, что здесь как раз кроется много проблем, связанных с теми проявлениями, с которыми мы столкнулись в последнее время. Мы не можем пройти мимо трагических событий последнего времени. Не можем, и это дело не только в Кондопоге. А что в Москве было? А что было в других регионах? То нападения на иностранцев, то погибают наши граждане. Это не в последнюю очередь результат того, что государство, региональные власти и муниципальные власти не могут до сих пор отрегулировать эту сферу деятельности. Сплошная коррупция в административном аппарате и в правоохранительных органах. И, конечно, граждане не довольны.
Допускаю, что для снятия этих проблем далеко не все урегулировано в законодательном плане, но уверяю, что и в рамках действующего законодательства Правительство России и руководство субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также многочисленные инспектирующие органы все вместе могут и обязаны навести надлежащий порядок. Поручаю Правительству России незамедлительно принять необходимые решения, регламентирующие торговлю на оптовых и розничных рынках, отрегулировать присутствие там иностранных работников, в том числе усилив ответственность администраций за нарушение миграционных правил как работниками рынка, так и участниками торговли. И ужесточить визовый режим по отношению к иностранным гражданам, нарушающим наше российское законодательство.
Руководителям субъектов Федерации принять дополнительные меры по совершенствованию торговли на оптовых и розничных рынках в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и населения, коренного населения России.
Повестка, как видите, обширная. Кроме того, на прошлом Совете мы договаривались, что сегодня определим территории, где в следующем году будут построены новые центры медицинских технологий. Но ввиду плотности заседания предлагаю этот вопрос передать президиуму.
Предоставляю слово для доклада Дмитрию Анатольевичу Медведеву.
Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич.
Д.Медведев: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Совета! Коллеги!
Позвольте проинформировать вас об основных направлениях национальных проектов на 2007 год, а также о планах нашей дальнейшей работы.
Как вы знаете, планы и задачи Совета значительно расширились и усложнились прежде всего за счет мероприятий демографической политики. При этом сама проектная практика ставит перед Советом все более значимые и более системные вопросы. Должен отметить, что такой вектор развития полностью отвечает и задачам национальных приоритетов, и целевым показателям. На этом же базируются и предложения по основным направлениям нашей дальнейшем работы.
На мероприятия 2007 года из федерального бюджета выделяется почти 230 млрд рублей, а с учетом государственных внебюджетных фондов – 250 млрд рублей. Одновременно будут предоставлены государственные гарантии на общую сумму более 33 млрд рублей. Практически средства увеличиваются более чем на треть по сравнению с текущим годом. Это должно позволить реализовать все намеченные нами программы и дополнительно осуществить ряд новых важных мероприятий.
Теперь кратко о главных параметрах каждого из проектов. Начну с проекта «Образование».
В этом году впервые получают премию 10 тыс. лучших учителей и 11 тыс. молодых талантливых учеников и студентов. А уже на будущий год все школы страны будут подключаться к Интернету. Точнее, эта работа уже идет сегодня. В последующие два года мы договорились, что обеспечим за счет федеральных средств доступ в Интернет, то есть трафик. В итоге практически каждый российский школьник и учитель получит доступ к соответствующим современным образовательным программам. На эти и другие направления проекта «Образование» будет направлено порядка 48 млрд рублей.
Еще одним новым направлением работы станет развитие системы начального и среднего профессионального образования. Общеизвестно, что экономика страны остро нуждается в квалифицированных рабочих. И весь комплекс сложившихся здесь проблем можно развязать только, если работать совместно государству и работодателям. При этом уже на будущий год отдельные мероприятия в этой области федеральный бюджет возьмет на себя.
В ряде субъектов Федерации мы приступаем к программам комплексной модернизации образования в рамках так называемых пилотных проектов. Они помогут повысить качество услуг и сам уровень отечественного образования. Отбор пилотных регионов пройдет на конкурсной основе и абсолютно открыто. Будут учитываться в том числе и итоги реализации национального проекта в текущем году, а также реальный потенциал региона, его административные возможности.
Оценим и качество муниципального управления. Подчеркну специально, что субъектам Федерации будет необходимо доказать свою готовность к участию в «пилотах», причем не на словах, а на деле.
Пилотные проекты запланированы и в здравоохранении, где они в первую очередь должны коснуться стационаров. Об этом постоянно просят врачи. И должны стать основной системной частью преобразований.
Замечу, кстати, что ряд регионов готов заниматься этими пилотными проектами и без федеральных ресурсов, а за счет собственных источников.
В будущем году мы рассчитываем завершить оснащение муниципальных учреждений диагностическим оборудованием и санитарным автотранспортом. При этом ставим задачу перед субъектами Федерации и муниципальными образованиями продолжить начатое и провести системную модернизацию материально-технической базы лечебных учреждений. Ее стандарты министерством сейчас установлены. В свою очередь, внедрение новых технологий потребует и от врачей повышения профессиональных знаний. Такие программы ведутся и в рамках проекта. Около 300 тыс. человек в течение двух лет должны получить высокотехнологичную медицинскую помощь.
На 2008–2009 годы планируется комплекс мер по снижению смертности от так называемых управляемых причин. И для этого мы будем оснащать дополнительным оборудованием учреждения, оказывающие экстренную медицинскую помощь. На все эти мероприятия в будущем году будет направлено более 130 млрд рублей.
Проинформирую также о планах по проекту «Доступное жилье». Напомню, что задача была поставлена – до 2010 года увеличить ввод жилья до 80 млн кв. метров ежегодно, что и должно, по идее, снять остроту жилищной проблемы. И должен сказать, что в текущем году мы идем в проектных показателях. Так, за восемь месяцев введено более 20 млн кв. метров, и мы рассчитываем ввести 50 миллионов, которые запланированы по этому году.
В рамках проекта мы ставили задачу за два года сделать доступной ипотеку. Определенные результаты уже есть. За первое полугодие ипотечных кредитов предоставлено на сумму 80 млрд рублей. Это более чем в пять раз превышает показатель за тот же период прошлого года.
Вместе с тем очевидно, что во многих регионах набранные темпы строительства не отвечают растущему спросу, и об этом только что сказал Владимир Владимирович. Сейчас мы рассматриваем разные варианты повышения динамики строительства. Рассчитываем, что дополнительный импульс развитию жилищной сферы дадут программы будущего года. Так, начнется финансирование малоэтажного домостроения, субъектам Федерации будут предоставляться субсидии в размере 3,5 млрд рублей в общей сложности на развитие улично-дорожной сети и автомобильных дорог. По этим и другим направлениям из федерального бюджета выделяется порядка 50 млрд рублей, а также те государственные гарантии, о которых было сказано.
Между тем совершенно ясно: усилиями одного федерального центра не решить всех проблем населения с жильем. Достаточно большой круг полномочий в жилищной сфере возложен на регионы и муниципалитеты, при этом увеличение объемов жилищного строительства тормозится недостатком мощностей стройиндустрии, и надо искать пути развития смежных областей экономики.
По проекту предстоит решить целый ряд системных правовых вопросов, в частности, разработать и запустить ряд механизмов – и налоговых, и финансово-экономических – для роста объемов строительства и сокращения административных барьеров, о которых постоянно говорится, а также для создания добросовестной конкуренции на рынке жилья. Сейчас прорабатывается ряд таких предложений, все они будут рассмотрены, и уже в ближайшее время мы обсудим возможность наделения органов местного самоуправления правом залога соответствующих земельных участков. Предстоит оценить также целесообразность предоставления субсидий и государственных гарантий на обустройство земельных участков застройщиками и предприятиями коммунального комплекса. Предстоит и доработка механизма государственного участия в подготовке земельных участков под застройку.
Хотел бы заострить внимание еще на одном принципиальном аспекте жилищного проекта, об этом только что сказал Владимир Владимирович. Необходимо, чтобы доступность жилья достигалась совместными усилиями федерального центра, регионов и муниципалитетов. В этом нас убеждают первые результаты реализации национальных проектов и многочисленные итоги региональных поездок. Об этом говорят и участники строительного бизнеса. Необходимо переходить от точечной застройки к освоению больших земельных массивов, к комплексному жилищному строительству. Крупный бизнес уже такие проекты в целом начал. И в Чувашии, и в Подмосковье, и в Екатеринбурге строятся новые районы, фактически новые города, примыкающие к существующим. Для создания нормальных условий жизни необходимо оборудовать все эти перспективные территории современной инженерной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктурами. Стало быть, объемы строительства в этом случае вырастают на 15–20 процентов против заложенных сегодня.
От этих проблем не могут стоять в стороне и наши инфраструктурные монополии. Ввод домов должен вестись согласованно с развитием энергетической инфраструктуры территорий. Завтра состоится встреча с представителями регионов, где мы детально рассмотрим вопросы градостроительного планирования и комплексной застройки.
Уважаемые коллеги, несколько слов о планах работы по проекту в области развития АПК. Федеральным бюджетом предусмотрено выделение на его мероприятия более 23 млрд рублей. Проект дополнен рядом новых мероприятий. Сельхозпроизводители получат субсидии по инвестиционным пятилетним кредитам, а не только восьмилетним, на которые они смогут приобрести племенных животных, технику и оборудование. Кроме того, государственная поддержка будет оказана искусственному рыборазведению.
Также мы поможем традиционным направлениям животноводства, которые являются исконными видами деятельности для коренных народов, проживающих на отдельных территориях, а также отечественным племенным хозяйствам. При этом федеральный бюджет полагает правильным принять на себя гарантирование обязательств на последующие годы.
В заключение несколько слов по программе газификации, прежде всего сельских территорий. Вчера было в Брянской области совещание, и до этого были встречи с руководителями субъектов. В целом какой вывод можно сделать сегодня? Синхронизированы планы работы «Газпрома» и региональных администраций, по большинству регионов идет эта работа по графику. Вместе с тем есть и отдельные проблемы в определенных местах. Но что очевидно, то, что газификация является совместной программой, и у каждого из ее участников есть и свои обязательства, и своя ответственность. Без подготовительных работ, которые ведутся регионами, муниципалитетами, без строительства ими внутренней газораспределительной сети в поселениях газ в дома не придет.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо, Дмитрий Анатольевич.