В.Путин: В одной из моих поездок мы подробно говорили о проблемах энергетики. Знаю, что определенные подвижки в регионе есть. Пожалуйста, давайте с этого начнем.
Г.Боос: В конце прошлого года была пущена ТЭЦ-2, первый энергоблок мощностью 450 киловатт. Сегодня он работает на полную загрузку. Мы планировали, что в 2006 году он еще не в полном объеме будет работать, и мы будем во многом перекрываться за счет перетоков.
Но сегодня блок уже работает с полной загрузкой, потому что экономика развивается очень интенсивно. За полугодие индекс промышленного производства составил 153 процента. Дефицит, конечно, остается, хотя первый энергоблок существенно облегчил жизнь области, решив процентов на 50–60 нашу проблему. Самый тяжелый зимний период мы единовременно потребляли мощность 970 мегаватт, включая перетоки.
С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, этот элемент создает другие сложности – это проблема лимитов по газу. Мы полагали, что мы не в полном объеме загрузим первый энергоблок ТЭЦ-2, и у нас высвободится лимит по газу, который мы сможем перераспределить. Но поскольку мы сегодня уже загрузили в полном объеме, то никаких свободных лимитов нет.
Хотя должен сказать, что в ноябре прошлого года, когда в «Газпроме» решался вопрос о выделении лимитов, то благодаря и поддержке Правительства, и Герман Греф занял активную позицию, и Минпромэнерго, и Дмитрий Медведев лично этот вопрос отслеживал; плюс мы отдельно обсуждали эту тему с Алексеем Миллером, и с Александром Рязановым, – и в итоге нам выделили лимит не 1 миллиард 50 миллионов, как предварительно намечалось, а 1 миллиард 270 миллионов. В итоге 600 миллионов у нас забирает ТЭЦ-2, и 670 миллионов у нас идет на текущее использование. По крайней мере, мы хотя бы не «просели» по газу. Но дальше, конечно, по энергетике нам нужно развиваться, и у меня есть ряд соображений, которыми хотел бы поделиться.
Коли я затронул тему газа – газ остается для нас важнейшим вопросом. Мы по требованию «Газпрома» разработали (вернее, институт разработал) топливно-энергетический баланс области, он составлен по годам. И это означает, что если мы по газу не решим проблему, то это будет существенным фактором, сдерживающим рост экономики в области. А сегодня мы так динамично развиваемся, что если нас обеспечить этими лимитами, то мы, конечно, сможем очень быстро встать крепко на ноги.
В.Путин: Не забывайте, что должен быть баланс между различными энергетическими источниками.
Г.Боос: Да, и мы в этом смысле ведем работу по жилищно-коммунальному комплексу. Те котельные, которые мы проектируем, работают не на газе.
В.Путин: Как раз бытовых потребителей можно оставлять и на газе, а промышленность можно по‑разному – и мазут должен быть, и уголь. Соцкультбыт и население вполне могут пользоваться дешевыми энергоносителями.
Г.Боос: Для нас поставки мазута дорого. Для населения у нас составлена программа газификации, а по котельным, по обеспечению теплом – у нас есть свой торф, залежей которого хватит на 400 лет. В результате мы просчитали для себя, что современные котельные на нашем торфе вырабатывают тепло, по стоимости не просто сопоставимое с газом, а где‑то чуть дешевле.
В.Путин: Мы с Правительством договаривались, что в ближайшее время соберемся и поговорим по энергетическому балансу, повнимательнее рассмотрим все вопросы. Применительно к Калининграду надо будет отдельно посмотреть, потому что это все же анклавный регион, и здесь свои особенности есть.
Поскольку Вы вспомнили про жилищное строительство, я бы хотел услышать, что происходит по жилью для военнослужащих. Калининград у нас – один из пяти регионов, на который мы обратили особое внимание и выделили дополнительные деньги для этих целей. Как у вас идет работа в этом направлении?
Г.Боос: Мы с первого дня создали штаб, во главе которого министр областного правительства по ЖКХ и строительству. В штаб входят и представители военного ведомства, и строительных компаний, и Росстроя РФ. Министерство обороны и Росстрой оказывают нам большую помощь. Непосредственно Сергей Иванов отслеживает эту тему, он приезжал специально, контролировал эти вопросы, мы все обсуждали.
Мы идем полностью по графику, причем уже сдаем часть домов: примерно 100 семей военнослужащих уже получили ордера. У нас всего план на 1500 квартир, в этом году – чуть меньше 700 сдаем по графику. Военные попросили нас, и мы передвинули из своего жилья – что мы для рынка готовили, отдаем им и тем самым закрываем график в полном объеме. Мы сделаем остальное, у нас сомнений нет, причем по общему графику мы где‑то в октябре, самое позднее – в ноябре полностью выполним эту программу.
Сергей Иванов, когда был у нас весной, посмотрел стройку, побывал в уже отделанных квартирах, остался доволен тем, как идет строительство. Я думаю, по реализации этой части у нас никаких сомнений нет – я сам провожу совещания, рассматриваю сложные вопросы, все будет выполнено.
В.Путин: Хорошо. Паромная линия в калининградской части закончена?
Г.Боос: Закончена, приезжал Владимир Якунин, сделал пробную прокатку. Все отработано, паромная линия способна полностью закрыть грузооборот между Калининградской областью и другими регионами Российской Федерации.
В.Путин: В том числе и военные перевозки?
Г.Боос: Да, в полном объеме.