В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
По сложившейся традиции на первом в этом году заседании Комиссии по ВТС мы проанализируем итоги проделанной работы и обозначим текущие перспективные задачи в сфере военно-технического сотрудничества.
Сразу отмечу, что в российском военном экспорте взят очередной рубеж. Сводный план на 2005 год перевыполнен на 20 процентов, объемы поставок превысили 6 миллиардов долларов. Это абсолютный рекорд для нас за последнее время. Я вас поздравляю.
Новые показатели стали возможны благодаря слаженным действиям на всех уровнях. Наряду с госпосредником – «Рособоронэкспортом» с высокой отдачей работали и другие субъекты военно-технического сотрудничества. Среди них – корпорация «МиГ», КБ машиностроения, НПО машиностроения и КБ приборостроения.
Несколько слов о новых субъектах военно-технического сотрудничества, которым было предоставлено право на экспорт запчастей. Они не только уверенно освоились на внешнем рынке, но и все более активно занимали свои собственные ниши. Лучших результатов здесь достигли компания «Сухой», московское предприятие «Салют» и Уральский оптико-механический завод. Рассчитываю, что такая позитивная динамика будет сохранена и закреплена.
Несколько расширилась в 2005 году и география поставок. Мы с вами говорили об этом как об одной из самых важных наших задач в этой сфере. Россия экспортировала продукцию военного назначения в 61 страну мира. При этом нашими основными партнерами остаются Китайская Народная Республика и Индия.
Среди заметных успехов прошедшего года следует назвать продвижение военно-морской техники, активизацию сотрудничества с государствами – членами ОДКБ и СНГ, а также со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока.
Один из показательных примеров работы по расширению географии поставок – договоренности, которые были заключены в ходе недавнего визита в Алжир. Они, в частности, предусматривают крупные поставки российской военной техники и вооружений, и работа всех субъектов ВТС, задействованных в их выполнении, должна быть плановой и системной.
В целом же портфель заказов российских оборонных предприятий за год значительно вырос. Это еще не реализованные контракты, это портфель заказов, но все‑таки рост составил 61 процент.
Важные инновации появились в законодательном регулировании системы ВТС. Так, вышедший в сентябре 2005 года указ №1062 уточнил распределение ответственности в управленческой вертикали, устранил избыточные бюрократические механизмы. Надеюсь, что на практике это уже ощущается.
Убежден, что эти меры повысят эффективность военно-технического сотрудничества, а значит, обеспечат более динамичное развитие российского ОПК, дадут новые стимулы для перспективных научных и прикладных исследований в этой крайне важной для государства сфере.
Кратко охарактеризую основные задачи, стоящие сегодня в сфере военно-технического сотрудничества. Как и прежде, одними из наиболее приоритетных являются четкое и своевременное выполнение принятых обязательств и повышение качества послепродажного обслуживания нашей техники. Эти базовые позиции требуют постоянного внимания и самих оборонных предприятий, и соответствующих государственных органов. Важно планомерно развивать такие современные формы сотрудничества, как совместное создание вооружений и военной техники с нашими партнерами, причем подобная кооперация может включать самые разные этапы – от разработки изделия до его серийного производства, а также обеспечения поставок для собственных нужд и третьих стран. Вы хорошо знаете, что если мы для собственных нужд не производим технику, то продавать ее в третьи страны сложно.
И, конечно, нужно активнее задействовать потенциал совместных предприятий в сфере ВТС. Интеграция возможностей партнеров отвечает современным реалиям и должна позволить выходить на новые рубежи создания конкурентоспособной продукции. И, кроме всего прочего, как мы с вами хорошо понимаем, это и повышение доверия между государствами – нашими партнерами.
Я обозначил только часть вопросов, которые мы должны рассмотреть на сегодняшнем заседании. Кроме того, предстоит также обсудить состояние и перспективы военно-технического сотрудничества с отдельными государствами, как мы это делаем обычно на наших встречах подобного рода.