В.Путин: Хочу прежде всего поздравить Вас и всех, кто работал над урожаем этого года, с хорошим результатом.
А.Ткачев: Спасибо.
В.Путин: На многих территориях сбор урожая зерновых уже закончился, в некоторых еще продолжается. И, как в таких случаях говорят, виды очень хорошие, а у Вас, насколько я знаю, результат даже выше, чем в прошлом году.
А.Ткачев: Во‑первых, спасибо за поздравление. Конечно, мы очень рады. Для того чтобы такой урожай собрать, было потрачено очень много сил: и человеческих, и производственных. И, пользуясь случаем, хочу сказать, что та поддержка, которая существует сегодня на уровне Правительства, Минсельхоза – это и лизинг, и снижение процентных ставок, и субсидирование кредитов, длинных кредитов непосредственно для сельхозпроизводства, – много значит. Это все имеет место и, конечно, способствует и культуре земледелия, и получению наивысших урожаев.
Но я хотел бы поделиться и передать тревогу крестьян Кубани, и думаю, что всех крестьян России, о том, что хлеб‑то есть, а цены на зерно, к сожалению, в этом году очень плачевные, очень маленькие.
В.Путин: В связи с хорошим урожаем.
А.Ткачев: Как всегда у нас. Когда хлеба мало, то… Поэтому, Владимир Владимирович, я попросил бы Вас еще раз вернуться к тому поручению, которое Вы давали на Президиуме Госсовета об интервенционных закупках, которые должны значительно поднять или стимулировать рост цен до определенных параметров.
Во‑первых, хотелось, чтобы эти интервенционные закупки были не в сентябре-октябре, а в начале года, может быть, в мае-июне. Тем самым не только крестьяне, но и посредники, и коммерсанты, которые закупают хлеб, и мельзаводы уже заранее могли рассчитать, по каким ценам они будут закупать зерно непосредственно у сельхозтоваропроизводителей.
И, конечно, цена, как я уже говорил, должна быть разумная, чтобы мы могли свою сельхозпродукцию производить так, чтобы оставалась и прибыль, чтобы производство было рентабельным. Конечно, в этом нуждается и сельское хозяйство края.
В.Путин: Александр Николаевич, вчера на совещании с Председателем Правительства, с членами кабинета и сегодня утром с Председателем Правительства мы говорили на эту тему. Сегодня, до конца дня, будет подписан правительственный документ по государственным закупкам зерна. Так что можете успокоить тех, кто работает на селе. Правительство начнет эту работу незамедлительно – прямо сейчас.
А.Ткачев: Спасибо. На самом деле это очень важно. Это очень важно, и крестьяне ждут этих решений.
В.Путин: Так же, как и финансовая помощь. И не только тем, кто на селе работает, но и в животноводстве. В ближайшее время тоже обсудим и примем соответствующее решение. Если помните встречу здесь, на юге, с производителями сельхозпродукции, с руководителями крупных сельскохозяйственных предприятий, – тогда они ставили вопрос о необходимости выработки мер по поддержке животноводства. Правительство в принципе их уже подготовило. В ближайшее время мы их озвучим.
А.Ткачев: Это правильно. Во всем мире, чтобы не зависеть от конъюнктуры мировых цен на зерно, надо выращивать зерно и «пропускать» его через животноводство, и на выходе торговать не зерном, а мясом. Поэтому и рынок, и сама экономика любого фермерского хозяйства и большого акционерного будет более устойчивая. Как это в общем‑то делается во всех развитых и цивилизованных странах мира. Эта тенденция сегодня есть. К сожалению, в начале реформ очень много вырезали скота. Сейчас пытаемся восстанавливать, но, к сожалению, Вы понимаете, корову нужно растить два-три года, и на это требуется время, но желание и экономические стимулы существуют.
В.Путин: Там цикл, говорят, составляет около восьми лет. И длинные деньги.
А.Ткачев: Кстати, в Россельхозбанке появились такие кредиты – именно животноводческие, пять–семь лет. Это уже что‑то.
В.Путин: И банкам немножко поможем, поддержим. И некоторым другим структурам, которые в этой сфере работают.
А.Ткачев: Пользуясь случаем, хотел поблагодарить Вас за тоннель, потому что он имеет серьезное значение прежде всего для жителей, краснополянцев, которые не имели доступа к «большой земле» – к Сочи, к Адлеру, потому что дорога была небезопасная.
Конечно, для наших туристов, для жителей города Сочи, жителей края доступ к курортам, которые принадлежат не только нам, жителям края, но и всей стране, был осложнен.
В.Путин: Застройка в этих местах должна производиться очень аккуратно. Она должна быть цивилизованной. Все‑таки там очень много объектов природы, которые требуют особой защиты и особого внимания.
А.Ткачев: Мы следим за этими вещами, понимаем, что испоганить можно быстро. И желающих таких очень много.
В.Путин: Первый раз там ехал по дороге.
А.Ткачев: Красиво?
В.Путин: Шикарно. Великолепно. Давно такого не видел, очень красиво.
А.Ткачев: Очень рад, что Вам понравилось, и надеюсь, что Вы теперь будет чаще бывать. Что касается тоннеля, я хотел бы и Вашей поддержки. Курортная прибрежная полоса края занимает более тысячи километров. И дороги вдоль побережья, и доступ непосредственно к курортам: Анапе, Геленжику, Сочи, Туапсе – достаточно проблематичный. Дороги тоже в ужасном состоянии, длинные пробки. Особенно когда начинается и заканчивается сезон. Я понимаю, на это потребуются огромные средства, чтобы делать тоннели, эстакады, мосты, но я думаю, что у нас нет другого выхода: ни у края, ни у государства. Мы обязаны дороги довести до евроуровня для того, чтобы жителям страны было комфортно добираться до курортных городов. Тем более что каждый год мы имеем плюс пятнадцать процентов отдыхающих. То есть люди едут, и есть отток от Турции, от Египта. Мы же отслеживаем ситуацию.
В.Путин: В этом году все заполнено?
А.Ткачев: Абсолютно. Все, что можно и нельзя. Тщательно работаем, стараемся пляжи содержать в чистоте и порядке, чтобы были на уровне и обслуживание, и сервис, и общественное питание. Есть проблемы. Есть еще нерадивые предприниматели, собственники, которые захватили кусок и пытаются максимально из него выжать, ничего не вложив. Но избавляемся. Применяем закон, власть для того, чтобы привлечь не только своих, но в том числе любых предпринимателей российского происхождения, которые могли бы прийти сюда, построить, вложив деньги. Естественно, получить отдачу, но и создать хорошие, комфортные условия для пребывания, для оздоровления.
В.Путин: Александр Николаевич, Вы человек современный и прекрасно понимаете требования сегодняшнего дня: цены должны быть приемлемыми, а качество сервиса высокое. И до тех пор, пока предприятия, которые работают на юге страны, не будут обеспечивать такой режим своего функционирования, значительная часть денег наших граждан будет уходить, к сожалению, в другие страны. Здесь другого пути нет. Заставить никого нельзя. Нужно только предоставить качественные и приемлемые по ценам услуги.
А.Ткачев: Владимир Владимирович, мы это понимаем и ставим перед собой задачу-максимум – сделать так, чтобы наши курорты были привлекательны и могли конкурировать и на международном рынке туризма.
В.Путин: Что касается инфраструктуры, то Вы правы. Знаю, что Вы с Министерством транспорта в контакте.
А.Ткачев: Мы очень плотно работаем с Левитиным.
В.Путин: Дорога Москва–Дон в работе, объездная дорога вокруг Сочи с тоннелем тоже. Я с Вами согласен, конечно, от Сочи до Туапсе очень сложный участок.
А.Ткачев: Вчера возвращался из Сочи четыре часа. Даже для меня, для здорового человека, это было тяжело.
В.Путин: Здесь большой поток машин. Со всей страны едут.
А.Ткачев: Даже ночью. Кроме того, в обход Сочи, в обход Новороссийска тоже очень сложный транспортный узел. И практически все грузовые машины идут через город, через центр. Это недопустимо. Дорога в обход Туапсе запланирована, есть проект, но нужна Ваша помощь.
В.Путин: У РАО «РЖД» есть тоже соответствующие планы. Вы с ними тоже держите контакт.
А.Ткачев: Это частичный перенос дороги с побережья. Тогда сможем использовать эти участки земли для строительства новых санаториев, гостиниц. Я понимаю, что на это потребуются огромные средства, но еще раз подчеркиваю, что это принадлежит не краю, а нашей стране. Это самая южная точка, и люди привыкли сюда приезжать годами.
В.Путин: Как Вы к первому сентября готовитесь?
А.Ткачев: Завтра провожу встречу с учителями, так называемая учительская конференция. Там будут докладывать и заместители, и специалисты о готовности школ. Естественно, послушаем, какие есть проблемы. Но должен сказать, что в целом все неплохо. Мы готовы к зимнему сезону. Произойдет повышение зарплаты на одиннадцать процентов. Мы сейчас смотрим свои возможности, и думаю, что с Нового года мы еще увеличим зарплату нашу бюджетникам: учителям и врачам. В целом настроение неплохое, рабочее. Так что, если позволите, завтра передам от Вас учительству Кубани приветствие. Тем более что они помнят ту встречу, когда Вы в прошлом году были на Дне учителя в Краснодаре. Посещали этот праздник.
В.Путин: Мне говорили, что у Вас в конце сентября будет экономическая конференция.
А.Ткачев: Экономический форум в Сочи. Он уже стал традиционным. На него приедет много бизнесменов, послов, инвесторов.
В.Путин: Цель‑то какая основная?
А.Ткачев: Хотим показать край. Кроме Санкт-Петербурга и Москвы зарубежные представители совершенно не знают регионов. Поэтому задача – привлечь, рассказать о Краснодаре, о крае, о Кубани, о Сочи, о юге России. И тем самым привлечь инвесторов и деньги, на которые будем строить объекты: и социальные, и производственные.
В.Путин: Как у Вас тракторное предприятие?
А.Ткачев: CLAAS – комбайновый завод. Я помню ту встречу в Ганновере. И канцлер Шрёдер, и Вы подходили.
В.Путин: Там были некоторые проблемы.
А.Ткачев: Знаете, мы их практически решили. Завод работает. В этом году мы выпустили около пятисот комбайнов. Практически все реализовали. На следующий год мощности завода удвоятся. Потому что есть лизинговая схема. Мы продаем через Росагролизинг, то есть через российскую компанию по долгосрочной схеме, которая, кстати, неплохо себя зарекомендовала не только при поставках комбайнов, но и другой сельхозтехники. Поэтому я очень рад и счастлив, что такое предприятие создано на территории края там, где реально производится сельхозпродукция. Потому что производили продукцию мы здесь, а в крупных промышленных центрах размещались заводы по производству сельхозмашин. Не всегда это было удобно. Тем более техника мирового уровня. Работает замечательно, без потерь. И это только огромный плюс. Я помню начало, когда Вы поддержали эту инициативу.
В.Путин: Сколько там работающих?
А.Ткачев: Двести человек. Небольшое производство. Нам надо учиться.
В.Путин: Дороговатые машины.
А.Ткачев: Они в основном для сильных хозяйств. Но с использованием лизинговых схем, я думаю, что и средние по уровню хозяйства будут в состоянии брать эту технику. Для слабого и российский трактор дорогой. Думаю, что лет через пять у нас каждое второе хозяйство будет иметь технику. И не только в крае, но и в Ростове, Ставрополе, в других регионах, там, где неплохое сельхозпроизводство, неплохие урожаи.