В.Путин: Алексей Васильевич, как обычно, в это время года – уборка, вопрос горюче-смазочных материалов. Как идут национальные проекты и Ваше взаимодействие с Министерством экономического развития, с таможней по поводу импорта продовольствия?
А.Гордеев: Сейчас мы находимся как раз на пике уборочных работ. Пройдено около половины посевных площадей. Надо сказать, селяне обычно жалуются на погоду, это, в общем‑то, практика обычная, но я бы отметил, что в этом году это носит не фрагментарный характер, а как с зимы повелось, так и дальше коснулось всех регионов. Конечно, это отражается на темпах: на сегодня собрано и обмолочено 47 миллионов тонн зерна, примерно на шесть миллионов тонн меньше, чем в прошлом году на эту дату. Таким образом, из‑за погодных условий мы по темпам отстаем. Наверное, это приведет к соответствующим потерям. Сейчас мы принимаем организационные меры, в частности три тысячи комбайнов переброшено с Южного федерального округа, где уборка закончилась, в регионы Центрального округа, в Поволжье. Надеемся, что к 1 сентября мы это отставание преодолеем и выйдем на нормальные темпы и в объемах и по скорости.
В.Путин: Нормальный объем в этом году, по Вашим прогнозам, – это…?
А.Гордеев: Владимир Владимирович, у некоторых институтов были оптимистические прогнозы, хотя Министерство, исходя из многих факторов, по совокупности давало прогноз примерно 73 миллиона тон, а это меньше на где‑то 5–6 миллионов, чем в прошлом году. Мы понимали, что погодные аномальные условия зимнего периода сыграли свою роль.
Но можно заверить, и это понятно по сегодняшним показателям, в стране будет свой хлеб и на продовольственные и на фуражные цели. У нас довольно большой переходящий запас был на первое июля, а это как раз срок нового зернового года. 1 миллион 600 тысяч тонн продовольственного качественного зерна имеется в распоряжении непосредственно Правительства РФ, так что мы и свои нужды обеспечим и сохраняем потенциал на экспорт до десяти миллионов тонн. Можно сказать, радует то, что сегодня довольно справедливая цена на зерно, для сельхозпроизводителей ситуация в этой части складывается неплохо, так как какую‑то рентабельность отрасль получит. Мы готовы в случае снижения цен выйти с интервенциями, у нас есть на это деньги. Цены были объявлены заблаговременно в этом году. Я думаю, это все стабилизировало рынок.
В.Путин: Первый экспортный объем у нас сложился в 2001 году. Он был около пяти миллионов тонн в год.
А.Гордеев: Да, впервые, можно сказать, мы вышли на экспорт зерна в 2001–2002 годах и держим его от 10 до 15 миллионов тонн, то есть превышаем даже уровень 1913 года, когда был самый большой объем экспорта из России – и Россия, конечно, была в других площадях, больше чем сейчас.
В.Путин: У нас была задача закрыть проблемы, связанные с тяжелой зимой, озимыми культурами. Как дела, здесь, Алексей Васильевич?
А.Гордеев: Да, Вы давали поручение в феврале месяце на совещании с Правительством РФ. Надо сказать, что на этот раз и Минфин поработал активно. Мы собрали из регионов все акты, оценили ущербы, и на принципах 50 процентов федеральный бюджет, 50 процентов – региональный бюджет, в настоящее время по регионам распределили 1,5 миллиарда рублей. Это зерновые и многолетние насаждения; что касается виноградников, тут в ближайшее время в соответствии с актами все будет сделано.
В отношении горюче-смазочных материалов нефтяники держали полгода цены. Рынок был спокойный. Но вот, к сожалению, мы взяли данные за 7 месяцев. Если брать индекс цен производителей сельхозпродукции, то по отношению к прошлому году нет роста – даже 99,5 процента по отношению к прошлому году; если мы берем индекс цен на дизтопливо, то оно подорожало на 9,7 процента, на 76-й бензин, низкооктановое топливо – на 20 процентов. Этот вопрос звучал в том числе и на последнем заседании Правительства. В соответствии с Вашим поручением, которое было дано на встрече с агробизнесом в Ижевске два месяца назад, мы поставили вопрос, что нужно найти решение по компенсации этих дополнительных затрат в связи с разной динамикой роста цен. Председатель Правительства дал довольно жесткое указание Министерству энергетики и промышленности и Федеральной антимонопольной службе. Одновременно фракция «Единая Россия» подняла этот вопрос на заседании Госдумы, принято постановление Госдумы в бюджете на 2007 год найти эту компенсацию. Она оценивается в размере от 10 до 15 миллиардов рублей. Это, конечно, существенно поддержит доходы сельхозпроизводителей. Это то, что касается уборочных работ.
Если говорить о национальном проекте, я бы здесь отметил, что он набирает темпы. Произошел перелом в животноводстве. В частности, у нас в последние годы была проблема с ростом производства мяса и молока. Но вот за полугодие у нас выросло производство скота и птицы в живой массе на убой на 3,6 процента, и особенно важно то, что в сельхозорганизациях (это как раз товарный сектор) рост составил 7,5 процента. По молоку результаты скромнее, но тем не менее сельхозпредприятия увеличили производство на 1,5 процента за полугодие, выросла очень сильно продуктивность коров, а это показатель хорошей экономики и соответственно качества племенного скота.
Но я бы увязал вопрос, связанный с ростом производства особенно мяса птицы, с таможенно-тарифным регулированием. Вы знаете, что США являются основным поставщиком мяса птицы, в частности объем квоты на импорт примерно на 75–80 процентов – это американское мясо.
В.Путин: Из всего импорта – у американских партнеров?
А.Гордеев: Да, из всего импорта, около 800 тысяч тонн у них. Я округляю. 1150 тысяч у нас – квота на импорт мяса куриного, 800 тысяч тонн – это американцы. Конечно, серьезная была дана американским коллегам преференция, но мы ее увязывали с тем, чтобы Россия стала членом ВТО, чтобы мы могли действовать равноправно с нашими партнерами включая и страны ЕС, где, в общем‑то, идет сильное субсидирование и производства, и экспорта. А сейчас, конечно, процесс затягивается. Нецелесообразно продолжать держать такой объем преференций по отношению к американским производителям. Примерно они на российском рынке зарабатывают один миллиард долл. Есть смысл пересмотреть с учетом затягивания переговоров эту квоту. Такой вопрос сейчас, очевидно, перед американскими коллегами будем ставить.
В.Путин: Перераспределить между другими экспортерами?
А.Гордеев: Да, другими странами. В частности, Бразилия активно ставит этот вопрос, обижаясь на то, что действительно у них есть потенциал, и они его сейчас разворачивают, но они не могут войти на конкурентной основе на российский рынок, так как у нас страновые квоты.
Владимир Владимирович, оценивая национальный проект, я бы отметил, что на сегодня 1160 объектов животноводства заявлено, принято к кредитованию при поддержке государством. Это все – современные объекты. У нас допущены все банки по желанию кредитовать и участвовать в этой программе. Два основных банка – это «Россельхозбанк», и «Сбербанк». Примерно 80 процентов кредитных пакетов у этих двух банков, и они активно наращивают сейчас кредитование сельхозсектора.
В личных подворьях то, что касается малых форм аграрного бизнеса, в основном действует «Россельхозбанк». На сегодня по линии «Россельхозбанка» выделено 65 тысяч кредитов. В целом их 80 тысяч. Если сравнить с прошлым годом, у нас было в этой области выдано всего 2,5 тысячи кредитов, а на сегодня их уже за 80 тысяч, то есть рост более чем в 20 раз.
Но реально есть проблема, мы ее сейчас видим, – это уровень работы сельхоззвена муниципальных образований. Честно скажу, видим мало энтузиазма. Есть проблемы даже с бюрократическим затягиванием, а это связано и с оформлением земельных участков, многочисленным согласованием проектно-сметной документации, это координация взаимодействия управления на федеральном, региональном, муниципальном уровне. Конечно, это такой вопрос, который очевидно надо рассматривать где‑то на заседании Госсовета или Президиума, с тем чтобы мы как‑то на муниципальном уровне повысили активность и сделали их энтузиастами этой большой приоритетной национальной программы.
В.Путин: Давайте подумаем, как мы это сделаем организационно. А у меня к Вам вопрос в этой связи по будущему году, по 2007-му. Вы удовлетворены объемами финансирования из Федерального бюджета, которые предусматриваются для отрасли сельского хозяйства на 2007 год?
А.Гордеев: Мы буквально за неделю до заседания Правительства по проекту бюджета 2007 года сумели рассмотреть с Министром финансов все разногласия. Могу доложить, что по животноводству приняты практически все наши предложения. В частности, вошли в национальный проект и получают поддержку оленеводство и табунное коневодство – это было Ваше поручение после посещения Якутска. Мы восстанавливаем поддержку овцеводства (к сожалению, три года не было этой поддержки). Это как раз касается в основном депрессивных регионов, где это и традиционный способ деятельности, и экономика слабо развивается: Дагестан, Читинская область, Калмыкия и целый ряд других регионов.
В.Путин: Новозеландскую баранину будем есть или свою?
А.Гордеев: Будем стараться, как и в птицеводстве, замещать. Кстати, по птицеводству я забыл одну цифру сказать. Четыре года назад у нас было 30 процентов отечественного мяса и 70 процентов – импортного мяса птицы. На сегодня у нас 55 процентов отечественного и 45 процентов импортного мяса в объеме потребления. Думаю, что через три года мы восстановим правильный баланс, который составляет по показателям продовольственной безопасности где‑то 80 процентов своего мяса и 20 процентов – импортного.
В.Путин: Имеете в виду и красное мясо? Там цикл составляет примерно восемь лет.
А.Гордеев: Нет, я сейчас сказал три года по мясу птицы. Впервые произошло, что мы вышли на показатели производства мяса птицы, больше чем в советские годы, что не скажешь по говядине. Мы производим ее сейчас в четыре раза меньше, чем в 1990-е годы (что считается эталоном). Мяса свинины мы производим в два раза меньше. Но по свинине пошел рост, как и в птицеводстве.
Остается одна проблема, Министр финансов ее признал как проблему и сказал, что надо методологически подсчитать все это: это проблема компенсации дополнительных затрат на приобретение дизельного топлива. Мы договорились, что будем в процессе рассмотрения проекта бюджета в Госдуме между первым и вторым чтением ее отдельно рассматривать.