В.Путин: Сергей Семенович, знаю, еще в прошлом году у Вас в социальной сфере предприняты некоторые шаги. Расскажите поподробнее.
С.Собянин: Год назад мы с Вами встречались и обсуждали вопросы, связанные с реформированием в сфере здравоохранения, образования, всей бюджетной сферы. У нас был переломный момент: вступление закона в силу – с 1 января были отменены единые тарифные системы, и мы были в поиске принятия решений для того, чтобы новая система оплаты труда была более эффективна. То, что Вы сказали в своем последнем обращении, я Вам должен сказать, это наиболее важные болевые точки, которые чрезвычайно востребованы населением. Мы проводили опросы, связанные со здравоохранением, образованием, коммунальным хозяйством, строительством жилья – это те вопросы, которые находятся в пятерке главных. Они ими всегда были и остаются. Естественно, что мы уделяли этому внимание. И Вами было абсолютно точно сказано, что, например, в том же образовании нужно уходить от оплаты, связанной с формальным признаком ведения классов, классочасов, – и переходить на оплату, связанную с учеником, с качеством его обучения, объемом затрат, которые тратит учитель на обучение.
Мы в точности так и сделали. Год тому назад мы перевели все школы на нормативное финансирование. То есть деньги пошли конкретно за учеников и стали приходить в школу, не исходя из сметы расходов и штата, которые порой необоснованно раздувались. Сейчас ученик стал главным звеном. Так была решена одна половина задачи.
Вторая – это перевод на другую систему оплаты труда уже внутри школы. Мы столкнулись с тем, что при нынешних рыночных отношениях там функционировала старая советская система, которая никак не была ориентирована на качество преподавания, на ученика. Она была ориентирована на то, чтобы создать в школе как можно больше классов, безмерно увеличить нагрузку. В условиях, когда количество учащихся становится все меньше и меньше, учителей и обслуживающего персонала становилось больше, нагрузка становилась больше, а качество не улучшалось. В этой ситуации – внедрив систему, когда учитель стал получать от количества учащихся в классе, – его мотивация стала ориентирована на то, какое он дал качество образования, как он воспитает ребенка в школе, какое здоровье будет у ребенка, потому что это тоже немаловажно. Вот по этим трем показателям строится вся финансовая мотивация труда.
В.Путин: Сколько учителя получают в среднем?
С.Собянин: В среднем на 1 сентября мы вышли на цифру в 7200 рублей и поставили себе задачу на будущий год выровнять ее с уровнем средней зарплаты на промышленных предприятиях. В этом году она составила около девяти с половиной тысяч. В будущем году мы выйдем на эту сумму. При этом уже в этом году мы поставили себе задачу, чтобы в образовании не было ни одного человека, который получал бы ниже прожиточного минимума. Мы эту задачу уже практически решили. Но самое важное, как мне кажется, это то, что проблему надо не просто «закидать» деньгами, а создать систему, когда рубль начнет эффективно работать. В этом году 18 процентов от дополнительного дохода учителя получили уже не за счет бюджета, а за счет оптимизации внутреннего расписания, уменьшения ненужных затрат. Мне кажется, что это особенно важно. Говорят, что мы, мол, увеличим финансирование бюджетной сферы и это вызовет рост инфляции. На самом деле, если выстроить более эффективную систему, чтобы рубль, который мы вкладываем в образование, здравоохранение, дал больший эффект, у нас произойдет обратная ситуация, когда будет расти не инфляция, а количество услуг.
Такая же система построена и в здравоохранении. Там тоже деньги приходят за пациентом: больница живет не на смете, а в зависимости от услуг, причем не по формальному признаку, а за вылеченного больного. Мы долго работали над этой системой: где‑то около трех лет создавали внутрибольничные стандарты, выстраивали систему оплаты. Должен сказать, что сегодня каждый пациент выбирает ту поликлинику или ту больницу, которая ему нравится. Он уже не раб этой системы. Более того, без подписи счета пациентом страховая компания не принимает оплату, то есть без визы пациента и оценки им качества ничего не происходит.
В здравоохранении, как Вы сказали, так и нужно делать, чтобы главным был пациент, а не те, кто его обслуживают; то же самое в образовании и жилищной сфере. Единственно правильный принцип для всей бюджетной сферы – чтобы главными были не чиновники, не учитель, не врач (хотя они, конечно, должны в этот системе говорить свое слово), а все‑таки пациент, ученик, то есть те, ради которых эта система работает.
И должен сказать, что все изменения привели к тому, что и пациенты, и родители, и ученики почувствовали и сказали, что это хорошо; и учителя и врачи тоже почувствовали это за счет того, что стали больше получать, у них появилось больше финансовой самостоятельности, стало больше свободы. Например, в этом году все учителя перешли на односменную пятидневную учебную неделю, снизилась нагрузка на учителей и детей, возросла заработная плата. Думаю, от такой реформы все только выиграли.
В.Путин: Давайте обсудим все это поподробнее.