В.Путин: Уважаемые коллеги!
Сегодня нам предстоит обсудить ряд принципиальных проблем отечественного агропромышленного комплекса, а также поговорить о формах и методах государственной политики содействия развитию сельхозпроизводства.
Все это подкреплено реальными делами, реальными планами – это факт, и я хотел бы обратить внимание на целенаправленные действия со стороны Правительства, которые дают нам основания считать, что так оно и будет. Я имею в виду в том числе подготовку основного экономического закона 2004 года – бюджета Российской Федерации. Несмотря на все проблемы, сложности, нерешенные пока задачи, в начале этого пути я настраивал Правительство на то, чтобы бюджет страны на 2004 год был сверстан исходя из необходимости удержать макроэкономическую стабильность в стране, и основные параметры, которые прошли первое чтение, как раз говорят о том, что мы скорее всего на такое состояние экономики и выйдем.
Я напомню, что и в этом году мы сверстали наш бюджет с профицитом в 2,5 процента. И в будущем году мы собираемся не просто собирать и тратить деньги до последнего рубля, мы опять планируем профицитный бюджет, а средства, которые будут получены, будем собирать в стабилизационный фонд, или, как в других странах говорят, в фонд будущих поколений, имея в виду, что в случае неблагоприятного развития ситуации на мировых рынках у нас будет так называемая «подушка безопасности». Это те средства, которые нам позволят смягчать неблагоприятное развитие ситуации на мировых рынках.
То же самое и в социально-политической сфере – у нас еще только отлаживается многопартийная система, но тем не менее сложилась устойчивая система выборов. Мы сейчас движемся к выборам в Государственную Думу, в этом году у нас еще в 10 регионах должен завершиться выборный процесс: в Петербурге, в Чечне, в Москве, Московской области и других субъектах Федерации. Очень бы хотелось, чтобы чувство стабильности у нас не перешло в другое качество, когда создастся впечатление, что все проблемы решены и ничего не нужно, что где‑то там без нас кто‑то что‑то сделает.
Я надеюсь на высокую политическую активность наших граждан, поскольку это всегда для власти очень важный сигнал – и сама активность, и расстановка акцентов в этих предпочтениях населения в ходе предвыборных кампаний и самих выборов.
Завершить хотел бы тем, что, несмотря на достаточно сложный политический график, несмотря на предстоящие выборы в парламент страны, президентские выборы в марте, мы вместе с депутатами Государственной Думы сверстаем не популистский бюджет, а главный экономический закон страны, нацеленный на развитие нашей экономики и на подтверждение нашего курса на стабильное развитие России.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить по ключевому направлению нашей деятельности – по проблемам развития сельского хозяйства. Прежде всего хочу поздравить вас и всех тружеников России с приближающимся праздником – Днем работника сельского хозяйства. Желаю здоровья, успехов и, конечно, богатых урожаев.
Скажу сразу, что за последние годы в агропромышленном комплексе России произошли существенные позитивные изменения, реально формируется многоукладная сельская экономика. Экономика, основанная на разных формах собственности и хозяйствования. Внедряются новые технологии и современные управленческие финансовые схемы. Развиваются системы кредитования товаропроизводителя, страхования, лизинга. Сегодня мы только что говорили с Министром сельского хозяйства, и хочу подтвердить, что мы и дальше будем развивать эти формы, в том числе и систему лизинга.
В текущем году на эти цели дополнительно истратили 3 миллиарда и еще 7 миллиардов дополнительно на покрытие расходов сельхозпредприятий, связанных с ущербом от неблагоприятного климата и погоды за последнее время.
Важно, что укрепляется правовая база, принят Земельный кодекс Российской Федерации, что российское село становится экономически привлекательным. АПК в целом избавляется от образа хронически депрессивного сегмента экономики. Подтверждение тому – увеличивающийся объем инвестиций. За последние три года их рост составил 13 процентов. Вырос общий оборот торговли продовольственными товарами, отмечается серьезное оживление в пищевой, перерабатывающей промышленности. Мы находимся в Краснодарском крае, и если мне не изменяет память, то только на Кубани рост сельскохозяйственного производства за 2002 год – 7 процентов. Очень неплохой показатель. Наконец, очевидное подтверждение результативности перемен – выход России в прошлом году на мировой рынок зерна. Мы и в позапрошлом году уже сделали такие пробные шаги, но в прошлом году такой выход состоялся окончательно.
В нынешнем году ряд регионов страны столкнулся с серьезными природными проблемами. В целом по стране сбор зерна и зернобобовых прогнозируется в объеме 70 миллионов тонн, что примерно на 16 миллионов тонн меньше, чем в прошлом году, но, несмотря на это, хочу подчеркнуть – потребность страны в продовольственном зерне, а также обязательства по экспортным контрактам мы обеспечим полностью.
Наряду со всеми этими достижениями проявляются и проблемы, известные и новые. Из сельхозоборота по‑прежнему выведены миллионы гектаров пашни. Все еще не является оптимальной структура машинно-тракторного парка. Нет должного видения системы восстановления плодородия почв.
Остановлюсь на некоторых вопросах и проблемах. Первое – в 2003 году ассигнования на поддержку сельскохозяйственного производства были увеличены на 20 процентов. Вместе с тем эффективность субсидий и индульгенций все‑таки пока недостаточно высокая, а их расходование не всегда носит адресный и, прямо скажем, прозрачный характер. Здесь нужно разработать более четкий и более понятный механизм, в том числе адекватный практике Всемирной торговой организации.
Второе – это сложное финансовое состояние сельхозпредприятий. Их суммарные долги по всем обязательствам на 1 апреля 2003 года составили 332 миллиарда рублей. Просроченную кредиторскую задолженность имеют 83 процента сельхозпредприятий России.
Как вы знаете, уже предприняты некоторые шаги по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий. Подписан Указ Президента России, определяющий процедуру списания штрафов и пени.
Хочу сказать, что я благодарен «Единой России», некоторым губернаторам, в том числе губернатору Краснодарского края, губернаторам Ростовской области, Алтайского края, Орловской области, за их позицию. Все говорили о необходимости решения этого вопроса. И несмотря на то, что теоретически некоторые вещи кажутся противоречащими основным установкам Правительства с точки зрения макроэкономики, если эти теоретические положения вступают в явное противоречие со здравым смыслом, то, конечно, держаться за них бессмысленно, и думаю, что мы поступили правильно.
Замечу, что сама практика подготовки этого решения может служить хорошим примером ответственной работы власти, политических партий, региональных властей.
Еще одна проблема, на которой я хочу остановиться, – это слабое развитие инфраструктуры рынка и, что крайне опасно, его монополизация, особенно на региональном уровне. Речь идет в первую очередь о монополизме поставщиков удобрений, топлива и других материальных ресурсов для села, а также о многочисленных посредниках. Они уже навязывают сельхозпроизводителям заведомо заниженные цены на их продукцию. Здесь нужны продуманные решения как в сфере антимонопольного регулирования, так и в тарифной политике. Должен сказать, что и здесь так называемое сельскохозяйственное лобби в руководстве страны все‑таки сыграло в целом положительную роль. Я имею в виду последнее наше решение о квотировании на мясо, на другие сельхозтовары. Самое главное, чтобы нам не увлечься этим безмерно. Мы должны соблюдать баланс интересов производителей и потребителей. Все решения подобного рода должны способствовать росту отечественного сельхозпроизводства, но не должны наносить ущерба потребителям сельхозпродукции внутри страны. Эти решения не должны приводить к росту цен на рынке сельхозпродукции. Полагаю также, что решение проблемы и в создании интегрированных компаний, а именно предприятий, объединяющих в единый производственно-финансовый цикл производство, переработку и реализацию продукции. Такая модель существенно снижает экономические издержки и потери, а растущая прибыль дает ресурсы для расширенного воспроизводства и реализации.
В целом мы должны готовить базу как для качественного технологического перевооружения сельхозпроизводства, так и для повышения его культуры. Это особенно важно для российского агрокомплекса, значительная часть которого находится в далеко не оптимальной климатической зоне. Только на пути инноваций и резкого повышения производительности труда мы сможем обеспечить и конкурентоспособность отечественного агрокомплекса, и его устойчивое развитие. Научные, конструкторские, технические заделы для этого, конечно, есть. Мы могли в этом убедиться. Наши комбайны уже приближаются к мировому уровню. Теперь надо, чтобы они были эффективно интегрированы в современные схемы хозяйствования. Уверен, если мы решим эту задачу, то российское село станет одним из важнейших ресурсов роста национального благосостояния.
Я на этом хочу вступительное слово закончить. Благодарю вас за внимание.