В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас сегодня очень важный вопрос. Завтра нам его предстоит обсудить в комплексе. И, как сложилось у нас на практике, перед обсуждением серьезных проблем на Госсовете мы проведем предварительное обсуждение на президиуме.
Вопрос разграничения полномочий – это не чисто административный вопрос. Он связан с реальной хозяйственной деятельностью, с исполнением социальных обязательств перед населением. И, разумеется, в этом процессе крайне важен учет интересов всех уровней власти, важен содержательный и конструктивный диалог между всеми участниками этой дискуссии с тем, чтобы выйти на обоснованные, нужные стране решения.
Обозначу только несколько принципиальных моментов.
Первое. Мы должны в полном объеме завершить разграничение полномочий между центром и регионами – это само собой разумеется, мы об этом много раз говорили. При этом нужно и дальше строго следовать принципу сбалансированности расходных обязательств и доходных полномочий. Задачи и функции каждого уровня власти должны четко соответствовать их имущественным, налоговым и иным возможностям. Реализация этого принципа возможна только на базе адекватного российского законодательства.
Четкое соответствие полномочий и ресурсов должно строго соблюдаться в бюджетном процессе и в обновленной социальной политике. И на этой базе мы будем строить наши проекты в сфере образования, здравоохранения, развития рынка массового жилья.
Второе. Очевидно, что целый ряд полномочий Российской Федерации в рамках 72-й статьи Конституции гораздо эффективнее делегировать непосредственно на места – в субъекты Федерации или на муниципальный уровень. Об этом мы с вами много раз говорили – я знаю по этому поводу примеры, которые вами приводились, согласен с такой позицией. Нужно реализовывать; опираясь на федеративные основы Конституции, мы должны решительнее идти на подобные шаги.
Хотел бы особо при этом сказать: делать это нужно на единой правовой базе и с учетом реальной готовности регионов и муниципалитетов брать на себя ответственность. И, конечно, с обеспечением их необходимыми ресурсами для реализации этих функций со стороны Федерации. Федерация, согласен здесь с Правительством, должна оставить за собой право контролировать исполнение делегируемых федеральных функций. При этом количество территориальных подразделений федеральных органов власти следует свести к необходимому эффективному минимуму. Укрепление федеративных отношений должно стать основой для сокращения общей численности государственного аппарата.
Третье. В ходе административной реформы на федеральном уровне целый ряд госфункций был признан избыточным и дублирующим. Воссоздание или сохранение подобных функций, как я уже говорил в Послании, на уровне регионов и муниципалитетов недопустимо. По сути, такой прямой ревизии государственных решений мы не должны допустить. И я прошу всех за этим строго следить. И все прецеденты сохранения административных барьеров необходимо не только контролировать, а пресекать.
И, наконец, последнее. Следует исключить любые провалы и временные разрывы в исполнении государственных функций в ходе их передачи на другой уровень власти или реорганизации административных аппаратов.
Еще раз подчеркну, что все наши начинания в сфере государственного строительства и развития местного самоуправления призваны служить главному – ощутимому росту качества публичных услуг гражданам со стороны органов власти и управления. Граждане страны во всех ее регионах должны почувствовать, что власть стала ближе к ним и отзывчивей к их нуждам, стала работать более эффективно. В этом основной смысл всех этих преобразований.
На этом я бы хотел закончить и передаю слово нашему коллеге из Владимирской области.