В.Путин: Как погода?
А.Ткачев: Немного душновато, но не везде по краю. Геленджик, Анапа – там посуше климат, ближе к Крыму.
Что касается производственных вопросов, то докладываю, что на Кубани период жатвы и на полях, и на пляжах.
Что касается курортов, то там наблюдается очень позитивный процесс: уже 12 миллионов туристов в этом году – по сравнению с десятью миллионами в прошлом году. То есть многие российские туристы, отдыхающие, предпочли старые традиции: возвращаются к нам на курорты из Турции, Кипра и других стран – естественно, за счет своих конкретных преимуществ: своя страна, понятный язык, понятная кухня, не надо менять паспорта, делать визу. Уровень обслуживания значительно повысился. Более того, я связываю большие надежды на развитие курортного бизнеса с развитием свободных экономических зон, рекреационных зон, ими занимается МЭРТ. Мы надеемся, что приход в курортный бизнес инвестиций как отечественных, так и зарубежных, принесет доходы и краю, и населению, и федеральному бюджету.
В.Путин: Мы с Вами как раз об этом говорили полтора-два года назад, на совещании в Геленджике эта тема обсуждалась.
А.Ткачев: Да, как раз эта тема обсуждалась. Спасибо за поддержку. Мы будем участвовать в конкурсе. Я очень надеюсь, что и Сочи, и Геленджик, и Анапа, и Туапсинский район победят в этом конкурсе и получат статус свободных экономических зон. Кстати, в свое время через это прошли и Крым, и Турция, и Египет, и Объединенные Арабские Эмираты. Туда пришел капитал, я подчеркиваю, не только российский, но и зарубежный: и немецкий, и английский, а также бренды пятизвездочных отелей. Это делает курорты достаточно процветающими и привлекательными для миллионов российских туристов.
Что касается аграрного сектора. Мы две недели назад провели праздник урожая, и нам было чему радоваться: восемь миллионов тонн хлеба. Это практически уровень прошлогоднего урожая, хотя морозы у нас тоже были до 35 градусов на Кубани – наверное, впервые за сто лет.
В.Путин: В эту зиму?
А.Ткачев: Да, в эту зиму на севере Краснодарского края было до минус 35. В Сочи может быть минус 5, а в Краснодаре – минус 25–27. Это было достаточно тяжело и, конечно же, определенным образом повлияло на урожай. Потенциал на урожай был 50 центнеров с гектара, а получилось всего 44.
Очень хорошо работают национальные проекты, особенно в области животноводства. Мы получили субсидирование по процентной ставке в один миллиард рублей со стороны федерального центра. Это позволит нам привлечь 20 миллиардов рублей, то есть колоссальные суммы, такого, в общем‑то, не было за всю историю развития животноводства. Я надеюсь, что особенно в свиноводстве каждый год будем прибавлять по 300–500 тысяч голов только за счет создания мелких свиноферм, развития личных подсобных хозяйств и так далее. Так что перспективы очень хорошие. Цена на зерно в этом году неплохая, она выше прошлогодней. Я очень надеюсь, что за счет этого экономическое состояние сельхозпредприятий улучшится.
В.Путин: А урожай‑то как?
А.Ткачев: Урожай – 44 центнера зерна с гектара, это очень прилично, хотя мы ставим задачу – 50, и на Кубани это возможно.
В.Путин: А в прошлом году сколько было?
А.Ткачев: 45. Этот урожай входит в пятерку лучших за всю историю края. То есть за счет интенсивных технологий, увеличения инвестиций, новой техники плюс работа Россельхозбанка, плюс российский лизинг, элементы рыночной аграрной экономики – этим умело пользуются наши крестьяне.
В этом году удалось сдержать цены на горюче-смазочные материалы. Дай Бог, чтобы так было и дальше – и мы сможем и экономику поправить, и страну накормить.
В.Путин: К учебному году подготовились?
А.Ткачев: Да, к первому сентября практически все школы готовы. Мы, как и Тюменская область, переводим образование на подушевое финансирование. Это позволит значительно улучшить и качество обучения, и поднять зарплату учителям. Мы были в Тюмени: опыт – очень хороший.
В.Путин: Насколько они подняли зарплату?
А.Ткачев: Практически удвоили. Плюс благодаря нацпроектам зарплата составляет тысяч 15–20–25, плюс за классное руководство, плюс надбавка за северные территории.
Мы проводим реформу не только в образовании, но и в медицине (тоже по тюменской схеме) через введение принципа «законченный случай», через введение народных страховых компаний, создание конкуренции, как в Европе.