А.Гордеев: Владимир Владимирович, самая горячая пора у нас начинается на юге. Вовсю идет весенне-полевая компания. Я доложу об обстановке.
Мой отчет был заслушан министрами в Государственной Думе, на заседании Совета Федерации. Правительство Российской Федерации также рассмотрело этот вопрос, и был принят ряд решений, в частности дополнительно выделять до трех миллиардов рублей бюджетной ссуды для экономически слабых хозяйств, которые самостоятельно не могут взять кредиты и провести весенний сев. Мы создали межведомственный штаб, он работает в ежедневном режиме; проводим совещания в округах; недавно провели крупное совещание в Ростове-на-Дону. В общем, нами был дан такой, скажем так, главный аспект, организационно-мобилизующий импульс по всем уровням власти.
Уже шестой год я встречаю весну как Министр и могу, конечно, отметить, что эта весна по ряду аспектов необычная, и мы как отрасль испытываем серьезное напряжение. Я назову буквально два фактора. Первый фактор – это задержка прихода весны. В частности, на Кубани это задержка более чем на две недели. В Центральном округе – примерно на семь-десять дней, то же самое в Приволжском федеральном округе. И, конечно, сейчас стоит задача – все‑таки в оптимальные сроки, как можно быстрее, отсеяться.
Второй вопрос – цены на горюче-смазочные материалы. Предстоит очень большой объем сева, более 50 миллионов гектаров, и мы стараемся не сокращать, а наоборот, сделать прибавку где‑то в объеме пяти процентов по отношению к прошлому году посевных площадей. Основная проблема, я бы ее даже назвал морально-психологической, – цены на горюче-смазочные материалы. Этот вопрос мною был поднят на заседании Правительства как серьезный аспект, сигналы идут из регионов. Конечно, подорожание дизтоплива в прошлом году на 60 процентов очень сильно сейчас напрягает сельхозпроизводителей. Государственная Дума, в частности «Единая Россия», тоже взяла под контроль решение этого вопроса и приглашает 13 апреля на свое заседание ряд министров включая и меня, чтобы мы сделали доклад о том, какие конкретные меры Правительство будет принимать, чтобы в сезонный пик работ цены на горюче-смазочные материалы были стабильными. И как тактическая задача это, наверное, одна из главных проблем.
Хотел отдельно доложить по работе рыбохозяйственного комплекса. За первый квартал рост составил 31 процент, то есть это большой рост по сравнению с тем же периодом прошлого года. Связано это в основном с тем, что мы сумели преодолеть различного рода бюрократические препоны. Заблаговременно были и доведены квоты, и утверждены допустимые уловы. И рыбаки, как это положено, в январе вышли в море и могли спокойно добывать рыбу. Надеемся, что в целом рыбохозяйственный комплекс в текущем году даст существенную прибавку не только по объему производства, но и по товарной продукции непосредственно на потребительском рынке.
В.Путин: Когда мы восстановим переработку на своем берегу?
А.Гордеев: Это одна из основных задач. Я, в частности, встречался буквально вчера с исполняющим обязанности губернатора Корякского автономного округа. И мы подробно изучали эту ситуацию: как сделать так, чтобы в тех исторически сложившихся рыболовецких поселках находились не только суда, для того чтобы добывать, и вылавливать рыбу и увозить ее куда‑то далеко, и плюс еще часто не заходя на российский берег, но именно построить такие перерабатывающие заводы, чтобы добавленная стоимость была – и возможность качественную рыбу поставлять на российский рынок. И я думаю, мы эту задачу в текущем году с точки зрения мотивации и заинтересованности решим.
У нас в декабре прошлого года был принят закон, Вы его подписали. Вообще впервые в истории появилась законодательная база в этой сфере деятельности. В текущем году мы должны принять 17 нормативных актов Правительства в развитие этого закона. Часть нормативных актов уже принята. По лососевой путине в апреле, я надеюсь, мы примем все документы тоже заблаговременно по сравнению с прошлым годом. И там в том числе предусматривается меры стимулирования, чтобы рыбаки были заинтересованы перерабатывать эту продукцию у себя, именно в российских регионах.
В.Путин: Есть малые населенные пункты, которые живут исключительно за счет деятельности на море. То есть это стопроцентно рыболовецкие хозяйства. Как у вас сейчас строятся взаимоотношения с регионами в связи с выдачей этих лицензий?
А.Гордеев: Надо сказать, что мы довольно четкую линию провели, с одной стороны, по полномочиям: вся прибрежная рыбная ловля управляется сегодня полностью субъектами Российской Федерации, является их компетенцией. Но в то же время мы, говоря об исключительной экономической зоне с субъектами Российской Федерации, тоже координируем эту работу. И с учетом того, что закрепление квот на долгосрочный период состоялось, теперь – грубо скажу – чиновники каждый год не делят эти квоты по пользователям, они имеют исторический принцип закрепления. У нас буквально в этом месяце должен быть принят порядок оборота долей в квотах, то есть будет происходить, говоря современным языком, капитализация профессиональных компаний. Компании будут заинтересованы не только развивать этот бизнес и обновлять флот – самое главное, они становятся еще и главными участниками рыбнадзора, поскольку это уже их ресурс на долгосрочной основе. И я считаю, мы на сегодня с губернаторами выстроили консолидированную работу. И в рамках правительственной комиссии, которая у нас действует, куда входит часть губернаторов и вице-губернаторов, ежемесячно корректируем политику.
В.Путин: Давайте все‑таки вернемся к посевной. Вы говорили об озабоченностях, связанных с топливом. Этим нужно, безусловно, заниматься. Как сейчас решаются вопросы финансирования, кредитования, в каком состоянии техника, и что делается Вами для того, чтобы эти проблемы решать?
А.Гордеев: У нас основной финансовый ресурс, который поддерживается со стороны федерального правительства – это субсидирование процентных ставок кредитов, которые сельхозпроизводители могут брать в любых банках Российской Федерации.
В.Путин: Это мы четвертый год делаем.
А.Гордеев: Сумма такой поддержки составляет около 5,5 миллиарда рублей, что на 20 процентов больше, чем в прошлом году. И система эта стала действовать не только в пределах сезонных однолетних кредитов: мы уже ввели долгосрочные кредиты до пяти лет, связанные как раз с техническим перевооружением. Хотя, я признаюсь, есть проблемы с хозяйствами, где слабое финансово-экономическое состояние – и таких у нас, к сожалению, от 60 до 65 процентов. Конечно, они кредитами в банках воспользоваться не могут. В этом отношении мы ставим задачу помочь бюджетными ссудами, с тем чтобы они могли провести весенне-полевые работы. Под полученные урожаи уже легче будет кредитоваться, использовать и компании, которые продают зерно. И уборка всегда проходит, когда есть урожай, в более щадящих финансово-экономических условиях, чем весенне-полевые работы.
Кроме того, хотел бы обратить внимание: в соответствии с решением, принятым осенью прошлого года, о дополнительном выделении средств на лизинг техники, было выделено пять миллиардов рублей, только в декабре они были оформлены и, естественно, попадают в бюджет текущего года. Плюс на возвратной основе мы получаем платежи – два миллиарда рублей. То есть у нас будет семь миллиардов рублей, чтобы мы поддержали покупку сельским хозяйством техники.
Сумма эта, с одной стороны, вроде бы большая, но мы, конечно, будем выходить с предложением в Правительство и Государственную Думу с тем, чтобы посмотреть еще и по текущему году возможности поддержки поставки техники. Так как, руководствуясь заседанием президиума Госсовета в Саратове, у нас вопрос модернизации в сельском хозяйстве для получения конкурентоспособного производства – это вопрос номер один и, конечно, как сделать так, чтобы инвестиции, прежде всего частные, пришли туда и почувствовали, что есть поддержка государства.
В.Путин: Как, по Вашему мнению, идет реализация программы социального обустройства села? И прежде всего меня интересует и беспокоит медицинское обслуживание и образование.
А.Гордеев: Федеральная целевая программа «Социальное развитие села», по сути, действует второй год. За прошлый год мы подвели итоги. Даже, могу сказать, идут письма от граждан, которые сумели на основе этой программы построить себе по льготным системам жилье. Они благодарят, что есть такая программа, просят увеличивать масштабы. Программа актуальная и поддерживается регионами. У нас идет там софинансирование. В решении всех этих задач задействованы три уровня власти. Это и вопросы жилья, и строительства дорог, газификации, водоснабжения. Вопросы здравоохранения, развития культуры сегодня не находятся в сфере деятельности непосредственно Минсельхоза, но мы тем не менее стараемся координировать эту политику. В прошлом году появилась новая функция, она записана в Положении о Министерстве сельского хозяйства, – я бы обратил внимание на то, что это вообще‑то историческое решение с точки зрения полномочий и политики Правительства. Эта функция называется «устойчивое развитие сельских территорий». Мы уже выходим за пределы решения просто социальных задач, которые, естественно, являются главными. Вопрос ставится гораздо шире – рассмотреть в целом сельское развитие, чтобы обеспечить там, простыми словами, достойную жизнь. И речь идет не только о сельскохозяйственном производстве, но и о развитии разного вида деятельности, которая обеспечила бы и занятость людей, и доходы в сельских территориях, и возможность поддержки инфраструктуры, и заинтересованность учителей, врачей, работников культуры жить и работать там. Это, конечно, задача, имеющая геополитическое значение.
В.Путин: Геополитическое – ладно. Нам нужно думать о конкретных людях, которые там живут. Глобальные планы – это, конечно, хорошо, но что происходит в конкретной деревне – важнее. Только на основе конкретных результативных действий можно решить глобальные задачи. Вопросы образования и медицинского обслуживания являются на селе важнейшими. Это нужно вместе с соответствующими ведомствами Вам постоянно держать в поле зрения. И еще вопрос, который мы с Вами обсуждали на нашей прошлой встрече: Вы знаете, что в предыдущие месяцы резко росли цены на мясо, особенно на свинину и говядину. Что сейчас происходит, и как Вы собираетесь влиять на этот процесс? Собственно говоря, мы с Вами понимаем причины, по которым мы столкнулись с этой проблемой. Они связаны, в том числе, и с желанием и с Вашей настойчивой просьбой поддержать отечественных производителей, связаны с квотированием. Вы уверяли Правительство в том, что никакого резкого роста цен на мясо не будет. Тем не менее это произошло…
А.Гордеев: Владимир Владимирович, во‑первых, хотел бы сказать, что не согласен с выводами, что продовольствие и даже мясная группа якобы выбивается из общего роста потребительских цен и является как бы источником повышения инфляции. Мы этот вопрос довольно подробно изучали в Правительстве. Я Вам назову цифры: повышение цен на потребительском рынке в целом за прошлый год составило 11,7 процента, по продовольственной группе – это 12,3 процента, то есть на 0,5 процентных пункта. Но дизтопливо подорожало на 60 процентов – оно же в себестоимости у нас находится. Вообще за эти 12 лет реформ по сравнению со средними ценами в экономике цены на сельхозпродукцию сократились в три с лишним раза, а скажем, энергоресурсы по отношению к средним ценам возросли также в три с лишним раза. То есть разрыв в девять раз, это так называемый диспаритет по отношению к основным ресурсам, которые закладываются в издержки.
Но, если говорить о мясной группе, надо констатировать, что у нас прямая зависимость от западных производителей, хотя мы вырвались из опасной тенденции по мясу птицы. И если три года назад импорта у нас было 60 процентов, 40 – отечественного, то в этом году у нас картина ровно обратная. 60 процентов у нас отечественного, 40 – импортного. При этом значительно увеличилось потребление охлажденной качественной продукции. В отношении свинины мы видим, что в прошлом году в Евросоюзе (он основной поставщик) цена на свинину возросла на 40 процентов. Это, естественно, почти адекватно отразилось у нас – возросло на 19 процентов. Естественно, надо в этих условиях обеспечить рост своего производства. И в этом году мы уже согласовали несколько частных проектов, каждый стоимостью свыше ста миллионов долларов: в Белгородской области, в Вологде, в Краснодарском крае. И, я надеюсь, мы по мясу свинины дадим в текущем году рост в десять процентов и постараемся удовлетворить спрос. Сегодня предложение отстает от спроса, за счет этого растут цены.
По говядине, конечно, нужны более масштабные государственные решения. Квоты не мотивируют приход туда инвесторов. Цикл окупаемости – пять-семь лет. И Минсельхоз вносит в Правительство предложение по льготному налогообложению для тех, кто как частный инвестор будет вкладывать деньги в крупные современные комплексы по откорму крупного рогатого скота. Надо, конечно, бизнесу создать условия.