В.Путин:Добрый день, Александр Дмитриевич. Давайте обсудим текущие дела.
А.Жуков: Несмотря на то что сейчас административная реформа является одним из главных вопросов для Правительства – потому что нужно быстро наладить работу новых министерств и ведомств, – мы сейчас готовим целый ряд серьезных законодательных инициатив, потому что, в общем, административная реформа не является самоцелью. Бюджетный процесс у нас начался, поэтому в первую очередь нужно определиться с налогами. Мы сейчас готовим предложения по дальнейшей либерализации, снижению налогов – целый пакет предложений. А на ближайшем заседании Правительства в четверг мы будем рассматривать Лесной кодекс. Это очень важный комплексный документ, который по‑новому будет регулировать лесоохранное законодательство и пользование лесными ресурсами, для того чтобы делать это более эффективно. Пока Россия, богатейшая в мире страна по лесам, получает от этого очень маленькую отдачу.
Практически готов новый законопроект об обязательном медицинском страховании граждан. В этой сфере предлагаются важные изменения, связаны они, в первую очередь, с упорядочением обеспечения медицинским страхованием неработающих граждан (они у нас пока выпадают из сферы медстраха), и сейчас предлагается стройная система, прежде всего, в регионах.
В.Путин: В стране много неработающих, и эти люди не должны выпадать из действия Закона о медицинском страховании.
А.Жуков: Минимум в государственном стандарте по медицинской помощи обязательно должен распространяться всех граждан России, именно на это законопроект и направлен, он очень важный. Думаю, что в марте мы уже будем готовы вносить его в Государственную Думу. Работаем над ним вместе с депутатами для того, чтобы ускорить процесс согласования.
Очень важный блок законопроектов связан с административной реформой. Мы считаем, что административная реформа – это не самоцель. Здесь очень важно оптимизировать работу сети бюджетных учреждений, всей бюджетной сети.
В.Путин: Я знаю, что к внесению в Думу готовились предложения по Водному кодексу в части некоторых изменений в действующем законодательстве. Новый состав Правительства подхватил эту работу?
А.Жуков: Да. Мы сейчас как раз работаем и над Водным кодексом. Я думаю, что в ближайшее время, до конца марта мы дадим окончательную редакцию Водного кодекса. Во‑первых, он вводит федеральную собственность на все водные ресурсы, за исключением водоемов ограниченной площади, которые находятся в конкретных местах. В общем, будет федеральная собственность на водные ресурсы, важнейшие стратегические ресурсы. Это первое. Второе – очень важно правильно решить вопрос проведения водоохранных мероприятий.
В.Путин: Абсолютно точно. Прошу Вас не забывать и про третью составляющую – недропользование. Вы знаете всю чувствительность и важность этого вопроса и для экономики страны, и для самой сферы недропользования, и для граждан. Это очень важная тема и для Правительства, и для Думы, один из приоритетов нашего Правительства.
А.Жуков: Конечно, этот вопрос будет обязательно приоритетным для Правительства. Здесь, видимо, потребуется несколько больше времени, потому что нужно подготовить взвешенный законопроект – новую редакцию закона о недрах. У нас сейчас новый Министр природных ресурсов, он в этом деле обязательно будет принимать активное участие. Я надеюсь, что мы все‑таки успеем до конца весенней сессии Правительства их подготовить. Там очень много серьезных вопросов. Думаю, что некоторые первоочередные нормы, которые регулирует недропользование, мы в ближайшее время внесем, и, наверное, в пакете налоговых законопроектов также будут вопросы, касающиеся улучшения налогообложения.
В.Путин: Успеем мы это увязать с бюджетным процессом, как, по‑Вашему?
А.Жуков: Мы просто обязаны это увязать с бюджетным процессом, потому что бюджет будет строиться на уже принятых налоговых законах. Правительство обязано сам проект бюджета основывать только на том, что уже принято, а не на том, что мы планируем. Поэтому мы постараемся успеть, хотя, в общем, все это придется все делать одновременно.
В.Путин: Это одновременно придется делать и с административной реформой, о которой Вы только что упомянули. Конечно, мы с Вами много раз на этот счет говорили: смысл обновления Правительства еще до президентских выборов был в том, чтобы не утратить темп преобразований. Давайте теперь поговорим о собственно административной реформе.
А.Жуков: В соответствии с Указом Президента, мы образовали межведомственную комиссию, которая занимается его реализацией. Конечно, очень много вопросов, связанных с новой структурой Правительства. В очень сжатые сроки, буквально в двухнедельный срок, нужно уже подготовить документы, которые определяют основные функции вновь созданных министерств, агентств, служб. И вместе с этими основными функциями будет установлена штатная численность на всех уровнях и посчитаны примерные расходы на новый аппарат. В течение месяца Правительство уже примет решение, утвердит все это постановлением Правительства и в течение двух месяцев должны быть полностью завершены все документы по всем министерствам и ведомствам, то есть будут утверждены положения о них, в которых подробнейшим образом записана вся компетенция: кто чем занимается, кто за что отвечает. Трудность, конечно, в том, что сейчас переходный период, нужно принимать целый ряд срочных решений, для того чтобы не остановить процесс. Это касается многих сфер: и регистрации предприятий, и регулирования, скажем, рынка ценных бумаг.
В.Путин: Как известно, Минюст преобразований пока в основном не претерпел, поэтому на это не нужно ссылаться.
А.Жуков: Еще одна важная тема, которую мы не затронули, – Правительство вместе с Администрацией Президента подготовило очень большой пакет законов, направленных на развитие рынка доступного жилья. Эта тема очень важная, на наш взгляд. Там порядка 30 законов, это очень комплексная, большая тема, она связана и с тем, чтобы нормально заработала ипотека. Я думаю, мы будем готовы в течение месяца.
В.Путин: Александр Дмитриевич, для того чтобы решать проблему жилья, одной ипотеки недостаточно, мы с Вами это знаем. Различные экспертные группы рассматривали много вариантов развития жилищного строительства и доступности его для основной массы населения. Поэтому я надеюсь, что в этих предложениях будут отработаны все известные в мире и применимые для России способы развития жилищного строительства. Ипотека, конечно, одно из основных направлений, но не единственное.
А.Жуков: Совершенно правильно. И мы как раз в этом направлении работаем: не только долгосрочное кредитование, но создание среды, которая позволила бы строить именно доступное, дешевое жилье, которым могли бы воспользоваться прежде всего молодые семьи.