В.Путин: Егор Семенович, спасибо за яблоки – очень вкусные.
Я знаю, что у Вас непростая ситуация в сельском хозяйстве складывается в этом году. Тем не менее прогноз неплохой?
Е.Строев: Действительно, за последние пятьдесят лет экзамен в этом году выдерживали на прочность у природы. Но, несмотря на эту сложность, почти два месяца задержалась уборка урожая, только в прошлый понедельник всерьез начали – но урожай хороший.
Я так хочу сказать, что экономическая, социально-политическая обстановка стабильные потому, что заработал наконец пусковой механизм рыночной экономики, когда в рынке стали искать не только работу, но и прибыль, и умение зарабатывать деньги.
Я хочу сказать, что небывалое явление, даже для меня, человека, жизнь отдавшему этому направлению: казалось бы, все полегло – молотили тем не менее отдельные поля не сорок, даже не пятьдесят, а шестьдесят (а это – центр России) и выше с гектара. И даже почти на два месяца задержав уборку, соберем много.
Россия может в ближайшие годы вообще отказаться от закупки сахара за границей. Пришли такие технологии, такие новые комбайны, когда затраты труда в сотни раз уменьшаются. Вот позавчера я сам в комбайнере проехал, посмотрел. Мотор – шестьсот лошадиных сил. Сразу забирает вагон свеклы. После двух месяцев дождя идет, и никакого труда. Раньше за урожайность пятьсот-шестьсот центнеров с гектара мы всегда уже Героя давали. Сейчас гораздо выше.
Важно и то, что президентские четыре программы сегодня стали работать. Особенно в медицине и аграрном комплексе.
В.Путин: Но не все идет одинаково, да?
Е.Строев: Везде одинаково может и не идти потому, что каждый по‑своему измеряет отношение, с чего начать. Главное, вот мы для себя решили: решать проблему мяса страны – надо решить проблему селекции и генетики. Сто лет темой этой всерьез не занимались. Тем более речь идет о свиноводстве как самой скороспелой отрасли. И сегодня вот по согласованию с Министерством сельского хозяйства, при поддержке соседних губернаторов мы работаем над созданием селекционно-генетического центра в Орловской области. Это центр, который позволяет создать новый тип свиньи, способной по килограмму в сутки привес давать. Заключили соглашение с Канадой. Девять с половиной тысяч свиней уже в этом году, в октябре месяце, завезем. Пришли инвесторы, в частности Микояновский мясокомбинат. Ну, если назову цифру, что только в свиноводство будет вложено около десяти миллиардов рублей, это весь бюджет Орловской области. Это явление небывалое, причем такое смелое. А как результат, к чему мы стремимся – по переписи в России 15,6 миллионов свиней – мы хотим сделать племенное стадо, которое даст уже на откорм около семи-восьми миллионов свиней. Это будет настоящий прорыв. Мы тогда ни у кого не будем покупать мясо свинины. Причем технология настолько интересна, что специалисты, которые ездили из Канады, они посмотрели и сказали, что буквально за три-четыре месяца мы построим эти комплексы. Семь комплексов, по сто тысяч каждый из них. Вкладываем по миллиарду в каждый из этих комплексов. Они взяли два выпуска сельхозуниверситетов, в которых Вы были, Владимир Владимирович. Вы помните, Вы встречались с этими студентами. Сразу по десять тысяч рублей им дали. Они месяц-два работают сегодня на новых стройках и на новых фермах и сразу уезжают в Канаду. Там проходят тоже курс обучения, возвращаются. Зарплату, как обещали, будут получать до тысячи долларов в месяц.
В.Путин: А как идет проект по жилью?
Е.Строев: Жилье – особый проект. Откровенно говоря, что удалось разбудить, так это желание сегодня обрести личное жилье: проснулась эта внутренняя тяга народа к тому, чтобы получить свое жилье и особенно по ипотеке, особенно с большой финансовой растяжкой.
Цена у нас квадратного метра сегодня составляет около пятнадцати тысяч рублей, всего-навсего, – это одна из самых низких цен в России. Если элитное жилье, так мы за восемьсот, за тысячу долларов не в состоянии продать квартиру.
К нам сейчас приехали молдаване строить по нашим расценкам. Приехали из Одессы ребята строить жилье. Работают у нас московские фирмы на строительстве жилья. Объем капиталовложений по уровню прошлого года увеличился на двадцать пять процентов.
Казалось бы, все хорошо, но с чем мы столкнулись, мы столкнулись с голодом на цемент. С одной стороны, его не хватает, а с другой стороны – монополисты буквально на корню губят эту программу. Они в разы поднимают, даже уже не на проценты. Вслед за ними металлурги тут же как будто ошалели, идут тем же направлением. И вот мы видим: с одной стороны, говорили – земли не хватает – и у себя сразу тысячу гектар городу Орлу, допустим, прирезали и говорим – берите, даже бесплатно берите. Сразу договариваемся сейчас выделить 100–200 участков – берите, пожалуйста, стройте. У нас не в земле вопрос и даже не в цене квадратного метра вопрос – у нас сегодня вопрос: где взять цемент, где взять металл? Вот и вынуждены сейчас искать. Яковлев Владимир Анатольевич помогает построить свой цементный завод. Я вчера подписал соглашение с одной украинской компанией, кстати украинцы пошли хорошо в Россию, о строительстве завода по производству керамического кирпича на 140 миллионов штук в год. Это объемы, которые не только закроют потребности области – мы все вокруг закроем. Мы вытесним экологически не совсем чистый силикатный кирпич, мы пойдем на самое здоровое по экологии строительство жилья. Поэтому если бы не монополистские цены на металл и особенно на цемент, то мы бы могли эти темпы значительно ускорить, особенно учитывая программы жилья для молодежи.
В.Путин: А антимонопольной службы у Вас нет?
Е.Строев: Антимонопольная служба есть, но цемент и металл не орловские – они сегодня в целом российские. Конечно, мы ищем выход из положения. И сегодня, если нам удастся, мы в течение 20 месяцев построим такой завод.
В.Путин: Егор Семенович, у вас в бюджете предусмотрены средства на субсидирование ставок, скажем для молодых семей, для тех, кто на селе работает.
Е.Строев: Я думаю, что это был главный вопрос, когда Вы нас посещали. Вы обращали тогда на это внимание. Сегодня мы полностью для молодой семьи создали условия, когда 30 процентов сразу платим, если рождается второй ребенок, мы даем еще одну комнату, а если рождается третий ребенок, то мы вообще квартиру даем бесплатно.
В.Путин: Гасите за них?
Е.Строев: Да, гасим за них. Это самая живая тема. Вначале это был город Орел, сегодня мы сказали – давайте во всех районах раскручивать эту тему, чтобы задержать молодежь. Для нас ведь рождаемость – самый главный вопрос, а чтобы рождалось население, надо задержать молодое поколение. Поэтому вот эта программа «Молодая семья» сегодня работает наиболее успешно. Деньги в бюджете мы планируем. Немножко федеральный бюджет помогает.
В.Путин: То есть продолжается эта программа.
Е Строев: Программа эта продолжается, и вот Дмитрий Анатольевич Медведев был. Он видел и заходил даже в семьи.
В.Путин: Егор Семенович, Вы вспомнили про стариков. Мы проводили крупные мероприятия в преддверии 60-летия Победы, я знаю, что у вас некоторые объекты для ветеранов были уже пущены в строй, а некоторые находились в стадии строительства.
Е.Строев: Я недавно узнал, что у нас будет встреча, – я специально проехал в «Дубраву», санаторий для ветеранов, где мы с Вами вместе были. Санаторий не просто достроили и заселили, но еще построили отдельно хорошую столовую и водный комплекс с лечебницей, разбили парк, посадили цветы. Они просили передать Вам большую благодарность. Пятиразовое питание у них, хорошие номера, прекрасные, как в санатории. И плюс тогда мы Вас еще попросили: помогите достроить к этому санаторию один еще комплекс. Так вот, я докладываю Вам: сегодня мы его завершаем, и Пенсионный фонд нам хорошо помогает после той встречи.
В.Путин: Спасибо.