В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы почти год назад обсуждали вопросы развития АПК в Калмыкии. После этих встреч, как правило, принимаются решения, реализация которых позволяет существенным образом повлиять на развитие отрасли.
В повестке нашего совещания – актуальные проблемы развития сельского хозяйства. И абсолютно ясно, что сегодня их решение напрямую связано с переводом отрасли на современные агропромышленные технологии.
Подчеркну: повышение технологического уровня становится стратегическим фактором укрепления конкурентоспособности сельского хозяйства. А для сугубо российских агроклиматических условий – одним из базовых условий стабильности и устойчивости работы АПК.
Не следует также забывать, что именно модернизация технологической базы закладывает материальные основы для повышения комфортабельности сельского быта, для расширения информационных возможностей людей, в целом для роста качества жизни на селе.
В этом убеждает нас и мировая практика. Это подтверждает и отечественный опыт. Опыт, как мы знаем, пока небольшой, может быть, не глобальный, однако позволяющий достаточно объективно оценить выгоды и перспективность технологического переоснащения отрасли. Вот только что мы были с руководителем республики в одном из таких хозяйств. Хочу Вас поздравить с тем, что сделано в хозяйстве за последние годы. Действительно, это сразу дает отдачу. Технологическое, техническое перевооружение сразу дает отдачу.
Достаточно сказать, что использование новой техники позволяет хозяйствам в разы повысить производительность труда и столь же существенно сократить парк тракторов и сельскохозяйственных машин, а расходы топлива снизить в целом по отрасли на 20 процентов. Мы с вами знаем, и наверняка сегодня тоже присутствующие здесь будут говорить об этом, как остро стоит эта проблема.
Как вы понимаете, речь идет о существенной экономии затрат. Ведь в машинно-технологической сфере формируется от 40, а подчас и до 60 процентов издержек на конечную сельхозпродукцию.
Между тем сберегающее земледелие ведется у нас пока на 15 процентах сельхозугодий. И причины хорошо известны. Селу объективно не хватает ресурсов для широкомасштабного технического переоснащения. В отрасли не были задействованы механизмы эффективного рыночного регулирования. Их развитие сдерживала финансовая несостоятельность значительной части хозяйств, а также незавершенность в реформировании земельных отношений.
За последние годы мы подступили к реальному решению целого комплекса сельскохозяйственных проблем. Среди них прежде всего, конечно, финансовое оздоровление сельхозпредприятий, сглаживание колебаний цен на сельхозпродукцию. Упомяну также укрепление правовой базы оборота земли и переход на единый сельхозналог. Что касается финансового оздоровления, то это решение было принято три года назад. Напомню и хочу обратить внимание всех на то, что этот закон действует до сих пор, работает. Полагаю, что окончательный эффект от его реализации нужно будет посчитать и посмотреть. Это касается и снятия всех пеней, штрафов, конечно, тем, кто платит текущие расходы на обслуживание долга. Что касается единого сельхозналога, то, по оценке руководителей отрасли, он тоже сыграл положительную роль, играет неплохую роль. На него сегодня перешли в среднем 55 процентов сельхозпредприятий страны. Да и общая налоговая нагрузка резко сократилась. Это, обращаю внимание, реальная поддержка сельскому хозяйству.
Должен прямо сказать: совокупный эффект от уже реализованных мер дает нам возможность активнее проводить системную модернизацию отрасли. Считаю, что дополнительным рычагом в выполнении этой задачи является нацпроект «Развитие агропромышленного комплекса».
Начнем с того, что сам проектный подход является принципиально новым инструментом господдержки, той ее формой, которая позволяет концентрировать значительные ресурсы на нескольких ключевых направлениях. Обращаю внимание: речь идет не только о финансовых ресурсах. Проектная технология обеспечивает консолидацию административных усилий и полномочий всех уровней власти. И в этом залог ее результативности.
Так, уже предоставлено, по состоянию на 15 июня, кредитных соглашений на строительство и модернизацию животноводческих комплексов на сумму около 100 миллиардов рублей. Идет поставка по лизингу высокопродуктивных племенных животных и современного оборудования.
Фермеры и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, к середине июня получили кредитов на сумму более 11 миллиардов рублей. И уже заключены соглашения по строительству доступного жилья для более чем 16 тысяч молодых специалистов.
Теперь нам важно использовать условия, сформированные нацпроектом, для системной модернизации АПК, для комплексного технического и технологического перевооружения отрасли. И это первое, что предлагаю обсудить в ходе сегодняшнего совещания.
Второе. Мы заинтересованы в инвестициях во все сектора АПК: от племенного животноводства до современной аграрной техники и технологий. Рассчитываю услышать ваши предложения по расширению сферы приложения капитала в отрасли.
Третье. Основным условием для интенсификации экономической жизни села является укрепление рыночной инфраструктуры сельхозпроизводства. Считаю, что многое здесь зависит от региональных и местных властей. У них есть и прекрасное знание вопроса, и необходимые полномочия в сфере землепользования, по распоряжению водными и лесными ресурсами. Есть и финансово-кредитные инструменты помощи хозяйствам, стремящимся к развитию производства.
Вот мы сейчас говорили о хозяйстве, где мы были. В свое время, в середине 90-х годов, наверное, если бы не помощь руководства республики, то вряд ли сегодня было бы то положение, которым гордятся руководители предприятия и те, кто там работает. Скорей всего оно просто прекратило бы существование. И помощь была оказана своевременно, хотя бы в необходимых для того периода времени объемах. Результат мы сегодня видели.
Что касается компетенции Федерации, то, возможно, потребуется принять дополнительное решение для упорядочения и удешевления всего комплекса вопросов, связанных с формированием и оборотом земельных участков, а также для использования механизмов биржевой торговли, сглаживания колебаний цен на сельхозпродукцию и нефтепродукты.
Отдельный перечень вопросов возникает по инфраструктуре аграрного производства. В первую очередь той ее части, которая связана с химизацией и защитой растений и животных, с проведением мелиоративных работ и эксплуатацией гидротехнических сооружений. Все перечисленное находится за рамками отдельного хозяйства, а потому становится общей заботой всех уровней власти.
Вопросов и проблем еще очень много. Я надеюсь, что мы сегодня в той или иной степени затронем и обсудим все эти вопросы и проблемы. Подумаем над тем, что можно сделать дополнительно для того, чтобы сельское хозяйство в стране развивалось эффективно.
А для того, чтобы создать хорошее настроение в начале нашей работы, могу сказать, что Правительство доложило мне о том, что практически исполнило поручение, которое я давал на совещании по национальным проектам 8 июня этого года. Поручение касалось проработки вопросов о возможности увеличения федеральных денежных средств для того, чтобы расширить количество выдаваемых кредитов в рамках национального проекта. Правительство все согласования по этому вопросу преодолело, и в самое ближайшее время это решение будет сформулировано окончательно. Дополнительно будет выделено еще 500 миллионов рублей. Это все, что я хотел сказать вначале.
Слово Министру сельского хозяйства Алексею Гордееву.