В.Путин: Галина Николаевна, сколько у нас в этом году 1 сентября пошло учащихся, студентов в школу? Сколько преподавателей приступили к работе?
Г.Карелова: 34 миллиона, Владимир Владимирович, это обучающиеся, учащиеся. 18 миллионов – в школах, 6,5 миллиона – студенты высших учебных заведений. И преподавателей около 5 миллионов. То есть вся отрасль – это уже 40 миллионов, это огромное количество людей. И, конечно, я посмотрела, я тоже была сегодня в школе, это бабушки, дедушки, то есть это практически вся страна.
В.Путин: Галина Николаевна, мы 1 сентября здесь, в Москве, и в крупных городах посещаем те учебные заведения, которые находятся в непосредственной близости от нас. Здесь тоже много вопросов и нерешенных проблем, но решать их здесь все‑таки полегче, чем в отдаленных районах. Россия – это большое государство с огромной территорией, есть очень отдаленные регионы. Не хочется говорить об этом сегодня, в праздничный день, но тем не менее нужно вспомнить о тех чрезвычайных происшествиях, которые произошли в последние месяцы. В основном они происходили в отдаленных и прежде всего сельских школах. Я бы попросил Вас, во‑первых, рассказать о том, как обстоят там дела, а во‑вторых, больше уделять внимания этим учебным заведениям. Им приходится сложнее всего.
Г.Карелова: Я полностью согласна, Владимир Владимирович. У нас 5600 школ, где количество учеников до 25 человек, – это сельские школы. Где‑то 6,5 тысячи школ, включая вот эти 5600 школ, где учатся до 100 человек. И, конечно, когда мы смотрели вместе с властями регионов, какие надо предпринять меры, то были проблемы. 20 тысяч рублей выделялось, допустим, на капитальный ремонт школы, а сигнализация, все пожарные меры, которые должны были быть сделаны, они стоят порядка 500 тысяч рублей. Поэтому, конечно, мы каждую сельскую школу попытались проревизовать. Была комиссия, сегодня я абсолютно объективно говорю, что нет ни одной сельской школы, где не были бы дважды, трижды различные проверки. И здесь мы с МЧС, с пожарными службами отработали, что будут и такие формы, как мотоциклетные бригады, поскольку не везде можно сделать современную сигнализацию. И мы понимаем, Владимир Владимирович, что надо объехать нам самим большее количество сельских школ. Я уже посетила около 20 школ. Многими можно гордиться, многие производят, конечно, отрицательное впечатление. В ближайшее время я буду в Дагестане, попытаюсь охватить как можно большее количество школ. Сегодня я еду в Удмуртию, две школы мы посетим, обе сельские. Нам важно было, чтобы были подготовлены школы в Чечне: 22 школы заработали вновь, и 459 школ всего начали работу. То есть работа действительно проведена была колоссальная.
В.Путин: Как с точки зрения финансового обеспечения повышения стипендий – сбоев не будет здесь у нас никаких?
Г.Карелова: В данный момент нет.
В.Путин: Средства выделены?
Г.Карелова: Выделены. Более того, на следующий год есть еще одна новация. 25 процентов стипендиального фонда пойдет на социальные стипендии. То есть если у рядового, обычного студента стипендия 400 рублей с 1 сентября, с сегодняшнего дня, то 600 рублей он может получать дополнительно за счет стипендиального социального фонда, и тысяча рублей – это уже какие‑то средства, которые позволяют ему жить, хотя, конечно, ясно, что это мало.
В.Путин: Как идет подготовка к повышению заработной платы, о чем мы договаривались, с 1 октября текущего года в социальной сфере, и в том числе для преподавателей? Там речь шла о 33 процентах.
Г.Карелова: Да, 33 процента. Территории готовы. Мы провели Всероссийское совещание с замглавами. Конечно, есть ряд территорий, и с Минфином мы их отсчитали, это порядка 15 процентов территорий, которые боятся, что не справятся своими силами. Но, как вы знаете, внесен закон с поправками в бюджеты по поводу 10 миллиардов дополнительно на эти цели как помощь из федерального бюджета регионам. Поэтому я думаю, что мы максимально вовремя подготовимся и не позволим выйти на какие‑то дополнительные там невыплаты или долги.
В.Путин: Вы знаете, я был сегодня в Красногорске, в профессионально-техническом училище. И должен сказать, что опыт функционирования училища очень хороший. Мы говорили и с руководителем, и с Министром образования, и с директором предприятия, которое является базовым для этого училища. Это сочетание, при котором государство является соучредителем и особые отношения у таких учебных заведений складываются с производством, крайне важно. Я вас прошу просто обратить на это внимание. Это заслуживает анализа и распространения по стране. Молодые специалисты, которые приходят потом на предприятия, получают даже больше, чем люди, которые там давно работают. Понимаю, что здесь есть проблемы, которые лежат в плоскости социальной справедливости, но вот директор считает, что это обоснованно. Он сразу же молодому специалисту кладет заработную плату 6 тысяч рублей, в Красногорске это прилично. Это неплохие деньги. Директор объяснил свою позицию, думаю, что она является абсолютно правильной. Он говорит: приходят люди молодые, но они высококвалифицированные специалисты, и я считаю правильным платить за этот высокий уровень квалификации.