В.Путин: Начнем с социально-экономической ситуации в республике.
Л.Маркелов: Владимир Владимирович, правительство, которое я возглавляю, работает 6 лет, почти в неизменном составе. Если 3 года назад мы говорили о том, что мы стабилизировали ситуацию, остановили падение объемов выпускаемой продукции, падение внутреннего регионального продукта и ликвидировали долги предыдущего периода, то сегодня я могу сказать, что Республика Марий Эл превращается из региона с депрессивной экономикой в регион с перспективной экономикой.
Три года подряд мы занимаем лидирующие места в Приволжском федеральном округе по темпам объемов выпускаемой продукции, по темпам роста заработной платы и по темпам дохода населения. Два года подряд мы первые, сейчас мы лидируем по объему выпускаемой продукции, я думаю, что мы такую динамику сохраним и на 2007 год. Работаем планово, согласно программам социально-экономического развития Республики Марий Эл. За 8 месяцев текущего года доходы населения выросли почти на 41 процент. Это очень высокий показатель. И по темпам роста этого показателя мы занимаем первое место: заработная плата занимает второе место в Поволжье – 26,5 процента за 8 месяцев. Заработная плата на сегодняшний день составляет 6900. Для нас это революция. Мы обогнали ряд соседних регионов. А обычно были по этому показателю последними. По темпам розничной торговли за 8 месяцев – мы первые в России, 33,4 процента. Все эти показатели говорят, что экономика развивается стабильно.
В.Путин: Производительность труда какая сегодня?
Л.Маркелов: Растет, Владимир Владимирович, но, к сожалению, не теми темпами, которыми нам бы хотелось. Но в этом году мы ожидаем рост регионального внутреннего продукта – 9,4 процента. Это оценка. Если мы планируем получить 45 миллиардов рублей, то за 8 месяцев уже 23,5 миллиарда выполнено. Самое главное, что мы видим перспективу в своей работе, и руководители предприятий независимых форм собственности оценили ситуацию и поверили, что республика действительно может занять очень достойное место среди российских регионов. А вообще у нас очень амбициозные планы, у нас за 6 лет работы дотационность сократилась почти на 20 процентов. Мы хотим к 2010 году стать регионом-донором и все для этого делаем. Есть целенаправленные планы работы, и поступательно реализуем все наши программы социально-экономического развития и экономические проекты.
Теплоэнергетика. Шесть лет назад это были разбитые котельни, брошенные сети, никому не нужные, поскольку многие предприятия были в состоянии банкротства. Муниципалитеты были не в состоянии обслуживать такую инфраструктуру. Мы все это приняли на республиканском уровне, создали республиканское акционерное общество, за счет республиканских инвестиций все это отремонтировали – и вот уже 6 лет подряд проходим отопительный сезон не только без срывов, но, скажем так, никого не заморозили, никаких чрезвычайных ситуаций не было. Что касается структуры промышленности: у нас представлена в основном деревообработка. Для того чтобы использовать потенциал республики, мы в течение последних трех лет добились притока более 60 миллионов евро инвестиций в перерабатывающую отрасль, поставили предприятия, которые выпускают и дома, и различный конечный продукт из древесины. Это позволяет, во‑первых, максимум налоговых отчислений оставить в регионе и, естественно, поднять заработную плату. Поскольку, чтобы работать на высокотехнологичном оборудовании, люди нужны профессиональные, и им достойно нужно платить. Это хорошая тенденция.
Большое значение в связи с принятием национальных проектов, особенно в области доступного жилья, для нас имеет, конечно, развитие производства строительной индустрии. За последний год мы добились серьезных инвестиций как раз для того, чтобы выпускать продукцию строительной индустрии. Я думаю, что в ближайшие два года сможем построить цементный завод, развиваем производство качественного кирпича. Сейчас 52 миллиона штук закупаем за пределами республики для того, чтобы строить жилье.
Строительство жилья растет тоже высокими темпами. Если оценить прирост к прошлому году, я думаю, что по итогам года будет 27 процентов. Причем стараемся строить жилье доступное, недорогое: сегодня стоимость жилья средняя в республике – 20 тысяч рублей за квавдратый метр. Мы работаем не только над тем, чтобы развивать крупное панельное домостроение, или высотные дома, но и давать людям возможность строить дома в республике самостоятельно, индивидуально. Для этого, кстати, тоже привлекли инвестиции в деревообрабатывающую отрасль, и с 2007 года наладили выпуск домов из бруса, то есть из сырья, которое производят в республике.
В.Путин: Как социальная инфраструктура развивается: образование, здравоохранение, спорт, забота о пенсионерах, стариках? Давайте об этом.
Л.Маркелов: В этом году мы построили Ледовый дворец, о котором никогда республика не мечтала. Стоимость Ледового дворца – 450 миллионов рублей. Заканчиваем сейчас второй ледовый дворец, потому что у нас просто ледовый «бум» в республике. Строим 50-метровый бассейн для массового посещения. Во всех практически муниципальных образованиях у нас идет серьезная работа по наведению порядка на стадионах, везде, по каждому муниципальному образованию, есть свой проект в области спорта – и мы его реализуем. Безусловно, участвуем во всех программах, в которых сегодня можно участвовать по линии Агентства по физкультуре и спорту.
«Социалка», далее здравоохранение. Ну, во‑первых, национальный проект – это действительно стимул для всех регионов, мы пересмотрели свои внутренние приоритеты и свои средства направили на усиление национальных проектов. Вот если нам, допустим, 82 миллиона сегодня – это поставка оборудования из федерального центра, то мы добавили своих около 110 миллионов. Естественно, что эффекта добиваемся большего. То же самое в области образования…
В.Путин: А куда это оборудование идет у Вас?
Л.Маркелов: Мы сделали так. То оборудование, которое поступает согласно национальным проектам, идет в муниципальное звено. Мы добавили средства в этом году для того, чтобы отремонтировать помещения муниципальных больниц, где средств не хватает для того, чтобы оборудование установить.
В.Путин: Уровень подготовки позволяет работать с известным качеством на новом оборудовании?
Л.Маркелов: Проблема. Поэтому приняли меры, и за счет бюджета обучаем специалистов именно на этом оборудовании. У нас нет своего медицинского вуза, но по всем вузам Поволжья у нас есть целевые места, и мы на этих целевых местах обучаем специалистов. Для того чтобы на новом технологичном оборудовании работать, мы в течение года обучаем специалистов, уже потом допуская их до оборудования. Потому что это дорогостоящая система, вывести из строя это – себе потом не простишь. Со своей стороны мы порядка 110 миллионов рублей направляем на приобретение оборудования. Мы как делаем: есть и районные больницы, и республиканские больницы – двухуровневая система, но нейрохирурга не во всяком районе будешь держать: во‑первых, такого специалиста не найти, во‑вторых, нет необходимости. Естественно, что такого качества операции реанимобиль доставляет… Республика компактная, с одной стороны на другую ехать полтора часа.
У нас здесь своя система выстроена, очень четко и бесперебойно работает. Поэтому часть оборудования идет в муниципалитет, а часть – для республиканских лечебных учреждений. Но это, например, томограф компьютерный – не в каждом муниципалитете он нужен, я бы даже сказал, что и не нужен, а в центре у нас сегодня два компьютерных томографа, и мы еще приобретаем третий, поскольку есть такая необходимость.