В.Путин: Давайте сначала поговорим о социально-экономических показателях в вашем регионе.
Р.Гениатулин: Есть очень хорошие показатели, которые наконец‑то достигнуты благодаря тому, что в стране проводится такая продуманная политика. И наше участие в этом есть, безусловно. Если, скажем, в 2001 году более 70 процентов нашего населения проживало ниже уровня бедности – да, была такая цифра, – то на первое сентября этого года, что очень приятно, мы перешагнули рубеж в 28 процентов. Очень знаковая вещь, я очень доволен. Хотя работы еще много, безусловно.
Второе, что тоже очень важно, что если в 2001 году мы дотировались на 70 процентов, то за 9 месяцев текущего года собственные доходы – 60 процентов.
Конечно, работы много, задач много. У нас очень непростая промышленность: в основном топливно-энергетический комплекс – практически 40 процентов. Поэтому, как только чуть-чуть поменьше становится добыча, сразу это очень заметно ощущается. Там не перекроешь ни цветными металлами, ни пищевой промышленностью, поэтому, конечно, проблем хватает.
В принципе обстановка стабильная, каких‑то больших проблем нет.
В.Путин: У вас приграничный регион, и Вы наверняка это ощущаете. В связи с этим какие у Вас есть идеи, предложения о том, как нам использовать эти преимущества приграничного региона, а они безусловно есть, для того чтобы они оказывали еще большее влияние на развитие?
Р.Гениатулин: Одна из проблем, которую я хотел бы обсудить с Вами, – это вопросы внешнеэкономической деятельности. С 1996 года я участвую во всех визитах, включая все Ваши визиты. С тех пор товарооборот между Россией и Китаем увеличился с 1,5 миллиарда долларов до 30 миллиардов. Более 60 процентов этого товарооборота осуществляется через нас, через пункт пропуска Забайкальск–Манжурия. Мы его сдали не так давно, в 1998 году, но уже сегодня он в принципе работает на пределе. Те задачи, которые Вами были поставлены во время встречи в Пекине с Вашим коллегой Ху Цзиньтао: 80–100 миллиардов к 2010 году, – сложно будет выполнить, если не провести оперативно реконструкцию этого пункта пропуска.
Хотя работы ведутся. Надо сказать, что Якунин [глава ОАО «Российские железные дороги»] очень интенсивно включился, и сейчас строятся вторые пути, будет осуществляется электрификация. Мы все равно не успеваем за тем товарооборотом, за тем количеством людей, которые пересекают границу. Если в 1999 году границу пересекло 600 тысяч человек, то в 2004 году уже 1,5 миллиона. В этом году мы прогнозируем 1 миллион 850 человек. В следующем году будет 2 миллиона человек. Это очень приличный поток. Есть, к сожалению, проблемы, когда люди остаются ночевать как бы на нейтральной полосе. Конечно, это очень плохо. Мы, конечно, принимаем меры, но необходимо переводить пункт на 24-часовой режим работы, нужны новые технологии. Во‑первых, это современные системы сканирования, рентген-установки. В общем, нужны новые технологии, электронное декларирование. Я хочу Вам как раз более подробно доложить о том, какие на этот счет есть у нас мысли и предложения.
В.Путин: Мы сейчас поговорим об этом более подробно, а я бы хотел вернуться к тому, с чего Вы начали, – к борьбе с бедностью. У вас действительно ощутимый результат. Но я думаю, вместе с тем Вы со мной согласитесь: все‑таки 30 процентов населения региона проживает за чертой бедности – это недопустимый факт. И нам нужно с Вами сделать все, чтобы кардинальным образом изменить ситуацию.
Р.Гениатулин: Согласен с Вами. Это очень много.