В.Путин: Среди имеющихся тем – подготовка к севу и другие вопросы. Пожалуйста, слушаю Вас.
А.Ткачев: Действительно, на улице вовсю март месяц, наступает апрель, и весенне-полевые работы полным ходом идут на Кубани. Здесь все, естественно, раньше, чем в среднем по России, поскольку юг, теплее.
В.Путин: Я бы не сказал: в Красноярске сегодня плюс двенадцать, а здесь был дождь, плюс семь.
А.Ткачев: Это бывает за редким исключением. Почему‑то, Владимир Владимирович, все время, как Вы сюда приезжаете, здесь всегда идут дожди. Конечно, очень хотелось бы, чтобы светило солнце, но я думаю, что завтра-послезавтра погода изменится к лучшему. По крайней мере, мы этого очень хотим.
Озимых – полтора миллиона гектар, и выглядят неплохо. Сейчас повсюду идут работы, весеннее удобрение, и можно с большой долей вероятности сказать, что Кубань будет с хлебом. В прошлом году мы получили восемь миллионов, и думаю, что в этом году цифра будет примерно такая же. То есть результат будет хороший. Должен сказать, что за прошлый и позапрошлый годы объем валового зерна даже превышает лучшие годы конца девяностых, то есть, когда еще была советская власть, когда еще была государственная поддержка напрямую, фонды были и так далее. Я имею в виду, что уже в рыночных условиях коллективные хозяйства, фермерские, крестьянские хозяйства научились работать, и есть положительный результат. Могу сказать, что в животноводстве, особенно в дойном стаде, есть определенные сдвиги. Здесь существует масса объективных причин, но сейчас мы делаем упор на поддержку личных подсобных хозяйств, на поддержку фермерского движения, потому что частник должен накормить прежде всего себя, а в целом, значит, и всю страну. Так что мы оптимистически смотрим на ход весенне-полевых работ, и думаю, что все‑таки с поставленной задачей накормить страну, получить побольше хлеба мы справимся.
Но есть проблема. Как всегда почему‑то в пик полевых работ, когда мы много тратим и большой спрос на горюче-смазочные материалы, всегда идет рост цен. Убедительная просьба дать поручение Правительству, чтобы нашли способы через антимонопольный комитет и другие ведомства все‑таки цены сдерживать, так как здесь идет попытка, подняв цену, заработать на крестьянах. А это, естественно, отражается и на убытках, и на качестве хлеба, и на цене, и так далее. Так что просьба поступить так, как Вы это делали всегда. Такая же ситуация наблюдается и когда мы убираем хлеб. Не хотелось бы.
В.Путин: Хорошо. Второй вопрос. На юге сейчас приближается курортный сезон. Мы в прошлом году обсуждали все эти проблемы. Как Вы оцениваете подготовку?
А.Ткачев: Во‑первых, такие курортные города, как Сочи, Анапа, Геленджик, а также Туапсинский район очень интенсивно развиваются. Должен сказать, что каждый год мы видим прирост отдыхающих 20 – 25 процентов. То есть люди уже уходят потихонечку из Турции, из Кипра. А за счет чего это сделано? Цена, качество, услуги – далеко не везде. Пока мы стараемся. Сегодня приходят новые инвесторы, с ними новый менеджмент. Я должен сказать, что уже и на Сочи, Геленджик многие даже смотрят с опаской потому, что мы переманиваем клиентуру в общем‑то свою, российскую. Я думаю, что последний Госсовет и последние решения во многом способствуют развитию курортного бизнеса здесь, в Краснодарском крае. То, о чем мы говорили на последней встрече: льготные путевки для наших пенсионеров, для наших ветеранов в зимний период, который для нас всегда был тяжелый (мы всегда имели загрузку 50–60 процентов, не более), – нам здорово помогло. Сегодня 50 тысяч отдыхающих размещаются в санаториях Краснодарского края, тем самым мы имеем возможность получать доходы. Хоть они и небольшие, но тем не менее мы можем не отпускать людей в зимний период, формировать бюджеты городов. Это хорошее подспорье. Спасибо за эту поддержку.
В.Путин: Все нормально здесь идет?
А.Ткачев: Фактически имеем плюс 20 процентов по сравнению с прошлым годом только за счет тех санаториев, которые выиграли тендер. Их более девяноста, которые действительно предоставили качество, услуги и так далее.
В.Путин: Как вообще идет реализация 122-го закона?
А.Ткачев: Знаете, первое время, наверное, и средства массовой информации, и мы достаточно слабо рассказывали, объясняли людям. И были определенные волнения, от непонимания больше всего. Сегодня, надо сказать, ситуация стабилизировалась, медикаменты есть, проезд бесплатный. Особенно Ваше последнее решение по подъему зарплаты ветеранам, инвалидам, безусловно, позитивно отразилось на ситуации по подготовке ко Дню Победы. И вообще изменилось отношение власти к ветеранам, к тем, кто безусловно заслужил это уважение. Так что должен сказать, что ситуация стабильная, и все прекрасно понимают, что закон был нужен, он был необходим, наверное, еще вчера. Мы на местах сделали все возможное, чтобы закон был принят нормально.
В.Путин: То есть Вы считаете, что практика реализации закона выравнивается?
А.Ткачев: Да, выравнивается. Есть понимание закона, но более того, люди уже понимают преимущества – что стало возможным купить лекарства, больше ассортимент, плюс эта добавка дает возможность использовать деньги по назначению. Не обязательно быть привязанным к каким‑то льготам, каким‑то предметам, особенно на селе, где люди вообще не пользовались транспортом, многими другими льготами. Они в общем‑то только числились и записывались.
В.Путин: Я со многими вещами, о которых Вы сейчас сказали, согласен. Но вместе с тем у меня другое мнение. Я считаю, что практика применения этого закона еще далека от совершенства. Только вчера посмотрел информационную программу сочинского телевидения, и с удивлением услышал, что работающие пенсионеры лишены возможности приобрести так называемые социальные проездные документы. Ссылка идет на решение городского Совета депутатов. Но мы с Вами прекрасно понимаем, что без соответствующей подачи администрации такие решения не принимаются. Вот там женщина стоит и возмущается по поводу того, что ее не предупредили о том, что работающие пенсионеры лишены такого права. Она потеряла время. Возмущаться нужно по другому поводу. По поводу того, что работающие пенсионеры вообще лишены права приобретения социальных проездных документов. Это абсолютно не соответствует логике тех действий, которые предпринимаются сейчас в стране по этим вопросам. Мы и пенсии подняли на 240 рублей, льготные выплаты обозначили и договаривались о том, что все пенсионеры, все льготники смогут купить этот так называемый льготный проездной билет, договорились, что все они могут купить такие проездные документы.
Конечно, нужно очень рачительно относиться к расходам социального характера, бюджетным расходам. Но нельзя скупердяйничать. Я уверен, что вот такими решениями никаких серьезных социальных проблем, бюджетных проблем не решить. А людей это обижает. Я бы Вас попросил внимательно посмотреть еще раз, тем более что изначально федеральный центр, Правительство подписывали соответствующие договоры с регионами по поводу того, что и федеральные льготники и региональные льготники будут поставлены в одинаковые условия.
Я хочу, чтобы из нашего нынешнего с Вами разговора соответствующий сигнал дошел и до других руководителей регионов Российской Федерации. Что касается работающих пенсионеров, то это особый вопрос. И, между прочим, особый и в отношении именно Краснодарского края, потому что ведь это в основном самые пожилые люди. Кстати сказать, у нас пенсионеров в Российской Федерации по старости примерно 29 миллионов человек. Всего всех категорий – 38. Из них, по разным подсчетам, работают от шести до восьми миллионов человек. И они ведь не работают членами Политбюро ЦК КПСС. Это в основном нянечки в больницах, санитарки, это гардеробщики, некоторые другие виды деятельности они осуществляют, где доход очень маленький, минимальный. А рост цен на транспорт большой. И скоро их небольшой заработок, дополнительный, не будет покрывать транспортных расходов. Они просто перестанут работать. А где Вы возьмете людей? За счет мигрантов? Я знаю Ваш подход к этой достаточно острой проблеме, отчасти справедливый. Может быть, в Краснодарском крае особенно нужно смотреть и федеральным властям и региональным по поводу так называемой миграционной политики. Но они работать‑то здесь не будут. А вот этих рабочих рук Вы лишитесь.
У меня к Вам большая просьба вернуться к этой теме. Я не знаю, как в других городах Краснодарского края, но вот здесь вопрос решен таким образом, что, мне кажется, его нужно пересмотреть.
А.Ткачев: Я не смотрел вчера информационную программу «Вести» в Сочи и не знаком с этой информацией, но я думаю, что во всех городах этого нет. Если это есть, мы, безусловно, пересмотрим, найдем дополнительные источники. Это, естественно, все связано с расходами.
В.Путин: Федеральный центр предусмотрел на эти цели по уравниванию положения федеральных и региональных льготников пять миллиардов по году. Можно и увеличить – надо только посмотреть, сколько реально требуется. Вот сегодня только приняли решение, по‑моему, два миллиарда триста выделили еще дополнительно. Это не касается, конечно, работающих пенсионеров. Но, повторяю, это, конечно, внутренняя проблема региона либо города. Уверен, что ее можно решить.
У меня к Вам просьба большая – и с администрацией поработать, и с депутатами городских советов.
А.Ткачев: Хорошо, я думаю, мы найдем возможность все это решить.