Г.Греф: Добрый день. Вначале я бы хотел показать Вам результаты исследований, которые были проведены Консультативным советом по иностранным инвестициям, по опросу 158 крупнейших компаний, которые работают в России в течение длительного периода времени.
В.Путин: Когда проводился опрос?
Г.Греф: Опрос проводился в начале 2005 года и был представлен на прошлой неделе на заседании специального комитета.
В.Путин: Свежая статистика?
Г.Греф: Абсолютно свежая. И ответы на некоторые вопросы, в частности, следующие. Успешен ли бизнес в России? 80 процентов инвесторов оценивают свой бизнес в России за последние два года как успешный, 17 – как средний, три процента – как неуспешный.
На вопрос об увеличении прибылей и продаж 16 процентов компаний ответили, что получили прибыль более 50 процентов, 24 процента компаний – от 30 до 50 процентов и 14 процентов компаний – от 20 до 30 процентов.
78 процентов компаний из числа опрошенных планируют расширение своих операций в России, и уже в следующем году 46 процентов компаний планируют увеличить инвестиции в Россию. Это из позитивных отметок, которые прозвучали в вопросах.
28 процентов оценивают экономическую политику в области иностранных инвестиций как правильную, 27 – как неправильную, 45 процентов затруднились ответить. 54 процента компаний считают, что инвестиционный климат в ближайшие два года улучшится, 25 процентов – что не изменится и 21 процент – что ухудшится.
Пять основных преимуществ, по мнению инвесторов, следующие: 88 процентов считают, что это объем российского рынка; 77 процентов – это высокие устойчивые темпы роста экономики; 55 процентов – это высокое качество и низкая стоимость рабочей силы; 46 процентов – это макроэкономическая и политическая стабильность.
Теперь пять основных препятствий, которые видят инвесторы, для инвестиций в Россию. На первое место 71 процент инвесторов поставили коррупцию, 66 процентов – административные барьеры, 56 процентов – избирательное толкование и применение законов, 51 процент – неадекватное и противоречивое законодательство и 29 процентов – конфликты между государством и бизнесом.
Это основные итоги. На наш взгляд, они очень интересные. Структура очень серьезно изменилась. Последний раз такого рода опрос проводился четыре года назад, и картина очень сильно изменилась. Если наложить опрос на предыдущую картинку, то практически ни один из предыдущих приоритетов не совпадает с теми, которые перечислены здесь.
В.Путин: Изменились в какую сторону?
Г.Греф: Раньше это были проблемы безопасности, проблемы неоднородности применения законодательства во всех субъектах Федерации, фактически регионализация законодательства, – теперь вообще такой проблемы нет, проблема высоких налоговых ставок – теперь она ушла из десяти первых причин. То есть полностью поменялась картина.
Безусловно, это соответствует предпочтениям, которые высказывают российские компании при опросах. Должен сказать, что структура во многом совпадает. Соответственно, это задает вектор нашей деятельности.
В.Путин: Как Вы это собираетесь учитывать?
Г.Греф: Владимир Владимирович, мы сейчас дорабатываем окончательный вариант среднесрочной программы, в том числе с учетом этих опросов. Мы стараемся сфокусировать деятельность Правительства на ближайшие три года, поставить конкретные механизмы, чтобы преодолеть тот набор, тот ряд причин, которые российские и зарубежные компании считают значительными препятствиями для деятельности в России, с тем чтобы продвинуться по этим вещам. Они практически все находятся в компетенции Правительства: и проблемы коррупции – это связано, в том числе, и с административными барьерами, и с противоречивым законодательством: ясно, что нам надо сделать более прозрачной систему в принятии всех государственных решений; это связано с дальнейшим устранением административных барьеров, с изменением налогового и таможенного законодательства. Причем все, что связано с величиной таможенных и налоговых ставок, ушло за первую десятку проблем, но где‑то на пятом-шестом месте стоят проблемы таможенного и налогового администрирования.
В.Путин: Речь идет об упрощении администрирования?
Г.Греф: Да, об упрощении администрирования в однозначности толкования норм и в возможности эффективной защиты своих прав при соответствующих проверочных и контрольных мероприятиях.
Все эти вопросы мы стараемся максимально технологично прописать в среднесрочной программе. Я думаю, до конца марта мы ее окончательно доработаем и внесем в Правительство, с тем чтобы начать конкретную законотворческую и правоприменительную деятельность для решения этих проблем.