В.Путин: Добрый день.
Мы уже несколько раз возвращались к проблеме налогового администрирования, исполнения законов в этой части, говорили о результатах деятельности налоговой службы. Она функционирует у нас достаточно эффективно, особенно в последнее время.
Вместе с тем нужно посмотреть на то, что у нас происходит на практике: каково самочувствие участников хозяйственной деятельности, что нам нужно в этом отношении, на что нужно посмотреть повнимательнее, что нужно скорректировать, если есть то, что нужно корректировать. Нужно посмотреть, как функционируют те законы, которые были приняты в последнее время, и, конечно, еще раз вернуться к результатам деятельности за предыдущий период времени. Мы обсуждали эту тему с Александром Дмитриевичем [Жуковым]. Я сейчас попрошу сказать его несколько слов, а потом продолжим работу. Пожалуйста.
А.Жуков: Владимир Владимирович, в ходе налоговой реформы существенно были снижены налоги, и нам удалось ликвидировать необоснованные налоговые льготы, которые существовали. В последнее время существенно увеличился сбор налогов. И надо сказать, что все большее количество налогоплательщиков уплачивает налоги добросовестно.
В то же время в нашем законодательстве по‑прежнему остаются нормы, которые допускают двойные трактовки, и это приводит к огромному количеству споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Для того чтобы избежать этого, необходимо внести поправки в налоговое законодательство, которые однозначным образом трактовали бы нормы Налогового кодекса.Кроме того, нам нужна значительно более четкая регламентация при проведении налоговых проверок. Это касается и сроков проведения налоговых проверок, и того объема документов, который требуется от налогоплательщиков во время проведения налоговых проверок. Очень важно ввести и упорядочить процедуру досудебного рассмотрения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Все эти меры необходимы для того, чтобы не допускать необоснованного давления на добропорядочных налогоплательщиков.
В связи с этим мы предлагаем целый ряд мер.
Во‑первых, мы предлагаем, чтобы возражения и жалобы налогоплательщиков рассматривались не теми, кто проводил проверку, а специальными подразделениями, которые могут быть созданы в налоговых инспекциях, причем в налоговых инспекциях разных уровней. Это позволит более объективно рассматривать эти жалобы и споры до выставления актов, до судебных разбирательств разрешать те споры, которые часто возникают не по вине налогоплательщиков, а по причине различной трактовки налогового законодательства.
По особо крупным претензиям, которые выставляются налогоплательщикам, мы предлагаем в предварительном порядке предусмотреть процедуру рассмотрения этих претензий вышестоящими налоговыми инспекциями. Это позволит избежать ошибок, которые иногда встречаются при выставлении претензий, и излишних судебных разбирательств там, где есть и может быть достигнуто взаимопонимание между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Предлагается четко определить перечень документов, которые требуются для проведения генеральной проверки. Сегодня, к сожалению, такого перечня документов в налоговом законодательстве нет, и это приводит к тому, что налоговые органы затребуют абсолютно неограниченный перечень документов от налогоплательщиков. Они тоннами возят эти документы в налоговые инспекции, иногда они вовсе не требуются.
Необходимо также строго ограничить сроки выездных проверок. Сегодня они иногда продолжаются значительно дольше, чем это предусмотрено в Налоговом кодексе. Продлевать эти сроки нужно только в исключительных случаях, когда требуются углубленные проверки, какие‑то встречные проверки, или если это компания с очень большим количеством филиалов, то есть по строго мотивированным заключениям проверяющих.
Необходимо установить, что повторные проверки могут проводиться только при наличии особых оснований полагать, что при первичной проверке налоговыми органами был возможен сговор, – тогда налоговика проверяют.
Предлагается в случае угрозы банкротства ввести более гибкие механизмы предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов, для того чтобы требования налоговых органов не приводили к ликвидации предприятий, которые могут нормально работать. На наш взгляд, вот этот комплекс мер не полный: есть еще целый ряд предложений, которые позволят улучшить инвестиционный климат в России и укрепить доверие во взаимоотношениях бизнеса и власти.
В.Путин: Согласен с тем, что процедуры налоговых проверок должны быть упрощены. Сама проверочная деятельность должна быть упорядочена.
Что касается изменений в законе, давайте поговорим об этом поподробнее, и к этому нужно относиться очень осторожно. Спасибо.