В.Путин: Александр Владимирович, у нас в этом году много выборов в регионах. Нужна ли какая‑нибудь дополнительная помощь от Правительства, от Администрации Президента?
А.Вешняков: Да, до конца года состоятся выборы двенадцати глав исполнительной власти. Кроме этого выборы в одиннадцать законодательных органов власти в различных субъектах России также должны состояться в промежутке с октября по декабрь этого года. В принципе каких‑то дополнительных подходов со стороны исполнительной власти не требуется. Все у нас уже отработано с местными, региональными избирательными комиссиями, прежде всего с местными органами власти есть взаимодействие, есть четкое законодательство в этой части, и мы полагаем, что вполне справимся, хотя, конечно, в каждом субъекте есть свои особенности.
Открывают эту серию выборов 29 августа выборы в Чеченской Республике, досрочные выборы президента Чеченской Республики. Мы, естественно, уделяем этим выборам особое внимание. Вы знаете, по плану уже этой осенью мы хотели провести выборы в парламент этой республики, но трагедия, которая произошла…
А объединять вместе выборы и президента Чеченской Республики, и в парламент – неразумно, поэтому мы сейчас в завершающей стадии подготовки к досрочным выборам президента Чеченской Республики.
Осталось меньше двух недель, работает 430 участковых избирательных комиссий, сейчас идет сверка списков избирателей – серьезная проблема в Чеченской Республике, но мы надеемся, что она будет решена лучше, чем раньше. Работает в общей сложности в комиссиях 4 тысячи человек. Я со многими из них встречался, по моим впечатлениям, это очень ответственные, мужественные и довольно авторитетные в республике люди. Мы планируем в конце недели пригласить председателей избирательных комиссий Чеченской Республики и исполняющего обязанности президента – Абрамова Сергея Борисовича в Центризбирком России, чтобы в комплексе рассмотреть вопросы готовности к выборам. Если будет необходимость привлечения федеральных сил, то мы, конечно, выйдем с таким ходатайством. Но пока, как я оцениваю ситуацию, все идет в рамках требования законов. Семь кандидатов, они разные, с разной активностью ведут и агитационную кампанию.
Мы довольно жестко контролируем, чтобы было обеспечено бесплатное время в эфире государственных местных телерадиокомпаний Чеченской Республики. Оно предоставляется. Некоторые кандидаты не очень активно проявляют себя, но ряд из них довольно жестко борются за это место, но в рамках требований закона. Сильная авторитетная власть в Чеченской Республике, избранная народом, конечно, нужна. Поэтому я хотел бы предложить выборы в парламент Чеченской Республики не откладывать далеко. Может быть, если не в этом году, то весной 2005 года их уже надо проводить, потому что власть должна стоять на двух ногах, одна нога – избранный народом Чеченской Республики президент, вторая – это парламент. Парламент там, кстати, двухпалатный предусмотрен. Одна палата, 40 депутатов, избирается по смешанной системе, половина по партийным спискам, другая – по одномандатным округам. Вторая палата – это на территории 21 района. Подготовительная работа уже проводилась, она была отодвинута трагическими событиями. Я общался со многими людьми, они говорят, что если бы были уже избранные власти, то это было бы надежней и позволило бы более эффективно решать все вопросы.
В.Путин: Я согласен с Вами и готов поддержать, но все это нужно решать уже вместе с вновь выбранным Президентом Чечни.
А.Вешняков: Конечно. От него будет многое зависеть. Тем более что 29 августа – это уже день выборов.
Кстати, проявляют интерес международные наблюдатели. Мы хотя и не имели таких международных обязательств, но исходя из доброй воли, которую проявило руководство Чеченской Республики, были приглашены наблюдатели и из СНГ, и Лиги арабских государств, и Организации «Исламская конференция», и ОБСЕ. Практически все они откликнулись. Поэтому, наверное, 20–30 человек, представляющих эти организации, будут наблюдать за организацией голосования на территории Чеченской Республики 29 августа.
В.Путин: А Ваша международная деятельность как складывается?
А.Вешняков: Вы помните, два года назад мы проводили в Москве конференцию Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы. Главный документ, который мы тогда обсуждали как проект, – конвенция о стандартах выборов, избирательных прав и свобод Европы. За два года мы не только довели этот документ до соответствующего оформления, но и представили его от имени Ассоциации в Совет Европы. На Парламентской ассамблее Совета Европы парламентарии поддержали эту идею, дали поручение Комитету министров. Более того, буквально весной этого года по просьбе Парламентской ассамблеи Совета Европы сделано заключение довольно уважаемой в Европе Венецианской комиссии. Венецианская комиссия проанализировала этот документ и пришла к выводу, что он очень добротный и очень своевременный для развития в целом стандартов выборов, которые в Европе в этом нуждаются. Ведь Европа теперь совсем другая по сравнению с тем, что было в 90-х годах прошлого века, за пятнадцать лет так много изменилось и в политическом климате, и в правовых подходах. Поэтому мы надеемся, что, опираясь в том числе и на заключения экспертов Венецианской комиссии, доработаем этот документ.
Россия как страна могла бы внести законодательную инициативу в Совет Европы. Есть страны, которые не очень положительно на это смотрят, особенно страны старых демократий. Они полагают, что все уже устоялось, хотя на примере прошлых выборов в Америке четыре года назад мы видим, что нельзя упрощать технические вопросы выборов, которые могут превратиться в крупный политический скандал. Кстати, Центризбирком России получил приглашение побывать на выборах в США, мы получили такое приглашение от Международного фонда избирательных систем. Мы, естественно, этим воспользуемся, потому что это познавательно да и просто необходимо, так как мы живем в одном мире. Такой обмен мнениями и информацией, а это лучше наблюдать во время «живых» выборов, – очень важен. Мы, Россия, открыты для всего мира, и наши партнеры приглашают нас тоже.
В.Путин: А на пространствах СНГ такая работа проводится? Есть какие‑нибудь планы в этом отношении?
А.Вешняков: Существуют весьма обширные планы. На будущей неделе я приглашен на конференцию по избирательным вопросам в Казахстане. Там в этом году, кстати, парламентские выборы, куда мы тоже приглашены в качестве наблюдателей и собираемся участвовать. Кроме этого мы приглашены в качестве наблюдателей на Украину, на выборы Президента Украины, в Белоруссию на парламентские выборы, поэтому у нас широкая география связей с нашими коллегами в избирательных органах и не только в странах, которые я назвал. Я уже говорил про европейскую конвенцию, которая существует как проект, а в СНГ такая конвенция уже действует.
В.Путин: Нет ли каких вопросов по финансовому обеспечению Центральной избирательной комиссии?
А.Вешняков: В этой части я должен сказать, что все решается в соответствии с бюджетом, утвержденным на 2004 год, и мы получаем четко все средства от Правительства Российской Федерации на те задачи, которые мы решаем. Более того, мы в этом году проводили выборы Президента, отчитались по ним полностью и сэкономили более полутора миллиардов рублей. Потому что, во‑первых, не потребовался второй тур голосования, это не от нас зависело, а от избирателя Российской Федерации, а кроме этого был применен ряд более современных и эффективных технологий, то есть некоторые средства мы не истратили и, естественно, перечислили их обратно в бюджет. Поэтому мы надеемся, что и на выборах в регионах, это более актуальная тема, тоже будет своевременное финансирование. Там, к сожалению, задержки с передачей средств в избирательные комиссии бывали.
В.Путин: Надо бы эти средства использовать на социальные вопросы. Я это обговорю с Председателем Правительства.
А.Вешняков: Совершенно правильно, потому что в конце июня финансовый отчет был полностью представлен. Кстати, мы действуем в этом отношении очень открыто, финансовый отчет направлен палатам Федерального Собрания, также опубликован на сайте Центральной избирательной комиссии. Там есть интересные картинки, характеризующие количество расходов из государственных средств, количество спонсорских денег, перечисленных нашим партиям и кандидатам, участвовавшим в выборах, в том числе и в Госдуму.
Кстати, там есть некоторые выводы и предложения, которые надо учитывать в будущем с точки зрения шлифовки позиций нашего законодательства. В частности, как известно, каждая партия получает средства от юридических лиц и физических лиц, все это открыто. Но ряд партий получали средства от юридических лиц, которые называются некоммерческими фондами. Остается непонятным, кто перечислял средства. Установить это невозможно. Быть может, там и заграничные средства есть. Некоторые партии в качестве основных источников своих избирательных фондов получали средства от этих самых «некоммерческих фондов». То есть, с одной стороны, у нас прозрачность всех пожертвований, а здесь оказалась применена такая технология, которую стали применять на практике некоторые политические партии, скрывая своих истинных финансистов. По такого рода поводам надо будет сделать серьезный анализ, сделать некоторые уточнения, чтобы не было возможности осуществлять укрывательство источников финансирования, применяя технологии подобного рода.