В.Путин: С чего начнете?
П.Латышев: Я хотел бы доложить о выполнении Ваших поручений по подготовке к новому учебному году, а также о подготовке к зиме, в целом хозяйства и промышленности субъектов Российской Федерации. Хотел бы также доложить о выполнении решений совещания, которое Вы проводили в мае 2005 года в Челябинске. По его итогам были даны развернутые поручения и Правительству Российской Федерации, и нам, и главам субъектов Российской Федерации. Мы сейчас ежеквартально обращаемся к этой теме на заседаниях советов. В целом я бы хотел так построить доклад.
В.Путин: Пожалуйста.
П.Латышев: По школам. На сегодняшний день в Уральском федеральном округе все школы работают. На первое сентября не были готовы семь школ, главным образом по причине нередких затяжек со стороны строителей при проведении ремонта. А в целом картина такая: в 2005 году из 4500 школ 1500 не отвечали требованиям, предъявляемым по вопросам обеспечения противопожарной безопасности. На первое сентября 2005 года оставалось 123 неготовых школы, на июль 2006 года – 80 школ, такие сложные были случаи, на первое сентября – семь школ, на 12 сентября – все школы работают, и осуществляется нормальное финансирование программ по обеспечению школ средствами противопожарной безопасности. В этом году до 73 процентов всех школ привели в нормальное состояние уже и с точки зрения установки охранно-пожарной сигнализации.
В.Путин: Надеюсь, что в следующем году это все будет готово к первому сентября, при этом Вы внимательно смотрите за тем, чтобы, с одной стороны, и школы были готовы, и в то же время пожарные не злоупотребляли своим положением.
П.Латышев: Да, были такие примеры, и поработали все, особенно активно занимались органы власти субъектов федерации. Должен отметить, в этом году действительно они и предметно занимались, и преодолели очень многие проблемы. Это что касается школ.
Подготовка к зиме. Посмотрели мы эти вопросы вместе с главами субъектов Российской Федерации на заседании советов округа с участием руководства РАО «ЕЭС», структурных подразделений, отработали все вопросы, связанные с предстоящей зимой, обеспечением безопасного функционирования энергетики по Западной Сибири: было Ваше конкретное поручение. И в настоящее время подписано соглашение, подписана программа, конкретная программа мер и перечень неотложных действий – то, что мы должны сделать до наступления зимы. Сегодня есть все основания говорить о том, что к предстоящей зиме в Западной Сибири и энергетики, и крупные потребители энергии – это прежде всего топливно-энергетический комплекс – подготовились значительно лучше, скажем, чем в прежние годы. И самое главное, что удалось преодолеть разобщенность. Все‑таки сегодня действия в энергетической сфере крупных потребителей электроэнергии и мощности генерации сетей РАО «ЕЭС» синхронизированы, введен механизм единой диспетчеризации и введены, разработаны алгоритмы совместных и согласованных действий в случае наступления внештатной ситуации.
Что касается южной промышленной части – Свердловской, Челябинской и Курганской областей, – здесь мы тоже провели совместное с РАО «ЕЭС» заседание межведомственной энергетической комиссии Уральского федерального округа, определили перечень неотложных мер. В настоящее время создана единая рабочая группа в составе представителей субъектов Российской Федерации, энергетиков и хозяйствующих субъектов – крупных потребителей, и до Нового года будет подготовлена аналогичная программа, как и по Западной Сибири, и будет подписано соответствующее соглашение, предусматривающее в том числе и меры по развитию генерации. Если мы в декабре подписываем такое соглашение и программы, а сомнений в этой части нет, то мы будем с пониманием положения дел в сфере энергетики, с пониманием стратегии развития строить всю остальную работу в этом плане в округе.
Что касается коммунальной энергетики. Здесь все идет в соответствии с графиком в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях. Решены практически вопросы по топливу. Проведены серьезные ремонты и котельного оборудования, и сетей. Я не хочу и не могу сказать, что по сетям все вопросы на сегодняшний день закрыты, но – наиболее острые. В ряде субъектов Российской Федерации вышли на уровень текущего поддержания способности сетей. Несколько сложнее положение в Курганской области, но и там на прошлой неделе мы рассмотрели вопрос.
Особого беспокойства ход подготовки к зиме в коммунальной сфере не вызывает.
Сказать, что нет проблем, было бы неправильно. Проблемы остаются – связанные с обновлением основных фондов и в большой энергетике, и в сетях. Остаются проблемы и в коммунальной энергетике. Здесь уже больше связано с сетями, больше связано с решением организационных вопросов, с внедрением современных информационных технологий, в частности обеспечение персонифицированного учета потребителей. Но это проблемы рабочие. Нам ясно как их надо решать, есть соответствующий план – и мы двигаемся.
В июле мы рассмотрели с участием Генерального прокурора, под его руководством ряд вопросов, связанных с обеспечением безопасности, безопасного проживания людей, безопасности и на улицах, и на дорогах. После этого более предметно рассмотрели вопросы, связанные с положением дел на дорогах. Оценка одна: мы считаем, что то, что у нас сегодня происходит на дорогах, – это недопустимо, уровень потерь очень высокий. Хотя отмечается небольшое снижение по итогам восьми месяцев: на семь процентов людей меньше погибло, на 14 процентов меньше совершено дорожно-транспортных происшествий с участием детей, – но это результат пока еще недостаточный, по мнению специалистов, требуется ужесточение мер административного наказания. Но вопрос обеспечения безопасности на дорогах носит более комплексный, широкий характер. Конечно же, здесь назрели изменения, по нашему мнению, достаточно серьезные и важные. Изменения нужны и в психологии, так же как сейчас и в здравоохранении мы сталкиваемся с тем, что оборудование получили, установили, заработная плата выросла более чем на треть. А что касается отношения к больному, отношения с населением, что касается качества оказываемых услуг, здесь есть у нас проблемы. Сейчас мы этим занимаемся. И от проверки документов, остановки на дороге транспорта, просто чтобы посмотреть, кто там едет, надо, конечно же, уходить. Надо выявлять в потоке прохождение транспорта-нарушителя, надо очень серьезно поработать над внедрением современных информационных технологий и современных технических средств, позволяющих обеспечить реальный, объективный контроль за движением. Это связано в том числе и с необходимость внесения изменений в наше законодательство. Эти вопросы мы тоже обсуждали, и совместные предложения на этот счет внесем на обсуждение вместе с Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой.
В.Путин: Как работают правоохранительные органы в сфере энергетики, о которой Вы упомянули?
П.Латышев: Работа в топливно-энергетическом комплексе за последнее время продолжает претерпевать изменения – я имею в виду сами подходы работы правоохранительных органов. Все‑таки основная масса наиболее опасных, тяжких преступлений экономических, налоговых в этой сфере пресечена в предшествующие два года. Мы получили конкретный результат и в виде увеличения поступающих налогов, таможенных платежей. Мы в значительной степени, работая совместно с Правительством – я имею в виду, Министерство природных ресурсов, другими структурами – все же добились значительного укрепления дисциплины. Сегодня уже добычи углеводородов за пределами отведенной лицензией территории участков мы не имеем. Мы не имеем очень многих негативных явлений, которые были ранее.
В.Путин: А неучтенные скважины?
П.Латышев: Инвентаризация идет, по мере ее прохождения скважины и другие элементы инфраструктуры закрепляются в собственности. На сегодняшний день мы уже не имеем таких примеров, как, скажем, баржа-теплоход, на котором был устроен мини-завод по переработке нефти. Он загружался нефтью на нашем севере и проходил по реке, перерабатывая все это уже в дизельное топливо и так далее. Потом это все расходилось. Так что много удалось сделать, и эти вопросы мы обсудили в Екатеринбурге: Генеральный прокурор, Министр внутренних дел и все, от кого зависит решение подобных вопросов, и прокуроры в том числе. Мы обсудили очень предметно вопросы дальнейшей организации работы. Мы сейчас проревизовали практически все уголовные дела, которые возбуждены, – оставили только часть, которая требует контроля и внимания. Ну и конечно же, очень серьезное внимание уделили вопросам устранения причин и условий, которые приводили к бесхозяйственности и к криминалу. Сегодня задача стоит так: надо выявить и максимально добиться устранения причин и условий.
В.Путин: Хорошо. Как идет работа в округе по развитию муниципальной системы?
П.Латышев: Что касается муниципальной системы, в целом реализации 131-го закона, – все муниципальные образования у нас определены и во всех субъектах законно утвержден их перечень, статус, и этот вопрос у нас закрыт. Что касается формирования органов власти в муниципальных образованиях, особенно в той части, которая вновь создавалась, то практически везде эти вопросы решены. У нас осталось девять муниципальных образований, где пройдут выборы. И в целом вопрос формирования власти в той структуре, которая определена 131-м законом, будет закрыт.
В значительной степени в ряде субъектов мы решили вопросы, связанные с передачей полномочий как субъектам Федерации, так и муниципальным образованиям (субъекту Федерации – в той части, где муниципальное образование не может реализовать свои полномочия). По этому вопросу заключены соответствующие соглашения между муниципальными образованиями и органами власти субъектов Российской Федерации. И эта работа у нас идет. Исходя из анализа и обсуждения этой темы полагаю, что к Новому году вопросы урегулирования всех вопросов, связанных с разграничением предмета ведения полномочий, будет закрыт.
Многое у нас подтормаживалось из‑за того, что еще не приняты федеральные нормативно-правовые акты, и многое у нас не идет активно, как хотелось бы, в части передачи имущества. Если с уровнем субъекта Российской Федерации полномочия муниципального образования разделили, передали, разграничили, закрепили, то с федеральным уровнем дела идут значительно хуже. На сегодняшний день у нас вопросов по имуществу решено всего где‑то процентов 15.
В.Путин: Как складываются отношения между руководителями субъектов Федерации и так называемыми столичными городами, руководством муниципальных центров?
П.Латышев: Проблемы остаются, и во многом этом связано с тем, что до конца не разграничены предметы ведений и полномочий и источники доходов. Речь идет о налоговых поступлениях. Но мы сейчас уже совершенно не имеем той картины, которую мы имели в прошлом и позапрошлом годах, когда были примеры того, как муниципальные власти принимали решения самостоятельно, вообще не считаясь с объективными реалиями, с позицией областной власти, были такие примеры. Сейчас этого нет. Все приняло более конструктивный характер. На сегодняшний день в областных центрах, областных городах доходные источники очень серьезно выросли, и это тоже способствовало снижению ряда противоречий. Это во многом способствовало уже и реальной ответственности муниципальных властей. На сегодняшний день у нас по областным городам вот такая картина.