В.Путин: Давайте начнем с проблем Юга России.
И.Левитин: Согласно концепции развития курортной деятельности на территории Юга России, в соответствии с указаниями, которые были даны на Госсовете 23 июля, Министерством транспорта разработана концепция развития транспортной инфраструктуры на Юге России. Мы рассматривали отдельно железнодорожный транспорт, авиационный, автомобильные дороги и морские пути.
Сегодня Юг России для нас принципиально важен тем, что около 30 процентов объемов перевозок идет именно через эту территорию. Вопросы перевозки пассажиров, их комфорта, качества услуг мы сегодня видим как приоритетную задачу. Инфраструктура развита неравномерно: где‑то мы можем пассажиров перевезти и авиационным транспортом, как в Сочи, и железной дорогой. В то же время 30 процентов отдыхающих в Геленджике сегодня добираются за 100 километров – из Анапы и за 170 километров – из Краснодара, потому что мы не можем обеспечить посадку соответствующих самолетов из‑за состояния полос. Поэтому сегодня для нас приоритетная задача – настолько унифицировать и гармонизировать инфраструктуру, чтобы пассажиру это было удобно. Сейчас самолеты, которые осуществляют подвоз из Урала, Сибири и Дальнего Востока, к сожалению, могут прилететь только в Краснодар или Сочи. Пересадка к тому же – это дополнительные затраты.
По автомобильным дорогам: сеть здесь развита достаточно для того, чтобы сконцентрировать перевозки грузов, однако дополнительных мер требует безопасность перевозок. Надо быстрее реализовывать планы по тоннелям, которые есть в районе Сочи, Красной Поляны, Джубгы и Туапсе. Мы пересмотрели транспортную стратегию и выделили деньги таким образом, чтобы максимально обеспечить проезд пассажиров по безопасной дороге. Это одна из главных задач.
По морским портам: мы хотим заняться портами не столько с точки зрения перевозки грузов – здесь мы уже добились успехов, а с точки зрения комфортности пассажиров. Условия сегодняшнего дня, конечно, далеки от тех, которые мы обязаны сделать. Морской вокзал в Сочи стоит без изменений 15 лет. Мы сделали программу, по которой хотим в течение года сделать здесь морской вокзал. Также мы хотим реанимировать те перевозки пассажиров, которые осуществлялись морским транспортом. Речь идет о России, Украине, Армении и Грузии. Люди всегда пользовались круизными судами. Потребность у людей есть перемещаться по странам СНГ, но, к сожалению, у нас нет сегодня возможности им предоставить эти услуги. Поэтому мы хотим в портах сделать достаточную инфраструктуру для пассажиров.
По транспортной инфраструктуре Юга России мы работаем во взаимодействии с губернатором края. Завтра у нас с ним большая поездка по этой теме. Мы посмотрим все эти точки, о которых я Вам докладывал. С полномочным представителем мы обсудили и железные дороги. Но мы хотим рассчитать эффективность всех наших работ, любое наше действие по железной дороге должно быть гармонично связано с автомобильной дорогой, так как пункты пересадки здесь очень развиты и важны. Здесь очень много мест отдыха. Если мы сосредоточимся только на крупных городах, мы потеряем пассажира, ему просто не на чем будет ехать.
В.Путин: Объездная дорога в Сочи обсуждалась?
И.Левитин: Да, мы обсуждали. Я сегодня был на объездной автомобильной дороге. Это тоже требует повышенного внимания Министерства транспорта, потому что 20 километров мы строим уже пять лет, и не видно, когда она будет закончена: технические элементы очень сложны для работы. Здесь нужно или тоннелем проходить, или эстакадой. Мы это все учли. Я думаю, что мы за четыре года, если сконцентрируем средства, сможем работу в Сочи выполнить в необходимом объеме – город, по сути, сейчас стоит.
В.Путин: Ранее говорили с Вами о необходимости завершения строительства некоторых крупных объектов, которые уже давно в состоянии незавершенности. Я имею в виду не только Юг России, но и, скажем, Поволжье. Что Вы по этому поводу скажете?
И.Левитин: Вы мне поручали пересмотреть концепцию развития транспортной инфраструктуры, в том числе дорожного строительства. В этой части мы предприняли следующие меры: мы сконцентрируем средства на тех объектах, которые мы можем быстро закончить и запускать. Так, конкретно, Вы давали мне поручение по мосту в Ульяновске, мы его строим уже около 15 лет, 8 миллиардов мы планируем распределить на те семь мостов, которые «зависают» уже более 10 лет, и за три года завершить их строительство.