А.Дзасохов: Уважаемый Владимир Владимирович!
Несколько месяцев назад я советовался с Вами относительно моего намерения завершить свою работу в качестве руководителя республики. Как Вы хорошо помните, прошло почти восемь лет, и я сегодня подтверждаю, что решение тогда было мной правильно принято.
Я старался использовать все возможности, опираясь на Вашу поддержку, чтобы внести какой‑то скромный вклад в сохранение мира на Кавказе. Многое сделано, и, конечно, какие‑то важные социально-экономические вопросы должны были быть каждый день в поле зрения.
Естественно, на территории такой республики секреты удержать сложно, поэтому я в своем окружении уже обсуждал эти вопросы. Моя мечта, чтобы все оставшиеся этапы, которые надо пройти по федеральному закону, подтвердили, что мы соблюдаем политическую культуру, что гражданское общество и правительственные организации, с одной стороны, и органы государственной власти – с другой, понимают причины, по которым я принял такое решение. Это связано, может быть, главным образом с тем, чтобы открыть дорогу для более молодого, но уже зрелого поколения. Мне уже много лет, и я это делаю сознательно, а не по хронологии, по расписанию.
Очень важно, конечно, что все, кто сейчас высказывает свои суждения, не укладываются, конечно, в одни рамки, но в основном все сходятся на том, что действительно надо, чтобы была смена поколений. Естественно, если я завершу работу, мои чувства и сердце будут там. Поскольку я давно уже в политике буду стараться – там, где это нужно будет, – вносить свой вклад и словом, и публикациями, и всем остальным.
Вас я хочу очень искренне поблагодарить. Были такие крутые, сложные повороты были, сложные. Они все в памяти, и, может быть, когда‑нибудь о них надо будет написать. Я Вам очень признателен за поддержку, за доброе слово и конечно, за действия, которые Вы предпринимали, для того чтобы помочь.
В.Путин: Александр Сергеевич, я помню наш разговор несколько месяцев назад по поводу Вашего решения. И Вы наверняка помните мой ответ, что это решение, если оно созрело окончательно, должно быть Вашим. Я Вас ни к чему не подталкиваю. Я даже не выходил с этой инициативой. Это была Ваша инициатива.
А.Дзасохов: Я помню.
В.Путин: Если Ваше решение окончательное, то мы чуть позже обсудим детали, которые связаны с этим процессом. Мне небезразлично будет и Ваше мнение по поводу будущего руководства республики.
Но сейчас я хотел бы вспомнить, что Вы пришли к руководству республики в сложное для страны время, в очень сложное время для региона и драматическое время для республики, именно драматическое, потому что еще из памяти не изгладился конфликт, который унес немало жизней тогда и был большой тревогой для всей страны. Вы пришли как раз в то время, когда еще раны не затянулись и взаимные обиды между соседями не были забыты. И сейчас еще, конечно, много проблем.
Вместе с тем абсолютно уверен, что, если бы не Ваш опыт и не Ваше последовательное и в высшей степени востребованное служение своему народу, думается, и проблем могло быть больше, и их разрешение было бы сопряжено с еще большими трудностями, чем те, с которыми он столкнулся.
Хочу Вам вернуть эту шайбу благодарности.
Хочу Вас поблагодарить в свою очередь за ту работу, которая была проделана Вами за все эти годы. Я все помню, все вот эти драматические ситуации, не только последние – самые тяжелые, но и более раннего характера. Я все помню, как было тяжело и всему народу Республики Северная Осетия – Алания, и как было тяжело Вам, как ее руководителю, человеку, на котором всегда основное бремя ответственности за все: за то, что лежит на Ваших плечах по закону, и даже за то, что формально не входит в круг Ваших прямых обязанностей.
Ответственность очень большая, я это прекрасно понимаю. Знаю, как тяжело для Вас было переживать трагические минуты, связанные с жизнью республики. Я это видел сам, хорошо это помню.
Что касается возраста, то да, действительно, наверное, всегда наступает такой момент, когда нужно принимать какие‑то решения, подобные тому, которое Вы сейчас принимаете. Но мне представляется, что Ваши знания и опыт вполне могут быть востребованы еще в практической работе. Поэтому мы обсудим сейчас и этот вопрос, если Вы не возражаете, если Вы не против.