В.Путин: Начнем с показателей работы отрасли, с показателей объемов отрасли, с тарифов.
В.Якунин: Начиная отчет о результатах работы, хочу подчеркнуть, что для меня это был год с того момента, как был назначен на эту должность. Кроме того, 6 августа праздновали 70-й раз День железнодорожника. Меня просило правление, железнодорожники поблагодарить Вас за теплые поздравления, теплые слова.
Что касается результатов работы этого года, то обязательства, которые мы на себя принимали в соответствии с решениями совета директоров, мы выполнили. Вот краткий отчет. В этом году мы продолжали решать вопросы, связанные с реформированием отрасли. Были созданы две компании: «Трансконтейнер» и «Рефсервис». Вместе с регионами создано несколько компаний для обеспечения пригородных перевозок пассажиров. То есть этот вопрос мы решаем точно так, как предполагали.
За это время, в 2005 году, уровень погрузки превысил даже уровень роста промышленного производства в России. Если второй составляет четыре процента, то уровень погрузки в 2005 году составил 4,3 процента. В этом году мы также поддерживаем эти темпы.
В.Путин: Что же вы грузите, если столько не производят?
В.Якунин: На самом деле мы не только свое грузим, мы же грузим еще и транзитные грузы. Это тоже была большая проблема для «Российских железных дорог». В этом году мы провели системные переговоры по следам Вашего визита в Китай. Планируем в сентябре-месяце встретиться с немецкими железными дорогами, с министром транспорта и железных дорог Китайской Народной Республики, проводили большую работу с японцами. Наши слова относительно транзитного потенциала Российской Федерации мы постараемся уже к концу этого года облечь в материальную форму.
Помимо этого мне также чрезвычайно приятно подчеркнуть, что решаются вопросы по развитию транспортного железнодорожного машиностроения. Помните, в Коломне мы в этом году ко Дню железнодорожника представили четыре новых системы локомотивов, в том числе впервые произвели локомотив – пассажирский электровоз. Этого не производилось даже в Советском Союзе. Говорю «мы», имея в виду наше сотрудничество с промышленностью. Впервые был произведен маневровый локомотив с асинхронным тягловым приводом. Этого тоже не производилось никогда в Советском Союзе. В этом отношении считаю возможным поблагодарить промышленников за ту работу, которую они осуществляют.
В 2005 году мы также обеспечивали серьезный рост пассажирооборота, как у нас принято говорить, – один миллиард 330 миллионов пассажиров было перевезено РЖД. Поскольку мы сейчас находимся в Сочи, я также считаю необходимым сказать о том, что у нас нет проблем как с завозом пассажиров, так и с их вывозом. Естественно, тяжеловато – не хватает подвижного состава, но мы подвижной состав заказываем и стараемся выполнить перевозки пассажиров с максимальным эффектом и комфортом.
В преддверии Дня железнодорожника мы осуществили большую выставку в Санкт-Петербурге, в том числе показали уже модель головной части того поезда, по которому договорились с «Сименсом» о том, что этот поезд будет произведен и поставлен на российские железные дороги. И проехали от Москвы до Санкт-Петербурга за 3 часа 55 минут.
В.Путин: Вы проехали?
В.Якунин: Лично проехал.
В.Путин: А граждане?
В.Якунин: И граждане проехали на этом же самом поезде, показухой мы не занимаемся. Это все такие признаки, которые свидетельствуют о том, что железнодорожная отрасль развивается в соответствии с программой.
В.Путин: Насколько все‑таки объем перевозок вырос?
В.Якунин: У нас по прошлому году объем перевозок, грузооборот, вырос на 3,8 процента. Это очень существенно с точки зрения роста грузооборота и показателей железнодорожной отрасли. Мы сегодня перевозим без учета трубы 80 процентов всех грузов Российской Федерации. Если считать трубопроводный транспорт, то мы перевозим 44 процента. Для сравнения: такая развитая железнодорожная держава, как Германия, перевозит около семи процентов. Кстати, совсем недавно, сегодня утром, мы получили поддержку со стороны Министерства транспорта – по нашей идее создать операторскую компанию по оперированию паромной переправы Усть-Луга – Балтийск и далее в Засниц, в Германию. Причем использовать и наличие широкой колеи в Заснице, и использовать те отношения, которые у нас складываются с немецкими железными дорогами.
В.Путин: А там есть широкая колея?
В.Якунин: В Заснице есть 40 километров широкой колеи. Мы предполагаем сейчас заказывать и новый подвижной состав с автоматическим изменением ширины колеи и использовать то, что есть.
В.Путин: Как идет работа по созданию пассажирской компании?
В.Якунин: Мы создали пассажирскую дирекцию. С первого июля она уже отвечает за перевозки пассажиров. Вам известно, что на последнем заседании Правительства было принято решение о включении 10,6 миллиарда рублей в виде компенсации за убыточность пассажирских перевозок. Это первый этап. Дальше по годам предполагается выйти на всю ту сумму, которую мы заявляем как на убытки от перевозки пассажиров.
Полагаю, что к 2009 году, есть правда некоторые соображения, что, мол, давайте немножко попозже, но я настаиваю на том, чтобы к 2009 году пассажирская компания была создана.
Здесь есть один технологический аспект. Дело в том, что в известном постановлении Правительства по реформированию указано, что эта компания создается как стопроцентная государственная компания. Не как дочернее предприятие ОАО «РЖД», а как компания государственная. Мы исходим из того, что с учетом тех дискуссий, которые сегодня ведутся по поводу финансирования убыточности пассажирских перевозок, имея в виду нехватку пассажирских локомотивов, эту компанию все‑таки создавать как дочернюю «РЖД», как самостоятельную, но дочернюю компанию. Предполагаем в ближайшее время этот вопрос поставить на совете директоров, перед комиссией по реформированию Минтранса РФ. Полагаю, что у нас есть шансы получить поддержку. Тем не менее развитие продолжается. Мы в августе этого года поставили принципиально новые вагоны поезда «Красная стрела». Если Президент сочтет возможным познакомиться, мы готовы продемонстрировать.
В.Путин: Спасибо. Хотел бы вернуться к созданию пассажирской компании и обратить Ваше внимание и внимание Правительства на необходимость решения этой проблемы без перекладывания на плечи пассажиров вопросов, связанных с убыточностью этих перевозок. Правительство должно постепенно, мягко эту проблему решать. Если к 2008–2009 году не успеваете сделать – ничего страшного.
В.Якунин: Владимир Владимирович, мы именно из этого исходим, и таким образом мы строим свою политику. Все равно к 2009 году сможем доложить.
В.Путин: Теперь проблема внутренних и экспортных тарифов.
В.Якунин: Эта проблема у нас решается, выравнивается. К сожалению, у нас есть такие «узкие места», через которые нам довольно сложно проходить. Сегодня практика такова, что транзитные тарифы у нас устанавливаются Министерством транспорта, а внутренние тарифы у нас устанавливает ФСТ. Иногда возникают определенные сложности с точки зрения оценки правильности выбора тех тарифов, которые есть. Но это проблема решаемая.
А вот проблема, связанная, например, с транзитными перевозками – например, на Калининград – эта проблема, безусловно, представляет большую значимость для нас, и мы, конечно, будем ее решать. Мы абсолютно четко и активно выполняли все решения, принятые по проекту «два К», который, как Вы знаете, много лет тому назад принимался. К сожалению, наши партнеры – железнодорожники Литвы и, по всей видимости, не просто железнодорожники, а политики, которые определяют железнодорожные тарифы, – они пытаются работать по принципу «давай съедим твое, а потом каждый свое».
В.Путин: У них тарифы на Клайпеду в 2,5 раза ниже, чем в Калининград.
В.Якунин: Абсолютно правильно. Например, к нам приезжают белорусы, мы с ними договариваемся о транспортировке груза, а выясняется, что экономически это нецелесообразно – таков разрыв тарифов на Калининград или на Клайпеду.
В.Путин: Когда я задавал вопрос, я имел в виду прежде всего наши внутренние экономические проблемы.
В.Якунин: Я помню Ваше указание относительно того, чтобы тарифы для нашей экономики снижались.
В.Путин: Чтобы они были равными.
В.Якунин: Здесь два аспекта. Равные с точки зрения соотношения – и для промышленности, и для экономики Российской Федерации в целом, чтобы не «задирались» тарифы, которые предъявляют железнодорожники. И по первому, и по второму вопросу мы ведем четкую работу.
Я могу Вам доложить: мы в этом году практически на погранпереходы тарифы не поднимали, а на морские порты поднимали, тем не менее грузовая база отнюдь не захлебнулась, и нам есть что возить.
Что касается внутренних перевозок, то здесь мы также исходим из тех тарифов, которые нам утверждает ФСТ России.
В.Путин: Я знаю, они утверждают, но меня интересует, как проходит процесс сближения экспортных и внутренних тарифов.
В.Якунин: Процесс сближения в этом году совершенно четко реализуется. Если мы на портовые переходы подняли тариф в соответствии с инфляцией, то на погранпереходах практически не подняли.
В.Путин: Теперь ваша инвестиционная деятельность.
В.Якунин: Владимир Владимирович, мы много в этом году реализовали проектов. У нас основная проблема была – незавершенное строительство. Нам удалось то старое незавершенное строительство, которое у нас было, в значительно степени продвинуть с точки зрения реализации проектов. Мы ввели большой тоннель здесь, в Сочи, чтобы «развязать» движение, в Сибири ввели еще один тоннель.
Нам удалось в этом году практически впервые создать инвестиционный бюджет расширенного воспроизводства, до этого у нас все время использовались только средства амортизации. Для нас это чрезвычайно важно.
Владимир Владимирович, я хотел бы один вопрос поставить. По той информации, которую мы получаем, только в первом полугодии в северо-восточных регионах КНР китайцы потратили на развитие инфраструктуры 6,5 миллиарда долларов. Развитие такими темпами с точки зрения инвестиционной программы только компании нереалистично.
По нашим данным, рентабельность нашей компании составляет всего полтора процента. Для сравнения: рентабельность «Газпрома» – 16,5 процента; РАО ЕЭС – 74,5. Я говорю об основной их деятельности. Это связано и с перекрестным субсидированием, и с регулированием тарифов. Я думаю, что было бы довольно правильно, если бы мы подготовили соответствующее предложение для того, чтобы определить приоритеты государственного экономического развития, с тем чтобы мы могли соответствовать этому своими предложениями о развитии.
Например, в Читинской области принято решение об использовании средств Инвестиционного фонда для развития железнодорожного транспорта. Это полностью соответствует и программе социально-экономического развития…
В.Путин: Вы хотите предложить программу, чтобы получить бюджетное финансирование для инвестиционных проектов, так, как это делает, допустим, РАО ЕЭС? Об этом идет речь?
В.Якунин: Об этом, но частично, естественно. Мы не собираемся снимать с себя ответственность за эти вопросы там, где мы можем. Эти решения принимаются, по сути, на уровне Правительства, относительно инвестиционных проектов.
В.Путин: Крупные проекты были – в Якутии…
В.Якунин: В Якутии проект развивается, более того, сейчас прорабатывается вопрос, чтобы акции Российской Федерации в «Якутских железных дорогах» передать в уставный капитал «РЖД», чтобы «РЖД» осуществляло не только управление, но и развитие этой железнодорожной магистрали.
Помимо этого у нас были серьезные проблемы, связанные с пропускными возможностями на север, в Мурманск, эти проблемы тоже решаются. Поэтому в ближайшее время, я считаю, самым ключевым для нас является развитие и модернизация Транссиба и, возможно, БАМа, потому что, если мы все‑таки добьемся грузового транзитного потока, нам, безусловно, нужно будет подтягивать эту магистраль. Но это будет соответствовать и приоритетам экономического развития страны.
В.Путин: Вам нужно развивать, смотреть, что рядом есть. БАМ же строился в советское время не только как стратегический путь для обеспечения военных нужд, но и для развития экономики этого региона.